Упр.331 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2018)
Другие ответы на тему:
#язык
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
1. Прочитайте предложения вслух, соблюдая верную интонацию. Докажите, что эти предложения являются периодом.
1) Как плавающий в небе ястреб давши много кругов сильными крылами вдруг останавливается распластанный среди воздуха на одном месте и бьёт оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела, — так Тарасов сын Остап налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею верёвку. (Н. Гоголь)
2) Если зашумела старая листва под ногой если раскраснелись веточки разные если вербы развернулись если заговорили деревья разных пород ароматом своей коры, — то значит есть в берёзах движение и нечего портить берёзу. (М. Пришвин)
1) Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крылами, вдруг останавливается распластанный среди воздуха на одном месте и бьёт оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела, — так Тарасов сын, Остап, налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею верёвку. (Я. Гоголь)
Данная синтаксическая конструкция – период. Она представляет собой смысловое и структурное единство. Интонационно распадается на две части.
Первая часть произносится с постепенно нарастающим повышением голоса, затем следует длительная пауза, после которой наступает заметное понижение голоса. Внутри первой части есть меньшие паузы.
Языковые особенности: обилие синонимической и антонимической лексики; синтаксический параллелизм.
2) Если зашумела старая листва под ногой, если раскраснелись веточки разные, если вербы развернулись, если заговорили деревья пород ароматом своей коры, — то, значит, есть в берёзах движение, и нечего портить берёзу. (М. Пришвин)
Данная синтаксическая конструкция – период. Она представляет собой смысловое и структурное единство. Интонационно распадается на две части.
Первая часть произносится с постепенно нарастающим повышением голоса, затем следует длительная пауза, после которой наступает заметное понижение голоса. Внутри первой части есть меньшие паузы.
Языковые особенности: анафора (если…); обилие синонимической и антонимической лексики.
2. Объясните лексическое значение выделенных слов. Каким словариком учебника вы воспользуетесь?
Распластанный – лежащий плотно прижавшись телом, руками и ногами к земле или поверхности чего-л., распластавшийся.
Хорунжий – в казачьих войсках: то же, что корнет, подпоручик (первый офицерский чин).
3. Спишите, вставляя недостающие знаки препинания. Объясните постановку запятой и тире в первом и во втором предложениях.
В периоде запятая и тире ставятся в качестве единого знака, разделяющего части с повышением и понижением интонации.
4. Составьте схему первого предложения.
Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крылами, вдруг останавливается распластанный среди воздуха на одном месте и бьёт оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела, — так Тарасов сын, Остап, налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею верёвку.
5. Сформулируйте орфоэпическое правило по следующей формуле: -тся (-ться) = [цъ]. Пример найдите в записанных вами предложениях.
ТСЯ и ТЬСЯ на конце глаголов произносится как [цъ]: останавливается.
6. Разберите по составу причастия.
Плавающий, распластанный, раскричавшегося.
7. Выполните морфологический анализ слова нечего.
В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
8. Найдите слово, которое грамматически не связано с членами предложения, не является членом предложения и обозначает связь мыслей, их порядок. Как называются такие слова? Как они выделяются на письме?
Значит – вводное слово, с двух сторон выделяется запятыми.
1. Познакомьтесь с высказыванием о русском языке философа Ивана Александровича Ильина (1882—1954). Это — фрагмент его выступления на Пушкинском юбилее в 1937 году.
Выразительно прочитайте текст, интонационно выделите слова, несущие основную смысловую нагрузку («новое»).
И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она — наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и чёткость; и простота, и размах, и паренье; и мечтательность, и сила, и ясность, и красота.
Всё доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному, и потому властен всё выразить, изобразить и передать.
В нём гуденье далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нём ласковые шорохи и хрусты. В нём травяные шелесты и вздохи. В нём клёкот и грай, и свист, и щебет птичий. В нём громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие, и плески чуть слышные. В нём — вся поющая русская душа; эхо мира и стоны человеческие, и зерцало божественных видений...
Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчества. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.
Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовёт его — его язык...
Горе нам, что мы не умели беречь наш язык и бережно растить его — в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в ризах его органически выросшего правописания. Не жалеть его, не блюсти его — значит не любить и не блюсти нашу родину.
2. Сформулируйте основную мысль текста. Расскажите, как содержание текста её раскрывает.
3. Определите стиль речи. Укажите коммуникативную задачу и назовите основную стилевую черту, ярко выраженную в данном тексте.
4. Подумайте над тем, как достигается экспрессивность речи. Для этого проведите следующую работу:
а) оцените с этих позиций богатство лексики, использованной для характеристики возможностей русского языка;
б) найдите стилистически окрашенные слова: книжные слова, обозначающие отвлечённые понятия; слова высокого стиля, свойственные ораторской и поэтической речи, среди них — церковнославянские слова и выражения;
в) найдите экспрессивные синтаксические конструкции: ряды однородных членов; многосоюзие; синтаксический параллелизм; неполные предложения;
г) определите способы и средства связи предложений в 1, 3 и 4-м абзацах. Оцените роль повтора.
5. Сжато передайте основное содержание фрагмента речи И. А. Ильина. Уберите изобразительность и эмоциональность, оставьте одну информацию. Сохраните структуру текста:
а) тезис (1-й абзац);
б) обоснование (2, 3, 4-й абзацы);
в) вывод (5, 6-й абзацы).
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением