Упр.161 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2018)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
1. Прочитайте фрагмент из повести Льва Николаевича Толстого (1828—1910) «Отрочество». Понаблюдайте, как построен текст. Назовите, какие способы и средства связи предложений использует автор.
Но вот и деревня, в которой мы будем обедать и отдыхать. Вот уже запахло деревней — дымом, дёгтем, баранками, послышались звуки говора, шагов и колёс; бубенчики уже звенят не так, как в чистом поле, и с обеих сторон мелькают избы, с соломенными кровлями, резными тесовыми крылечками и маленькими окнами с красными и зелёными ставнями, в которые кое-где просовывается лицо любопытной бабы. Вот крестьянские мальчики и девочки в одних рубашонках: широко раскрыв глаза и растопырив руки, неподвижно стоят они на одном месте или, быстро семеня в пыли босыми ножонками, несмотря на угрожающие жесты Филиппа, бегут за экипажами и стараются взобраться на чемоданы, привязанные сзади. Вот и рыжеватые дворники с обеих сторон подбегают к экипажам и привлекательными словами и жестами один перед другим стараются заманить проезжающих. Тпрру! Ворота скрипят, вальки цепляют за воротища, и мы въезжаем на двор. Четыре часа отдыха и свободы!
В данном фрагменте из повести Л. Н. Толстого «Отрочество» автор использует различные способы и средства связи предложений для создания цельного и живописного описания деревни. Вот несколько из них:
Повторение слов и фраз: "Вот" используется несколько раз для выделения новых деталей и элементов описания.
Однородные члены предложения: Перечисления помогают создать детальное и насыщенное описание.
Синтаксический параллелизм: Использование одинаковых синтаксических конструкций в нескольких предложениях подряд усиливает восприятие текста и делает его более ритмичным.
Описательные обороты и эпитеты: "Мелькают избы, с соломенными кровлями, резными тесовыми крылечками и маленькими окнами с красными и зелёными ставнями", "крестьянские мальчики и девочки в одних рубашонках", "быстро семеня в пыли босыми ножонками".
Звуковые образы: Использование ономатопеи для создания звукового образа: "послышались звуки говора, шагов и колёс; бубенчики уже звенят не так, как в чистом поле", "Тпрру! Ворота скрипят".
Детализированное описание: Описания мельчайших деталей создают живую и яркую картину: "лица любопытной бабы", "вальки цепляют за воротища".
Динамические элементы: Использование глаголов действия для передачи движения и живости сцены: "послышались", "мелькают", "подбегают", "стараются взобраться", "въезжаем".
Эти средства позволяют Толстому создать живую, динамичную и реалистичную картину деревни, передавая атмосферу и ощущения героев.
2. Спишите текст, выделяя грамматические основы и составляя схемы предложений. Какие виды сложных предложений встретились в этом тексте?
Но вот и деревня, в которой мы будем обедать и отдыхать.
[…], (в которой…).
(СПП с придаточным определительным)
Вот уже запахло деревней — дымом, дёгтем, баранками, послышались звуки говора, шагов и колёс; бубенчики уже звенят не так, как в чистом поле, и с обеих сторон мелькают избы, с соломенными кровлями, резными тесовыми крылечками и маленькими окнами с красными и зелёными ставнями, в которые кое-где просовывается лицо любопытной бабы.
[…]; […], и […], (в которые).
(Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной)
Вот крестьянские мальчики и девочки в одних рубашонках: широко раскрыв глаза и растопырив руки, неподвижно стоят они на одном месте или, быстро семеня в пыли босыми ножонками, несмотря на угрожающие жесты Филиппа, бегут за экипажами и стараются взобраться на чемоданы, привязанные сзади.
(…), и (…).
(Бессоюзное сложное предложение из двух частей)
Вот и рыжеватые дворники с обеих сторон подбегают к экипажам и привлекательными словами и жестами один перед другим стараются заманить проезжающих. Тпрру!
Ворота скрипят, вальки цепляют за воротища, и мы въезжаем на двор.
(…), (…), и (…).
(Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и сочинительной)
Четыре часа отдыха и свободы!
3. Выделите однородные и обособленные члены, а затем расскажите об изобразительной функции однородных и обособленных членов предложения в художественной речи, опираясь на языковой материал данного текста.
В данном фрагменте из повести Л. Н. Толстого «Отрочество» однородные и обособленные члены предложения выполняют важную изобразительную функцию, способствуя созданию ярких и живых картин, а также передаче атмосферы и настроения.
Однородные и обособленные члены предложения в художественной речи играют ключевую роль в создании образности текста. Они позволяют автору детально описывать сцены, передавать разнообразие звуков, запахов и визуальных деталей, а также создавать динамичные и живые картины. В данном фрагменте Л. Н. Толстой искусно использует эти средства, чтобы погрузить читателя в атмосферу деревни и передать ощущения и настроения героев.
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.
Определите, какие виды придаточных присоединяются словом где. Сделайте вывод.
1) Оставил он своё с..ленье лесов и нив уед..ненье где окровавле(н, нн)ая тень ему являлась каждый день. (А. Пушкин) 2) Где (не) когда всё было пусто голо теперь младая роща разрослась. (А. Пушкин) 3) Вчера я шёл по зале освещё(н, нн)ой где так д..вно встречались мы с тобой. (А. Фет) 4) Я узнаю тебя и твой белый вуаль где р..няет цветы благово(н, нн)ый миндаль. (А. Фет) 5) (В) переди где осталась роща стояли берёзы. (А. Чехов) 6) Всюду где только лес был пореже л..жали на земле белые х..лсты лу(н, нн)ого света. (В. Катаев) 7) За неводом, у зелёных свай, где днём рыбаки с..дят я человека увидел вдруг (н..) двйжного, как валун. (Э. Багрицкий)
2. Найдите устаревшие слова и формы. Объясните их значение.
3. Обозначьте все наречия и укажите, какую синтаксическую роль они выполняют в предложениях.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением