Ответы на вопросы на стр.94 Часть 2 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)



































Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Творческие задания. Стр. 94
1. Подготовьте круглый стол на тему «Проблема отцов и детей в драме A. Н. Островского» „Гроза".
Вопрос о проблеме отцов и детей в драме А. Н. Островского «Гроза» является одним из самых центральных и актуальных в контексте анализа произведения. Этот конфликт не только помогает раскрыть личные трагедии героев, но и даёт возможность увидеть более глубокие социальные и философские вопросы, связанные с восприятием мира старшим и младшим поколениями. Островский через конфликт между поколениями показывает, как сталкиваются культурные и моральные ценности, традиции и новые веяния, заставляя молодёжь принимать или отвергать устоявшиеся нормы жизни.
В пьесе «Гроза» главным элементом конфликта является столкновение двух мировоззрений — мира старшего поколения, представленного родителями Катерины, и мира её собственной юной души. Этот конфликт начинается с самого начала пьесы и развивается на протяжении всей трагедии. Родители, прежде всего мать, ожидают от своей дочери, что она будет следовать традициям и семейным узам. Для них важны репутация и соблюдение общественных норм, а также подчинение авторитету старших. В их понимании жизни счастье и спокойствие обеспечиваются следованием правилам и законам, которые складывались на протяжении многих лет и поколений.
Катерина, напротив, олицетворяет стремление к личной свободе, желаниям и мечтам, которые идут вразрез с ожиданиями её родителей. Она не может смириться с тем, что её жизнь подвергается жёстким ограничениям, ей чужды требования матери и общественные нормы. Она тянется к любви и жизни, которая откроет ей новые горизонты и чувства, где она сможет быть собой. В этом противостоянии не просто два взгляда на мир, а столкновение внутренней свободы, стремления к самовыражению с жёсткими рамками, установленными для неё матерью и обществом.
Интересно отметить, что конфликт отцов и детей в пьесе «Гроза» во многом схож с реальной ситуацией в российском обществе XIX века. В то время, как и в произведении Островского, в обществе существовало большое расслоение в отношении традиций и преобразований. С одной стороны, старшее поколение придерживалось старых устоев и взглядов, с другой — молодое поколение стремилось к изменению порядка, к свободе выбора. Со временем такие противоречия стали ярко проявляться не только в семейных отношениях, но и в социальной жизни, где между поколениями возникал острый конфликт, вызванный новыми ценностями и требованиями.
Конфликт отцов и детей в «Грозе» также глубоко символичен и отражает более широкую проблему взаимоотношений между людьми, основанную на уважении, подчинении и взаимодействии личности и общества. Катерина стремится к самовыражению, к самостоятельному выбору жизненного пути, что вступает в прямое противоречие с её семьёй. Этот внутренний конфликт привёл к трагической развязке пьесы, где отказ от установленных семейных правил, привычек и обязанностей заканчивается для Катерины трагедией.
Актуальность проблемы отцов и детей в «Грозе» сохраняется и в наше время. Сегодня, как и в произведении Островского, молодёжь сталкивается с вызовами социального и семейного давления. Проблемы свободного выбора, попытки найти свой путь и отказаться от навязанных ограничений актуальны в любую эпоху. Но так же, как и в «Грозе», молодое поколение сталкивается с противоречиями между собственными желаниями и требованиями общества. Вопросы о том, что значит быть взрослым, какой путь выбрать, что означает «свобода» и как её достичь, становятся важными для понимания проблем современности.
Таким образом, проблема отцов и детей в «Грозе» является важной темой не только в контексте анализа семейных отношений, но и в более широком социальном плане. Островский создаёт по-настоящему универсальный конфликт, который понятен и важен для каждого поколения и остаётся актуальным в XXI веке.
2. Подготовьте для сценической постановки фрагменты из полюбившихся вам пьес A. Н. Островского.
Фрагмент для инсценировки из пьесы «Снегурочка»
На сцене изображены зимний пейзаж и лес. В центре — столбик снега, на фоне которого появляется Мороз, величественный и могучий, в своей зимней одежде. Вдалеке видна Весна-Красна, освещённая солнечным светом, с зелёными растениями и цветами.
Мороз: (говорит громким голосом, с улыбкой)
Весна-Красна, здорова ли вернулась?
Весна: (с теплотой и лёгким волнением)
А ты здоров ли, Дед-Мороз?
Мороз: (покачивает головой)
Спасибо. Живу я не худо. Берендеи
Не забудут нынешнюю зиму,
Веселую была; плясало солнце
От холода на утренней заре,
А к вечеру вставал с ушами месяц.
Задумаю гулять, возьму дубинку,
Выясню, посеребрю ночку...
(Пауза, он начинает кружиться в танце, рассыпая снежные искры по сцене)
Весна: (с улыбкой, немного смеясь)
Неплохо ты погулял, пора бы
И в путь тебе, на север.
Мороз: (неохотно, но с достоинством)
Не гони,
И сам уйду. Не рада старику,
Про старое скоренько забываешь.
Весна: (с уважением и мягкой настойчивостью)
У всякого свой норов и обычай.
Мороз: (раздумывая, и тихо)
Уйду, уйду, на утренней заре,
По ветерку, умчусь к сибирским тундрам.
(Мороз делает жест, как будто он расправляется с густым снегом, и его дыхание становится туманным)
Весна: (с легкой тоской)
На кого же
Снегурочку оставишь?
Мороз:
Наша дочка
уже взрослая, без нянек обойдется.
(Он всматривается вдаль, как будто смотрит на её мир)
Весна: (вздыхает, как будто чувствует пустоту)
Тоска возьмет, когда придется одной
сидеть среди филинов и леших.
Мороз:
А теремная челядь!
В прислужницах у ней на побегушках
Лукавая лисица-сиводушка,
Зайчата ей капустку добывают;
Чем свет бежит на родничок куница
С кувшинчиком...
Весна: (с уговорами)
Да все ж тоска, подумай, дед!
Мороз: (грубо и твердо)
Работай,
Волну пряди, бобровою опушкой
Тулупчик свой и шапки обшивай.
Весна: (с нежностью)
Эх, старый!
Девке воля
Милей всего.
Ни терем твой точеный,
Ни соболя, бобры, ни рукавички
Строченые не дороги...
Мороз: (в ярости)
Что покуда?
Покуда ей забавно, что ребята
Наперебой за ней до драки рвутся.
Весна: (решительно)
А там полюбится один.
(Мороз и Весна встают друг напротив друга, создавая напряжение на сцене)
Мороз: (гневно)
Вот то-то мне и нелюбо.
Весна:
Безумный
И злой старик!
На свете всё живое
Должно любить.
Снегурочку в неволе
Не даст тебе томить родная мать.
(После этих слов на сцене появляется Снегурочка, которая выходит из леса, словно пробуждаясь от зимней стужи)
Мороз: (выходит к Снегурочке, мягко)
Снегурка,
Снегурушка, дитя мое!
(Он берет её за руку)
Снегурочка: (выглядит немного испуганной, подходит ближе)
Ау!
(Снегурочка подходит к своему отцу, и сцена завершает этот момент с особым акцентом на её чистоту и светлость, символизируя переход от зимы к весне)
3. Подготовьте презентации на следующие темы:
• А. Н. Островский и Малый театр.
• Экранизация пьес A. Н. Островского.
• А. Н. Островский и художники его времени: творческие параллели.
• А. Н. Островский в современных театральных постановках.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением