Практическая работа 9 ГДЗ Габриелян 10 класс (углубленный уровень) (Химия)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Габриелян Остроумов Пономарев 10 класс, Дрофа:
Практическая работа №9
Действие ферментов на различные вещества
Действие амилазы слюны на крахмал
Тщательно прополощите рот водой. Наберите 2— 4 мл слюны в маленький мерный цилиндр. Добавьте в цилиндр воды до объёма в 10 мл.
Полученный раствор содержит фермент амилазу, который вы и будете изучать.
Смешайте 5 мл раствора крахмала и 1 мл раствора фермента в маленькой мензурке или пробирке. Через 30 с после перемешивания возьмите каплю полученного раствора и проверьте её на содержание крахмала, перемешав её с каплей раствора иода на предметном стекле. Спустя ещё 30 с проверьте следующую каплю смеси на содержание крахмала. Если крахмал ещё присутствует, то повторяйте тест каждые 30 с до тех пор, пока больше не обнаружите крахмала в смеси.
Запишите общее время, необходимое для того, чтобы исчез весь крахмал.
Две новые порции смеси растворов фермента и крахмала (2,5 мл раствора крахмала и 0,5 мл раствора фермента) в двух пробирках поместите в стаканчики с водой: в одном вода охлаждена с помощью льда или снега до температуры 10 °С, а другой — с тёплой водой при 35—40 °С (приблизительно). Каждые 30 с отбирайте по 1 капле смеси растворов крахмала и фермента и смешивайте с каплей раствора иода на предметном стекле. Повторяйте это, пока не обнаружите, что в растворе исчез крахмал.
Запишите затраченное время, сделайте вывод о влиянии температуры на работу фермента.
Вывод: с ростом температуры эффективность действия фермента увеличивается.
Действие дегидрогеназы на метиленовый синий (стиральная синька)
Аптечный формалин разбавьте водой до получения 0,5% -го раствора формальдегида (с учётом его первоначальной концентрации).
В две пробирки налейте по 5 мл некипячёного молока (лучше свежего), добавьте с помощью пипетки по 15 капель 0,5%-го раствора формальдегида и по 5 капель (с помощью другой пипетки) раствора метиленового синего (можно и просто разбавленных синих чернил). Краситель постепенно бледнеет, обесцвечивается. Это происходит потому, что к его молекуле присоединяется водород, «отобранный» у формальдегида при участии фермента дегидрогеназы (объясните этимологию названия фермента), который содержится в коровьем молоке.
Налейте в обе пробирки немного подсолнечного масла, чтобы изолировать реакционную смесь от воздуха и таким образом предотвратить окисление обесцвеченного красителя кислородом воздуха.
Первую пробирку поставьте в пустой стаканчик, а вторую поместите в стаканчик с тёплой водой (35— 40°С).
Отметьте, что особенно быстро краситель будет обесцвечиваться во второй пробирке, температура которой близка к температуре тела млекопитающих. Это «работает» дегидрогеназа: она переносит атомы водорода от формальдегида к метиленовому синему.
Продуйте с помощью стеклянной трубки и резиновой груши через реакционную смесь воздух — краситель снова восстановит свой цвет.
Название дегидрогеназы означает, что фермент катализирует перенос водорода между участниками реакции (т.е. между атомами молекул формальдегида и метиленового синего).
Вывод: фермент действует при определенных условиях – физиологической температуре 37 ?C и в отсутствие окислителей (кислорода воздуха).
Действие каталазы на пероксид водорода
Каталаза — это фермент, катализирующий разложение пероксида водорода:
2Н2O2 -> 2Н2O + O2.
Пероксид водорода образуется в некоторых растительных и животных клетках в качестве побочного продукта обмена веществ. Соединение это токсично для клеток, и каталаза обеспечивает эффективное его удаление. Это один из наиболее быстро работающих ферментов: при 0°С одна молекула каталазы разлагает в 1 с до 50 ООО молекул пероксида водорода.
Налейте в пробирки но 2 мл раствора перекиси водорода (имеющегося в каждой аптечке).
В первую пробирку опустите с помощью пинцета кусочек сырого мяса. Что наблюдаете? Поднесите к отверстию пробирки тлеющую лучинку. Что наблюдаете?
Во вторую пробирку опустите кусочек сырого картофеля и поднесите к отверстию тлеющую лучинку. Что наблюдаете?
Возьмите кусочек сырого картофеля, приблизительно такой же, какой использовали в предыдущем опыте, положите его в ступку с небольшим количеством мелкого чистого песка. Измельчите пестиком песок с картофелем и перенесите полученный материал в третью пробирку. Можно измельчить картофель и на крупной тёрке.
Обратите внимание на большую активность размельчённой ткани картофеля по сравнению с его целым кусочком. Почему?
В четвёртую и пятую пробирки опустите по кусочку варёного мяса и варёного картофеля. Что наблюдаете? Почему?
Пробирка №1: образуются пузырьки газа, который поддерживает горение (лучинка вспыхивает).
Пробирка №2: образуются пузырьки газа, который поддерживает горение (лучинка вспыхивает).
Пробирка №3: активное выделение пузырьков газа, который поддерживает горение (лучинка вспыхивает).
Пробирка №4: видимых изменений нет.
Пробирка №5: видимых изменений нет.
Вывод: увеличение площади соприкосновения реагентов увеличивает скорость реакции (более активное выделение газа на измельченном картофеле); при варке продуктов содержащиеся в них ферменты разрушаются.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением