Ответы на вопросы на стр.13 Часть 3 ГДЗ Виноградова 4 класс (Литературное чтение)








Рассмотрим вариант решения задания из учебника Виноградова, Петрова 4 класс, Просвещение:
Проанализируем текст и назовем реальные и сказочные события, которые происходили с мальчиком.
В рассказе Максима Горького "Случай с Евсейкой" переплетаются реальные и сказочные события, происходящие с мальчиком Евсейкой.
Реальные события:
• Евсейка сидит на берегу моря и удит рыбу.
• Из-за скуки и жары он засыпает и падает в воду.
• Он плывёт и ныряет в море.
Сказочные события:
• Евсейка достигает морского дна и свободно дышит под водой.
• Он наблюдает за морскими обитателями, которые ведут себя как люди: ползают морские звёзды, лангусты, крабы, актинии, креветки, морская черепаха с рыбками и рак-отшельник.
• Рыбы и другие морские существа разговаривают с Евсейкой, обсуждают его внешний вид и поведение.
• Большая рыба предлагает поиграть и помогает ему вернуться на поверхность.
Таким образом, реальная часть истории — это рыбалка и падение в воду, а сказочная — приключения и общение с обитателями подводного мира.
Представим подводное царство: о каких его обитателях рассказывает автор?
В рассказе Максима Горького "Случай с Евсейкой" автор живо и подробно описывает подводное царство и его обитателей, с которыми сталкивается главный герой. Среди них:
• Морская звезда: алая, медленно ползущая по дну.
• Лангусты: усатые, солидно передвигающиеся по камням.
• Краб: движущийся боком.
• Актинии: напоминающие крупные вишни, разбросанные по камням.
• Морские лилии: качающиеся, словно цветы.
• Креветки: быстрые, мелькающие, как мухи.
• Морская черепаха: медленно тащащаяся, с двумя маленькими зелеными рыбками, играющими над ее панцирем, словно бабочки в воздухе.
• Рак-отшельник: переносящий свою раковину по белым камням.
• Голотурия: напоминающая плохо нарисованного поросенка.
• Сепия: похожая на мокрый носовой платок.
• Сифонофоры: похожие на стеклянные шарики.
Эти образы создают яркую и фантастическую картину подводного мира, в котором Евсейка переживает удивительные приключения.
Как они встретили Евсейку? Почему?
В рассказе Максима Горького "Случай с Евсейкой" подводные обитатели встречают мальчика с любопытством и настороженностью. Они удивлены его необычным внешним видом, отличающимся от привычных им форм жизни. Рыбы обсуждают его отсутствие чешуи, усов и раздвоенного хвоста, сравнивая его с осьминогом. Некоторые морские существа дразнят Евсейку, называя его "чудищем" и подшучивая над его внешностью. Такое поведение объясняется тем, что подводные жители никогда не видели человека и воспринимают его как нечто странное и неизвестное, вызывающее у них одновременно интерес и настороженность.
Найдем в тексте выразительные средства, которые использует автор: эпитеты, сравнения.
В рассказе Максима Горького "Случай с Евсейкой" автор использует разнообразные выразительные средства, такие как эпитеты и сравнения, чтобы создать яркие и запоминающиеся образы подводного мира.
Эпитеты — это образные определения, придающие существительным дополнительную эмоциональную или смысловую окраску. В тексте встречаются следующие эпитеты:
• "алая морская звезда" — подчёркивает яркий цвет звезды.
• "усатые лангусты" — акцентирует внимание на длинных усах этих существ.
• "мягко покрытый рыжими водорослями" — описывает камень, на котором сидит Евсейка, создавая ощущение уюта и тепла.
• "огромнейшая рыба в сизо-серебряной чешуе" — подчёркивает размер и цвет рыбы, делая её образ более внушительным.
Сравнения — это художественный приём, при котором одно явление или предмет сопоставляется с другим для усиления выразительности. В рассказе используются такие сравнения:
• "мелькают, точно мухи, быстрые креветки" — сравнивает креветок с мухами, подчёркивая их подвижность и скорость.
• "две маленькие зеленые рыбешки, совсем как бабочки в воздухе" — сравнивает рыбок с бабочками, создавая образ лёгкости и грации.
• "сепия, совсем как мокрый носовой платок" — сравнивает сепию с мокрым платком, подчёркивая её форму и внешний вид.
• "сифонофоры, точно стеклянные шарики" — сравнивает сифонофор с прозрачными шариками, акцентируя их внешний вид.
Использование этих выразительных средств позволяет автору создать живописную и фантастическую картину подводного мира, делая описание более насыщенным и образным.
Какими художественными приемами пользуется автор для построения текста?
В рассказе Максима Горького "Случай с Евсейкой" автор использует ряд художественных приёмов для создания яркого и запоминающегося повествования.
1. Сочетание элементов рассказа и сказки
Произведение объединяет в себе черты как реалистического рассказа, так и сказки. Реалистичные описания повседневной жизни переплетаются с фантастическими событиями, такими как разговоры мальчика с морскими обитателями. Это сочетание позволяет читателю погрузиться в удивительный мир, где границы между реальностью и вымыслом стираются.
2. Юмор и игра слов
Автор вводит в повествование элементы юмора, что делает рассказ лёгким и увлекательным. Например, подводные жители дразнят большого рака, сочиняя про него дразнилки. Такие моменты добавляют живости и динамики в повествование.
3. Диалоги и внутренняя речь
Горький активно использует диалоги между Евсейкой и морскими обитателями, а также внутренние монологи героя. Это позволяет глубже понять характеры персонажей и их взаимоотношения, а также передать мысли и чувства главного героя.
4. Дразнилки:
Маленькие рыбки дразнят большого рака, сочиняя про него дразнилку:
Под камнями рак живёт,
Рыбий хвостик рак жует.
Рыбий хвостик очень сух,
Рак не знает вкуса мух.
Эта дразнилка подчёркивает игривый характер рыбок и их отношение к раку.
5. Описания:
Автор подробно описывает подводных обитателей, используя яркие эпитеты и сравнения:
• "алая морская звезда"
• "усатые лангусты"
• "краб; везде на камнях, точно крупные вишни, рассеяны актинии"
• "мелькают, точно мухи, быстрые креветки"
• "проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок"
Использование этих художественных приёмов помогает автору создать замечательное произведение, которое увлекает читателя и оставляет глубокое впечатление.
Выделите в тексте незнакомые для вас слова и, используя справочную литературу, объясните их значение.
Авиатор: специалист по управлению и обслуживанию летательных аппаратов; лётчик.
Кларнет: деревянный духовой музыкальный инструмент с мягким звучанием.
Актинии: морские животные, похожие на цветы, прикреплённые к камням; также известны как морские анемоны.
Лангусты: крупные морские ракообразные, похожие на омаров, но без клешней.
Голотурия: морское животное, напоминающее огурец; также называется морским огурцом.
Сепия: морское животное из семейства головоногих моллюсков, известное как каракатица.
Сифонофоры: колониальные морские организмы, состоящие из множества специализированных особей, объединённых в одно целое; некоторые из них могут достигать значительных размеров.
Похожие решебники
Популярные решебники 4 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением