Ответы на вопросы на стр.94 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)





Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Перечитайте сцену убийства Григорием безоружного австрийца (кн. 1, ч. 3, гл. V) и сцену встречи с Петром (кн. 1. ч. 3, гл. X), во время которой главный герой жалуется, что «уморился душой», что «совесть убивает». Какие художественные средства и приёмы позволяют автору передать внутреннее состояние героя? Как вы думаете, почему автор, показав переживания героя, увидевшего после боя зарубленного им человека, спустя некоторое время вновь заставляет его каяться? Не является ли это простым повтором, ненужным дублированием?
1.
Автор использует сцены убийства Григорием безоружного австрийца и встречу с Петром для глубокого анализа внутреннего мира главного героя. В первой сцене, когда Григорий убивает врага, акцентируется внимание на бессмысленности насилия. Австриец, будучи безоружным, не представляет прямой угрозы, но общий хаос войны и пропитанная страхом и злобой атмосфера подталкивают героя к убийству. Шолохов подробно описывает физические детали — срезание кожи с виска, кровь и судорожные движения убитого, чтобы читатель ощутил ужасы войны. Это подчёркивает нравственную катастрофу Григория, который сначала убивает под влиянием обстоятельств, а затем начинает осознавать глубину своего поступка. Его терзания раскрываются в мысли о том, что он «утомился душой».
Вторая сцена, встреча с Петром, продолжает тему моральных страданий героя. Разговор с братом показывает, что Григорий находится в состоянии глубокого внутреннего конфликта. Он жалуется, что его «убивает совесть», сожалеет о том, что заколол врага. Эта сцена даёт понять, что убийство, даже в условиях войны, не стало для Григория чем-то привычным. Он остаётся человеком, чувствующим боль и раскаяние.
Художественные средства, используемые автором, включают:
1. Детали описания: точное изображение страданий убитого австрийца, его ран, взгляда, движений.
2. Символику: убийство представляется как нечто противоестественное, нарушающее гармонию жизни.
3. Контраст: напряжение между внешними обстоятельствами (война, хаос) и внутренними переживаниями героя подчёркивает драматизм.
4. Ритм повествования: сначала динамика боя, затем замедление, акцент на размышлениях героя.
Эти сцены нельзя считать простым повторением, так как они служат разным целям. Первая показывает мгновенное влияние войны на человека, когда Григорий действует инстинктивно, не успевая задуматься. Вторая подчёркивает, что даже спустя время герой продолжает переживать, что он не стал чёрствым и равнодушным. Таким образом, эти эпизоды взаимно дополняют друг друга, углубляя образ главного героя и раскрывая одну из ключевых тем романа — невозможность остаться морально неуязвимым в условиях войны.
2.
Поворотные моменты во взаимоотношениях Григория с Аксиньей и Натальей представляют собой ключевые этапы, формирующие развитие его личной жизни. Первым важным моментом становится знакомство Григория с Аксиньей. Их страсть, несмотря на социальные запреты, становится мощным двигателем сюжета. Эта связь изначально строится на бурных эмоциях, но вскоре вызывает осуждение окружающих, особенно после того, как Григорий женится на Наталье. Брак с Натальей — второй важный этап, на котором Григорий следует воле отца и традициям казачьего общества. Однако он не может подавить свои чувства к Аксинье, что приводит к конфликту в его семье. Третьим важным моментом становится побег Григория и Аксиньи в Ягодное, где они пытаются начать новую жизнь. Это решение символизирует отказ от традиций ради личного счастья. Возвращение Григория к Наталье становится следующим переломным моментом, обусловленным чувством долга. Григорий старается быть с детьми и Натальей, но их брак уже разрушен внутренними противоречиями. Последним трагическим этапом становится смерть Аксиньи, когда Григорий теряет не только её, но и мечту о счастье. Все эти поворотные моменты подчёркивают глубокую внутреннюю борьбу героя между личными чувствами и внешними обстоятельствами.
3.
На выбор Григория значительное влияние оказывают как внешние обстоятельства, так и внутренние причины. Внешними обстоятельствами являются традиции казачьего общества, в котором мужчина должен следовать определённым правилам поведения, в том числе жениться и вести хозяйство. Давление семьи, особенно отца, становится определяющим в его браке с Натальей. Война также играет важную роль, изменяя жизнь Григория и разрушая его планы. Она обостряет его внутренние противоречия, лишает стабильности, заставляя действовать импульсивно и принимать решения под влиянием обстоятельств. Внутренние причины связаны с его эмоциональной натурой и стремлением к счастью. Григорий часто действует под влиянием сильных чувств, таких как любовь к Аксинье или чувство вины перед Натальей. Однако его решения не всегда логичны, так как он разрывается между двумя полюсами — любовью и долгом. Ещё одной причиной является его неудовлетворённость жизнью: он чувствует себя несчастным в браке с Натальей, но и с Аксиньей не находит полного счастья. Внутренняя борьба между этими противоречиями приводит к трагическим последствиям.
4.
Поведение Григория далеко не всегда определяется только чувствами. На определённых этапах его жизни значительное влияние оказывают рациональные соображения, чувство долга и ответственность. Например, его женитьба на Наталье — это не проявление любви, а следование семейным обязательствам и общественным ожиданиям. Точно так же его попытки вернуться к Наталье и быть хорошим отцом для своих детей продиктованы не эмоциями, а осознанием своих обязанностей. Однако Григорий нередко действует под влиянием страсти, особенно в отношениях с Аксиньей. Его любовь к ней — это сила, которой он не может противостоять, несмотря на осуждение общества и собственное понимание того, что это недопустимо. С другой стороны, даже самые эмоциональные его решения имеют рациональное объяснение: они являются реакцией на невыносимую внутреннюю борьбу. Таким образом, поведение Григория сочетает в себе эмоциональные и рациональные аспекты, причём те или иные из них доминируют в зависимости от конкретных жизненных ситуаций.
Назовите поворотные моменты во взаимоотношениях Григория с Аксиньей и Натальей. Какие внешние обстоятельства и внутренние причины влияют на выбор Григорием в этих жизненных ситуациях того или иного решения? Всегда ли его поведением управляют исключительно чувства? Как и почему меняется отношение Григория к Наталье?
Отношение Григория к Наталье меняется по мере развития их отношений и жизненных обстоятельств. В начале их брака он воспринимает Наталью как навязанную ему женщину, брак с которой стал следствием давления со стороны семьи. У него нет к ней глубоких чувств, что становится причиной их эмоциональной разобщённости. Однако со временем Наталья рожает ему детей, и Григорий начинает ценить её преданность и заботу. Её роль в семье вызывает у него уважение, но любви, сравнимой с его чувствами к Аксинье, он так и не испытывает. Отношения ухудшаются, когда Наталья решает сделать аборт, не выдержав страданий из-за измены Григория. Её смерть становится для Григория тяжёлым ударом. Он осознаёт свою вину перед ней и сожалеет о том, что не смог оценить её при жизни. Этот трагический опыт усиливает его внутреннюю боль, подчёркивая невозможность достижения гармонии между долгом и любовью. Изменение отношения Григория к Наталье — это отражение его личностной эволюции, осознания глубины собственных ошибок и попытки понять свои чувства.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением