Упр.91 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение Данные сложносочинённые предложения преобразуйте вначале в сложноподчинённые, затем в бессоюзные.Запишите получившиеся синтаксические варианты (синтаксические...

Решение #2 (Учебник 2018)

Изображение Данные сложносочинённые предложения преобразуйте вначале в сложноподчинённые, затем в бессоюзные.Запишите получившиеся синтаксические варианты (синтаксические...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
1. Прочитайте сокращённый вариант одного из фрагментов произведения Фазиля Абдуловича Искандера (1929—2016) «Идеалист (Рассказ Виктора Максимовича)». Этот рассказ является составной частью повести «Стоянка человека». Озаглавьте прочитанный вами текст. Определите его стиль и жанр. Найдите в тексте иностилевые вкрапления и объясните их стилистическую роль.
Познакомились мы на рыбалке, понравились друг другу и стали встречаться примерно раз в неделю.
Это был редчайшей душевной тонкости человек. Его коллеги говорили, что он первоклассный биолог, гордость института.
Друзья считали его необыкновенно доверчивым человеком. Я тоже видел это и никак не мог понять до конца. Что это? Львиная храбрость духа, который не боится ударов жизни и не выставляет никаких сторожевых постов? Обаяние натуры щедрой, доброй, никогда не стремящейся выскочить вперёд и отцапать побольше от жизни и поэтому не наживающей себе врагов? Думаю, и то и это.
Вариант лжи и зла просто никогда не приходил ему в голову. Разумеется, бывали люди, которые его обманывали или подводили с низкими, корыстными целями. К таким людям он испытывал потом хроническое отвращение. Он им не мстил, но прощения им не было во веки веков. Это была какая-то музыкальная злопамятность.
Однажды в компании речь зашла об одном известном в городе человеке, который почти насильно запихнул свою мать в дом престарелых.
«А что вы удивляетесь? — сказал мой друг. — Яс ним учился в школе. Этот негодяй в седьмом классе бросил кошку с третьего этажа».
Приходя ко мне домой, он обычно рассказывал забавные истории о самом себе, своих коллегах-чудаках, о должниках — а одалживал он направо и налево. Особенно много рассказывал он о своём профсоюзном боссе.
Однажды мой друг сидел в заполненном автобусе, и шофёр уже закрыл дверь, когда он заметил в толпе осаждающих автобус профсоюзного босса. Тот, потрясая высоко поднятым портфелем, давал знать шофёру, что важность содержимого требует немедленной доставки портфеля совместно с его владельцем.
Шофёр некоторое время держался, а потом его сердце дрогнуло, и он открыл дверь, куда хлынули люди.
Как только профсоюзный босс очутился в автобусе, он немедленно стал ругать шофёра, что тот впускает людей в переполненный транспорт. «Классический пример разорванности сознания», — хохоча заключил он свой рассказ.
Но больше всего я любил наши разговоры с ним после рыбалки. Мы говорили с ним о Средиземноморье, о золотом сне Новгорода, о влиянии мутагенных веществ на наследственные процессы, об искусстве двадцатого века, о сочинениях Платона, об интуиции Столыпина.
Как же я любил его в эти часы! «Нет, — думал я, — не может сгинуть страна, в которой есть такие люди!»
Заголовок: «Необыкновенный человек».
Стиль: художественный.
Жанр: портретная зарисовка.
Иностилевые вкрапления:
- разговорный стиль: Я с ним учился в школе. Этот негодяй в седьмом классе бросил кошку с третьего этажа; запихнул в дом престарелых; отцапать побольше от жизни; ругать шофёра хлынули люди; не может сгинуть;
- публицистический стиль: первоклассный биолог; гордость института; …в которой есть такие люди!;
- научный стиль: о влиянии мутагенных веществ на наследственные процессы.
Иностилевые включения придают тексту выразительность, живость, эмоциональность.
2. Объясните смысл и стилистическую окраску выражений: профсоюзный босс, музыкальная злопамятность, разорванность сознания, золотой сон Новгорода.
Профсоюзный босс – (ирон.) глава профессионального союза, добровольного общественного объединения граждан для защиты своих трудовых и социальных прав.
Музыкальная злопамятность – (перен.) неприятие низких и подлях людей.
Разорванность сознания – (ирон.) противоречие с самим собой.
Золотой сон Новгорода – в Новгороде очень много церквей, и из-за многочисленных золотых куполов город будто пребывает в «золотом сне».
3. Найдите в тексте иронически употреблённые слова и выражения.
Иронически употреблённые слова и выражения: профсоюзный босс, осаждающие автобус, его сердце дрогнуло, классический пример разорванности сознания.
4. Объясните правописание выделенных букв в следующих словах. Обаяние, влияние, отвращение, компания, мутагенный; искусство, босс, коллеги, процесс; (не) стремящейся, (не) наживающей; никак, не мог, (не) было.
Обаяние, влияние, отвращение, компания, мутагенный – словарные слова с непроверяемыми гласными в корне слова;
искусство, босс, коллеги, процесс – словарные слова с удвоенными согласными;
(не) стремящейся, (не) наживающей – какой? в окончании причастий после шипящих без ударения пишется буква «е» под ударением – «о»;
никак – отрицательное местоимение, без ударения пишется «ни»,
не мог, (не) было – «не» с глаголом пишется раздельно, используется для отрицания.

Данные сложносочинённые предложения преобразуйте вначале в сложноподчинённые, затем в бессоюзные.
Запишите получившиеся синтаксические варианты (синтаксические синонимы). Сравните предложения, устанавливая их сходство и различие. Составьте схемы предложений. Сделайте вывод.
Образец записи:
1) Неожиданно выглянуло солнце, и заблестела трава.
2) Когда неожиданно выглянуло солнце, заблестела трава.
3) Неожиданно выглянуло солнце — заблестела трава.
1) Кончились каникулы, и началась учёба в школе. 2) Стало душно в комнате, и мне пришлось выйти на балкон. 3) Начался урок, и ученики приступили к самостоятельной работе.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением