Проверяем себя Параграф 32 Часть 2 ГДЗ Быстрова Кибирева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение Проверяем себя1 Расскажите об особенностях употребления и оформления на письме прямой речи.Предложения состоят из двух частей: слов автора и речи действующего лица....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 9 класс, Русское слово:
Проверяем себя
1 Расскажите об особенностях употребления и оформления на письме прямой речи.
Предложения состоят из двух частей: слов автора и речи действующего лица. В авторских словах употребляются слова и словосочетания, обозначающие процессы речи или мысли. Нередко слова персонажа предваряют глаголы, обозначающие действия или чувства, сопровождающие процесс разговора.
Прямая речь может находиться:
- перед словами автора;
- после авторских слов;
- внутри авторской речи;
- слова автора внутри прямой речи.
Если прямая речь стоит перед словами автора, то прямая речь выделяется кавычками. Завершающие знаки препинания, кроме точки, ставятся внутри кавычек, а если такие знаки отсутствуют, то ставится запятая, но уже после кавычек. После этого ставится тире, за которым следуют слова автора, которые пишутся со строчной буквы.
«Я уже прочитала эту повесть Пушкина», – сказала Аня.
«П!» – а.
Если прямая речь стоит после слов автора, то после слов автора ставится двоеточие, а прямая речь выделяется кавычками. В этом случае прямая речь начинается с заглавной буквы.
Мама взглянула в окно и вздохнула: «Когда же закончится этот нудный дождь?»
А: «П?»
Если прямая речь представляет собой одно предложение, которое разрывается словами автора, то после первой её части ставится запятая и тире, а слова автора пишутся с маленькой буквы. После них снова ставится запятая и тире. Прямая речь продолжается со строчной буквы. В конце предложения ставится соответствующий цели или интонации предложения пунктуационный знак.
«В нашем весеннем саду, – говорит Лена, – лепестки цветов яблони как розовое облако».
«П, – а, –п».
Если прямая речь состоит из нескольких предложений, а слова автора располагаются между ними, то осле слов автора ставится точка и тире. Следующее предложение прямой речи начинается с прописной буквы. В конце ставится соответствующий знак препинания
«На улице морозный ветер, – сообщила Настя. – У меня щеки так и горят огнём!»
«П, – а. – П!»
В словах автора могут быть два глагола со значением речи или мысли. Первый глагол относится к первой части прямой речи, а второй вводит второе предложение. Тогда после слов автора следует поставить двоеточие и тире. А вторая часть прямой речи пишется с прописной буквы.
«Я сегодня что-то притомился, – сказал отец и добавил: – Сейчас отдохну немного и тогда помогу тебе».
«П, – а: – П».
Слова автора могут «обрамлять» прямую речь. Знаки препинания расставляются так:
Его слова: «Тихо вокруг» – прозвучали неожиданно громко.
А: «П» – а.
На зов внучки: «Пойдёмте играть в шашки!» – бабушка только укоризненно посмотрела на неё, не переставая помешивать кипящее вишневое варенье в широкой кастрюле.
А: «П!» – а.
Мой вопрос: «Как вы себя чувствуете?» – смутил Надюшу.
А: «П?» – а.
Реплики разных лиц внутри слов автора выделяются кавычками и отделяются друг от друга тире.
Когда к нему подходила младшая сестра и просила: «Поиграй со мной, пожалуйста», – «Мне некогда», – обычно отвечал он.
А: «П», – «П», – а.
Особо обратим внимание на случай, когда после прямой речи ставится только запятая без тире.
При расставании друг сказал мне напоследок: «Может, мы никогда больше не увидимся с тобой», грустно вздохнул и обнял меня.
А: «П», а.
Прямую речь можно убрать, и тогда выяснится, что в предложении необходима запятая, оформляющая перечисление однородных сказуемых:
При расставании друг сказал мне напоследок, грустно вздохнул и обнял меня.
2 Расскажите об особенностях перевода прямой речи в косвенную.
В отличие от прямой речи, которая передаёт чужую речь дословно с сохранением всех её особенностей, косвенная речь не стремится воспроизвести все интонационные, лексические и синтаксические особенности высказывания другого лица. Чужая речь делает акцент только на передачу его основного содержания.
Прямая речь может находиться перед словами автора. В отличие от неё косвенная речь в виде придаточного предложения всегда следует за словами автора, к которым она присоединяется подчинительными союзами «что», «будто», «чтобы» или союзными словами «кто», «что», «который», «когда» и пр.
«Чем мы можем помочь вам?» – поинтересовались друзья. – Друзья поинтересовались, чем они могут помочь нам.
В такой речевой ситуации происходит изменение последовательности расположения чужой речи и слов автора.
Если прямая речь обязательно берется в кавычки и в ней в зависимости от интонации и цели высказывания ставится вопросительный или восклицательный знак, то для косвенной речи эти знаки препинания излишни. В сложноподчиненном предложении, содержащем косвенную речь, ставится запятая перед подчинительным союзом или союзным словом, а в конце – точка.
Алена попросила подругу: «Таня, обязательно сообщи мне о своем приезде с моря!»
Алёна попросила подругу, чтобы она сообщила ей о своем приезде с моря.
Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то при замене косвенной речью она передается изъяснительным придаточным предложение с союзом «что».
Андрей шепнул Насте: «Завтра вечером я жду от тебя сообщения».
Андрей шепнул Насте, что завтра вечером он ждёт от неё сообщения.
Если речь идет о непосредственном собеседнике автора, то в косвенной речи местоимения и глаголы 1 или 2 лица заменяются соответствующими формами 1 лица.
Вчера она поинтересовалась: «А с кем ты дружишь?»
Вчера она поинтересовалась, с кем я дружу.
При замене прямой речи косвенной изъявительное и условное наклонение глагола сохраняется, кроме повелительного.
Если прямая речь выражает побуждение к действию в виде просьбы, пожелания, приказа, запрета и сказуемым в ней является глагол повелительного наклонения, то косвенная речь оформляется в виде придаточного изъяснительного предложения с союзом «чтобы».
Саша попросил нас: «Только не говорите матери о моей неудаче».
Саша попросил нас (о чём?), чтобы мы не говорили матери о его неудаче.
В предложении с косвенной речью вместо притяжательного местоимения «моей» используется местоимение «его», а вместо сказуемого в форме повелительного наклонения используется глагол изъявительного наклонения прошедшего времени.
Прямая речь часто содержит в себе вопрос. Говорящий спрашивает о чём-то у собеседника, интересуется чем-то, хочет получить какую-то достоверную информацию. В такой речевой ситуации чужая речь оформляется в виде косвенного вопроса.
Косвенный вопрос представляет собой придаточное изъяснительное предложение, которое присоединяется к словам автора частицей «ли» в роли союза или с помощью союзных слов «что», «кто», «какой», «как», «где», «почему» и др. В отличие от прямой речи, оформленной в виде предложения с вопросительным знаком, в конце предложения с косвенной вопросом ставится точка.
Наташа спросила меня: «Ты любишь джаз?» – Наташа спросила меня, люблю ли я джаз.
Если в вопросительной прямой речи используется обращение, то в косвенном вопросе оно ставится подлежащим.
Мать громко спросила: «Надежда, ты успеешь вернуться из деревни к понедельнику?» – Мать громко спросила, успеет ли вернуться Надежда из деревни к понедельнику.
3 Сделайте предположение, в каких случаях в художественных произведениях применяется прямая или косвенная речь, в каких случаях прямая речь оформляется как диалог.
Я думаю, что в художественных произведениях применяется прямая или косвенная речь, когда герой размышляет про себя, ведёт внутренний диалог или передаётся чужая речь от имени автора, а в случаях, когда идёт разговор двух или более человек, прямая речь оформляется как диалог.
4 Назовите способы оформления чужой речи. Чем они отличаются друг от друга?
Способы оформления чужой речи:
1. Прямая речь. Это дословное высказывание, включённое в авторский текст. Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автора и прямой (чужой) речи:
2. Косвенная речь. Служит для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто её на самом деле произнёс. Предложения с косвенной речью сохраняют только содержание, но не форму чужого высказывания:
3. Цитирование. Это дословная выдержка из какого-либо текста или чьи-то слова, приведённые без малейших искажений. Обязательно указывается источник сообщения.
4. Несобственно прямая речь сочетает в себе особенности прямой речи и косвенной речи. Несобственно-прямая речь передаётся не от имени героя произведения, а от имени автора, рассказчика. Автор в данном случае соединяет мысли и чувства героя со своими.
5. Диалог: в диалоге реплика каждого нового лица пишется с новой строки, перед репликой ставится тире. Реплика при этом не заключается в кавычки.
5 Прочитайте высказывание Александра Александровича Блока. Запишите его: а) как прямую речь; б) как цитату; в) как эпиграф.
Всякое стихотворение — докрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды...
а) как прямая речь:
Великий русский поэт очень точно написал: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды…»
б) как цитата:
Великий русский поэт очень точно написал, что «всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды…»
в) как эпиграф:
Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды…
А.А. Блок
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением