Ответы на вопросы на стр.93 Часть 2 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)










Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия. Стр. 93
Народная комедия, народная драма, общественная комедия, историческая хроника, речевой образ, амплуа, персонаж, внесценические персонажи, драматургическая интрига, речевое движение, драматургический конфликт, комическое, «натуральная школа», славянофильство, гоголевское направление.
1.
Народная комедия — это жанр, корни которого уходят в фольклорную традицию и народные формы искусства. Она создаётся на основе сюжетов, взятых из повседневной жизни, и насыщена элементами народного юмора, иронии и сатиры. Народная комедия, как правило, высмеивает человеческие пороки — жадность, глупость, хитрость — и учит моральным истинам, которые являются основой общественной жизни. В творчестве А. Н. Островского, особенно в его ранних пьесах, народная комедия ярко отражает реалии купеческой и мещанской среды. Например, в пьесе «Свои люди — сочтёмся» драматург использует элементы фольклора, вводя народные пословицы, поговорки, выражения, которые делают комедию близкой и понятной широкой аудитории. При этом комический эффект достигается за счёт гиперболизации характеров и ситуаций, подчёркивающей нелепость и аморальность поступков героев.
2.
Народная драма — это литературный жанр, в котором отражены основные проблемы и переживания народа. Её герои часто противопоставляются социальным структурам, которые ограничивают их свободу, мечты и счастье. Народная драма обычно показывает конфликты между традициями и личными стремлениями героев. В пьесах Островского этот жанр приобретает особую актуальность. Например, в «Грозе» народная драма проявляется в трагической судьбе Катерины, которая вынуждена бороться с устоявшимися патриархальными нормами. Через образ Катерины драматург исследует идею внутренней свободы, а также показывает, как социальное окружение может подавлять личные стремления. Народная драма отличается эмоциональной глубиной и универсальностью, что делает её близкой зрителям разных эпох.
3.
Общественная комедия — это жанр драматургии, в котором человеческие пороки рассматриваются через призму социального анализа и комического восприятия. В этом жанре авторы используют сатирические приёмы, чтобы показать несовершенство общества, разоблачить злоупотребление властью, лицемерие или жадность. Общественная комедия Островского обличает алчность, лицемерие и эгоизм. Например, в пьесе «Свои люди — сочтёмся» драматург через характеры главных героев, таких как Подхалюзин, показывает, как жадность разрушает человеческую душу и ведёт к деградации личности. В этом жанре драматург удачно сочетает элементы сатиры и бытовой реальности, что делает его произведения не только увлекательными, но и поучительными.
4.
Историческая хроника — это жанр, посвящённый описанию событий, сыгравших важную роль в истории общества. Этот жанр позволяет автору исследовать влияние определённых эпох и их культурных традиций на жизнь людей. Хотя Островский не создавал исторических хроник в прямом смысле этого слова, его пьесы часто включают элементы, которые показывают определённые исторические периоды через бытовые и социальные конфликты. Например, в пьесах, посвящённых купеческому быту, драматург раскрывает традиции и обычаи, которые складывались на протяжении многих лет.
5.
Речевой образ — это уникальный способ выражения характера героя через его речь. Этот приём позволяет драматургу подчеркнуть социальное положение, внутренние переживания и эмоциональное состояние персонажа. В пьесах Островского речевой образ становится важным элементом характеристики. Например, речевые обороты Подхалюзина в «Свои люди — сочтёмся» подчёркивают его хитрость и прагматичность, а изысканная речь Ларисы в «Бесприданнице» указывает на её возвышенность и стремление к свободе. Таким образом, через речевой образ Островский раскрывает не только индивидуальность героев, но и общие черты их социальной среды.
6.
Амплуа — это определённый тип ролей, закреплённых за актёрами или персонажами. В драматургии амплуа помогает создавать узнаваемые образы и поддерживать традиции театральной игры. У Островского герои часто делятся на определённые амплуа, например, «молодая героиня», «кум королю», «злодей» или «простодушный персонаж». Это позволяет ему создавать узнаваемые и универсальные типажи, которые раскрывают основные конфликты его пьес. Амплуа также помогает актёрам глубже вживаться в роль и лучше понимать мотивы своих персонажей.
7.
Персонаж — ключевое понятие в драматургии, обозначающее действующее лицо пьесы, через которое раскрываются главные темы, конфликты и идеи произведения. В пьесах А. Н. Островского персонажи нередко выступают представителями определённых социальных групп, что позволяет драматургу исследовать общественные проблемы и культурные особенности своего времени. Например, в пьесе «Гроза» Катерина является воплощением борьбы за свободу и личное счастье, а Тихон — жертвой общественных норм и патриархального уклада.
Персонажи Островского делятся на несколько категорий, отражающих их функции в сюжете. Есть главные герои, вокруг которых разворачивается основное действие, и второстепенные персонажи, которые выполняют вспомогательную роль, но при этом помогают раскрыть главные идеи пьесы. Например, в «Бесприданнице» Лариса Дмитриевна — главный персонаж, вокруг которого строится вся интрига, а такие герои, как Карандышев и Паратов, отражают противоположные стороны её жизненного выбора.
8.
Внесценические персонажи — это герои, которые не появляются на сцене, но о них упоминают другие персонажи, и они играют важную роль в развитии сюжета. В пьесах Островского такие персонажи часто служат для того, чтобы дополнить характеристику главных героев или создать определённую атмосферу. Например, в «Грозе» упоминания о барыне Кабанихе, которая всем управляет в доме, усиливают ощущение патриархальной строгости и давления на Катерину.
Одной из главных функций внесценических персонажей является создание контекста, который помогает глубже понять мотивы действующих лиц. Например, упоминания о «богатых родственниках» Ларисы в «Бесприданнице» подчёркивают её трагическое положение и усиливают контраст между её мечтами о счастье и реальностью.
Кроме того, внесценические персонажи могут служить символами определённых идей или концепций. Так, в пьесах Островского упоминания о традиционных нормах и обычаях, которые «продиктованы предками», часто связаны с темой сопротивления общественным ожиданиям.
9.
Драматургическая интрига — это сложное переплетение событий, которое движет сюжетом пьесы и формирует её конфликт. У А. Н. Островского интрига часто строится на основе социальных и личных противоречий. Например, в пьесе «Бесприданница» интрига связана с выбором Ларисы между разными мужчинами, каждый из которых представляет определённый социальный слой и образ жизни. Эта интрига позволяет драматургу исследовать не только личные переживания героев, но и их столкновение с общественными нормами и ожиданиями.
Интрига в пьесах Островского нередко имеет многослойный характер. Внешние события, такие как финансовые махинации в «Свои люди — сочтёмся», тесно переплетаются с внутренними конфликтами персонажей. Например, Подхалюзин не только пытается обмануть свою тёщу, но и борется с собственной жадностью и отсутствием моральных принципов.
Кроме того, драматургическая интрига у Островского часто включает неожиданные повороты, которые усиливают напряжение и делают пьесы более динамичными. Например, в «Бесприданнице» выбор Ларисы сначала кажется очевидным, но в финале её судьба принимает трагический оборот, что вызывает у зрителей глубокие эмоциональные переживания.
10.
Речевое движение — это процесс изменения стиля и содержания речи персонажа в зависимости от развития сюжета и внутреннего состояния героя. В пьесах Островского речевое движение используется для передачи эмоций и раскрытия характеров. Например, в «Грозе» речь Катерины меняется от нежной и поэтичной в начале пьесы до напряжённой и взволнованной в финале, что подчёркивает её внутреннюю борьбу.
Речевое движение также позволяет драматургу показать, как меняются отношения между героями. Например, в «Бесприданнице» речь Ларисы становится более отстранённой и холодной, когда она понимает, что её чувства не взаимны, и это отражает её разочарование и отчаяние.
Кроме того, речевое движение у Островского играет важную роль в создании атмосферы. Изменение интонации, темпа и лексики персонажей помогает зрителю почувствовать накал страстей или, наоборот, передать спокойствие и умиротворение.
Таким образом, речевое движение — это мощный инструмент драматурга, который помогает не только передать эмоции героев, но и подчеркнуть развитие сюжета и раскрыть глубину характеров.
11.
Драматургический конфликт — это основное противоречие, которое определяет суть пьесы и движет её сюжетом. У Островского конфликты часто строятся на столкновении индивидуальных желаний героев с общественными нормами. Например, в «Грозе» конфликт между стремлением Катерины к свободе и патриархальными устоями её семьи отражает борьбу личности с традициями.
Конфликт в пьесах Островского может быть как внешним, так и внутренним. Внешние конфликты, такие как финансовые махинации Подхалюзина в «Свои люди — сочтёмся», показывают влияние общества на жизнь человека. В то же время внутренние конфликты, например, борьба Тихона с чувством долга перед матерью и любовью к Катерине, поднимают вопросы морали и ответственности.
Таким образом, драматургический конфликт у Островского является сердцем пьесы, через которое драматург исследует сложные отношения между человеком и обществом.
13.
Комическое — это художественное средство, вызывающее у зрителей или читателей смех. Оно играет важную роль в пьесах А. Н. Островского, особенно в его ранних произведениях, таких как «Свои люди — сочтёмся». Комическое у драматурга многогранно и включает в себя как лёгкий юмор, так и сатиру. С помощью комических элементов Островский обличает человеческие пороки, такие как жадность, лицемерие, алчность и глупость.
Особенностью комического в произведениях Островского является его глубокая связь с реальной жизнью. Например, в «Свои люди — сочтёмся» сцены, в которых герои обсуждают махинации с деньгами, одновременно вызывают смех и заставляют задуматься о безнравственности подобных поступков. Комическое здесь рождается из абсурдности ситуаций, но имеет глубокое социальное значение.
Кроме того, комическое в пьесах Островского тесно связано с речевой характеристикой персонажей. Ярким примером является речь Подхалюзина, наполненная канцеляризмами и показной «учтивостью», что делает его образ смешным и в то же время жалким. Таким образом, комическое у Островского не только развлекает зрителя, но и служит мощным инструментом сатиры, раскрывая важные общественные проблемы.
14.
«Натуральная школа» — это литературное направление в русской литературе 1840-х годов, в центре внимания которого было изображение реальной жизни и повседневных проблем. Островский как драматург в своих пьесах во многом опирался на принципы натуральной школы, стремясь показать жизнь различных социальных слоёв без прикрас.
В своих произведениях Островский исследует мир купечества, мещанства, дворянства и крестьянства, показывая его со всеми противоречиями. Например, в «Грозе» он изображает патриархальный уклад провинциального городка, а в «Бесприданнице» — безвыходное положение женщины в условиях жестокой социальной несправедливости. Островский детально показывает быт своих персонажей, их манеры, речь, социальные конфликты, что делает его произведения яркими образцами «натуральной школы» в драматургии.
15.
Славянофильство — это общественно-политическое и культурное течение в России XIX века, которое утверждало уникальность и ценность русского пути развития, противопоставленного западному влиянию. В пьесах Островского идеи славянофильства находят отражение в изображении народной жизни, национальных традиций и моральных ценностей.
Например, в «Грозе» можно увидеть идеализацию простоты и душевной чистоты народа, которые противопоставляются формальной нравственности купеческого общества. Островский показывает красоту русской природы, семейные ценности и стремление человека к внутренней гармонии как главные аспекты национального духа.
При этом Островский не был однозначным сторонником славянофильских идей. Он критически осмыслял традиции и устои, указывая на их устарелость и противоречия. Это особенно заметно в пьесе «Свои люди — сочтёмся», где, несмотря на акцент на традициях, драматург обличает лицемерие и жадность, которые скрываются за внешним благочестием.
16.
Гоголевское направление — это литературное течение, сформировавшееся под влиянием творчества Н. В. Гоголя. Оно характеризуется сатирическим изображением общества, вниманием к его порокам и противоречиям, а также использованием гротеска и элементов фантастики. Островский в своих пьесах унаследовал многие черты гоголевского направления, особенно в ранних комедиях.
Например, в «Свои люди — сочтёмся» ярко проявляется влияние Гоголя в изображении персонажей, представляющих собой гротескные типы: Подхалюзин — воплощение жадности и беспринципности, а Фоминишна — беззащитной наивности. С помощью этих образов драматург не только высмеивает отдельные пороки, но и исследует более глубокие социальные проблемы, такие как кризис семейных отношений и деградация морали.
Кроме того, гоголевское направление в творчестве Островского проявляется в использовании контрастов и метафорических образов. Например, в «Грозе» молния становится символом божественного возмездия и одновременно освобождения героини от земных страданий. Таким образом, гоголевское направление помогло Островскому не только обогатить свою драматургию художественными приёмами, но и сделать её более значимой с философской и социальной точек зрения.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением