Параграф 12 ГДЗ Андреев Фёдоров 6 класс 2020 года (История)

Изображение §12. Древнерусская культура 1. Почему древнерусские рукописные книги называют произведениями искусства?Книги на Руси переписывали грамотные монахи. Рукописные...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Андреев, Фёдоров 6 класс, Просвещение:
§12. Древнерусская культура

1. Почему древнерусские рукописные книги называют произведениями искусства?
Книги на Руси переписывали грамотные монахи. Рукописные книги - подлинные произведения искусства. Каждая буква в них была тщательно выписана, страницы украшены рисунками - миниатюрами. Образцом для древнерусских книг стали болгарские оригиналы.
2. Как вы думаете, что помогло появлению в XI в. оригинальной русской литературы?
Грамоту знали не только монахи. Дошедшие до наших дней надписи на стенах храмов (граффити) свидетельствуют о том, что писать умели и простые горожане. Жители Руси читали переведённые с греческого языка религиозные сочинения. С XI в. книжники начали создавать оригинальные литературные произведения. Первым русским писателем принято считать Илариона, автора «Слова о Законе и Благодати». До нас дошли также жития - повести, рассказывающие о первых древнерусских святых: Борисе, Глебе, Феодосии Печерском. Были созданы рассказы о жизни монахов-подвижников Киево-Печерского монастыря. Появились увлекательные описания путешествий («хожений») в Святую землю. Литературной деятельностью занимались и князья.

1. Как назывались в Древней Руси ежегодные записи об основных событиях? Откуда произошли эти названия?
Очень важными для историков произведениями Древней Руси стали летописи - ежегодные записи об основных событиях. В древнейших летописях (с 30-х гг. XI в.) рассказывалось о том, как на Русь пришло христианство, о первых десятилетиях истории христианской Руси. (Некоторые историки полагают, что первые летописи появились на Руси ещё в конце Х в.) Вплоть до середины XVI в. летописи постоянно велись в крупнейших монастырях, при дворах князей, епископов и митрополитов. Каждая летописная статья начиналась со слов: «В лето…» (то есть в такой-то год).
2. Чем знамениты монахи Никон и Нестор?
Первыми из известных нам древнерусских летописцев были монахи Киево-Печерского монастыря Никон и Нестор, а также игумен киевского Выдубицкого монастыря Сильвестр.

1. Каким требованиям должен был следовать художник-иконописец?
Иконописцы следовали определённым правилам - канонам. В иконописи строго определяются сюжеты, композиция, цвет и даже жесты персонажей. Тем не менее это не исключает личного творчества художника-иконописца.
2. Сравните иконы, фрески и мозаики. Что было в них общего?
Общим для всех этих видов искусства является то, что все они изображали святых, почитаемых церковью. Также все эти изображения создаются в соответствие с определенными правилами.

1. Какой была конструкция древнерусских храмов? Из чего их строили?
На Руси строили крестово-купольные храмы. Основа церкви - прямоугольное помещение с четырьмя столбами в середине. Столбы соединяются арками, которые, в свою очередь, поддерживают барабан. Сверху здание увенчано куполом. Пространство под ним залито светом, который проходит через окна в барабане. Вход в церковь находится с западной стороны. В восточной части расположен алтарь, где священники совершают церковные таинства, читают молитвы. С этой стороны стена состоит из апсид - округлых выступов. Снаружи стены храмов разделяются на части вертикальными выступами - лопатками. Сверху они украшаются полукруглыми закомарами.
2. Что было изображено на фресках Софийского собора в Киеве?
Замечательны фрески собора, на которых мастера изобразили не только церковных персонажей. Вот сам князь Ярослав Мудрый, который держит в руках модель построенного им храма. Вот его жена, сыновья и дочери. В отдалённых уголках Святой Софии можно видеть изображения византийского императора с его свитой, охоты на медведя, кулачного боя, состязания борцов и забав скоморохов.

1. Прочитайте эпиграф:
1) Можно ли сегодня использовать совет древнерусского автора по чтению и запоминанию содержания книг?
Я думаю, сегодня можно использовать совет древнерусского автора по чтению и запоминанию содержания книг: для понимания книги необходимо вдумчиво ее читать, вникать в смысл.
2) С чем средневековые люди связывали праведную, безгрешную жизнь? В каких книгах изложена «сущность праведного»?
Праведную и безгрешную жизнь средневековые люди связывали с чтением книг. “Сущность праведного” изложена в Его книгах (религиозных книгах).
2. Как искусство мозаики утвердилось в древнерусских храмах? Почему мозаики были редкостью?
После принятия христианства мозаика в храмах Древней Руси не получила широкого распространения по причине большой стоимости материала. Технологией изготовления смальты мастера еще не владели, а из-за моря везти ее было слишком дорого. Первые мозаики на Руси появились при оформлении Софийского собора и других храмов в древнем Киеве. Распространение они получили благодаря приглашенным из Византии умельцам. Но, перенимая их опыт, русские мастера оставили шедевры, которые не уступали, а то и превосходили по художественной ценности творения византийских виртуозов этого дела. Собор Святой Софии в Киеве возведенный в XI в, тому подтверждение. Его мозаичные панно характеризуются непревзойденным колоритом.
3. Используя дополнительную литературу, напишите рассказ на тему «Как мальчик Алипий стал иконописцем».
Родителями Алипий был отдан учиться иконописи, при игумене Никоне принял постриг, помогал греческим мастерам украшать мозаиками Успенский собор. Как монах, а затем священник Алипий писал новые иконы и поновлял старые. Прославился как целитель. Согласно легендам, многие произведения Алипия были созданы при участии божественного промысла. В то время, когда греки украшали алтарь Печерской киевской церкви мозаикой, ученик их Алипий имел видение: «светозарную икону Богоматери, из уст которой вылетел светлый голубь и влетел в уста Иисуса, изображённого мозаикой». Чудо это видели и некоторые присутствовавшие в храме, и оно так повлияло на юношу, что он постригся в монахи
4. С помощью интернет-ресурсов подготовьте презентацию
«Храмы Древнерусского государства».
(презентация внизу страницы)
5. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:
1) создание древнерусской летописи «Повесть временных лет»;
В 1113 г. ранние летописи были объединены в «Повесть временных лет».
2) начало строительства храма Софии Новгородской;
При Ярославе Мудром были возведены киевский (1037) и новгородский (1045—1050) Софийские храмы.
3) первая датированная рукописная богослужебная книга «Остромирово Евангелие»;
Образцом для всех древнерусских книг стали первые восточно-славянские рукописи, скопированные с болгарских оригиналов, — Остромирово Евангелие, написанное для новгородского посадника в 1056—1057 гг.
4) начало возведения храма Софии Киевской;
При Ярославе Мудром были возведены киевский (1037) и новгородский (1045—1050) Софийские храмы.
5) создание «Изборника Святослава»;
Образцом для всех древнерусских книг стали первые восточно-славянские рукописи, скопированные с болгарских оригиналов, — Остромирово Евангелие, написанное для новгородского посадника в 1056—1057 гг., и «Изборник Святослава», созданный в 1073 г.
6) освящение Десятинной церкви в Киеве.
Освящение Десятинной церкви состоялось в 996 году.

1. Какой храм воспевается в «Слове о Законе и Благодати»?
В “Слове о Законе и Благодати” говорится о киевской Софии.
2. Что символизировали три храма Святой Софии, построенные на Русской земле Ярославом Мудрым?
В контексте учения о Троице и библейских текстов, в которых упоминается София, Её существование кажется логически необоснованным, чрезмерным, излишним: в одних местах она сближается со Святым Духом и талмудическим Руах ха-Кодеш, в других – с Богом-Сыном и античным Логосом. Её значение неясно, равно как и причины Её существования, и отношение Её к Троице. Эта неясность привела к идеологическому противостоянию: приверженцы арианства сопоставляли Софию со Святым Духом, православные – с Иисусом Христом и Богоматерью. Примечательно, что первый из храмов Софии – Константинопольский – был посвящён именно Святому Духу: император Констанций Второй, в чьё правление произошло посвящение и освящение собора, был арианином, а Юстиниан, построивший современный величественный храм, сочувствовал монофизитам. Однако ко времени принятия христианства на Руси закрепилась другая точка зрения, связывавшая Софию с Христом и Девой Марией. Классической формулировкой стала «Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь», где под домом понималась Богоматерь, а под Премудростью – воплощённый Бог-Сын.
Выберите ответ на главный вопрос урока. Свой выбор обоснуйте.
Кто создавал произведения древнерусской культуры - византийские мастера или местные творцы, опиравшиеся на древние традиции?
A. Древнерусская культура была неразрывно связана с христианством, книги, иконы, храмы создавались византийскими мастерами и перенимавшими их мастерство русскими учениками.
Б. В Древней Руси существовали собственные правила создания рукописных книг, живописных произведений, строительства храмов, они были связаны с особенностями древних верований.
B. Культурная жизнь Руси складывалась под влиянием всех стран, которые её окружали, наряду с христианскими канонами в культурной жизни существовали правила, связанные с исламом, иудаизмом и другими религиями.
Я выбираю ответ А. На Руси византийские мастера строили крестово-купольные храмы, искусство которых перенимали. Также русские мастера переняли у греков искусство иконы, мозаики и фрески. Всё это создавалось в соответствие с определенными правилами.

Что сделало Древнюю Русь неотъемлемой частью Европы - военное и политическое могущество или принятие христианства, строительство городов, развитие торговли?
A. Правители Древнерусского государства не стремились к расширению связей с европейскими государствами, на первом месте у них были контакты с кочевыми народами Степи.
Б. Принятие христианства, появление письменного законодательства, рост городов и развитие торговли позволили Древней Руси стать равноправным партнёром для европейских государств, наладить с ними династические, экономические, культурные связи.
B. Древнерусское государство приобрело авторитет в Европе лишь благодаря созданию мощного войска и успешным походам княжеских дружин в разные страны.
Я выбираю ответ Б. Принятие христианства, создание первых письменных законов, успехи во внешней политике, развитие ремёсел, торговли, культуры — всё это способствовало укреплению положения Руси как самостоятельного независимого государства. Расцвет его пришёлся на время правления Ярослава Мудрого. Укреплялись связи с соседними государствами. Теперь Русь не была страной язычников-дикарей, ее международный авторитет вырос.

1. Во время походов первых киевских князей на Царьград на носах византийских кораблей устанавливалась медная труба - сифон, через который во время морского боя с грохотом извергалась жидкая смесь. Как эта жидкость называлась и из чего состояла? В чём заключалась поражающая сила устройства? Кто из князей пострадал от применения этого оружия?
Эта жидкая смесь называлась “греческий огонь”. Точный состав греческого огня неизвестен. Наиболее вероятными компонентами были негашёная известь, сера и сырая нефть или асфальт. Также в состав мог входить фосфид кальция, который при контакте с водой выделяет газ фосфин, самовоспламеняющийся на воздухе. Поражающая сила заключалась в том, что огонь не тушился водой, а также мог быть применим на расстоянии (зажигали вражеские корабли с помощью пушек, метаний). От применения этого оружия пострадал князь Игорь.
2. Из Первой Новгородской летописи известно название Волосовой улицы в Новгороде, на ней позже была построена церковь Святого Власия, который изображался на иконах в окружении домашних животных. Чей идол, по новгородскому преданию, стоял когда-то на месте храма Святого Власия? Почему по реформе 980 г. этот бог не вошёл в славянский пантеон?
На месте данного храма, по преданию, стоял идол бога Велеса (Волоса). Владимир своей реформой пытался создать упорядоченную религию государственной элиты, способную успешно конкурировать с христианством. Попытка не удалась, но сама по себе показательна. «Возможно, что и невключение в пантеон Волоса – бога, почитаемого разнузданными карнавалами, звериными масками и буйными русалиями, тоже связано со стремлением придать пантеону более приличный, достойный вид, устраняя из него всё, что слишком контрастировало с православным церковным благолепием и внешней благопристойностью греческой веры», – полагал Рыбаков.

3. Правила написания икон, мозаик, фресок сложились в Византии. Найдите русский вариант греческих названий иконописных образов: «Оранта», «Пантократор», «Одигитрия», «Елеуса».
Оранта — (греч. — Молящаяся) — один из основных типов иконографии Богоматери. Характерная особенность — воздетые в молении руки Богородицы и изображение Младенца на уровне груди Божией Матери.
Вседержитель или Пантократор (греч.) — один из основных типов изображения Иисуса Христа с благословляющей десницей (правой рукой) и Евангелием.
Одигитрия (греч. — Путеводительница) — тип изображения Богоматери с Младенцем на руках. Характерной особенностью является положение руки Богородицы, указывающей на Богомладенца Христа.
Елеуса (греч. — милостивая, милующая) — Умиление — тип изображения Богоматери, ласкающей Младенца Христа. Соприкосновение ликов Богомладенца и Богородицы символически передает идею Боговоплощения как соединение небесного и земного миров.
4. Деньги, получившие распространение в Древней Руси, назывались диргемы, куны, гривны. Используя дополнительную литературу, выясните, все ли эти деньги являлись монетами. Откуда они появились, из какого металла были сделаны и сколько весили? Кто из князей чеканил свои монеты? Что использовали вместо монет на Руси, когда из-за нехватки серебра начался безмонетный период?
Не все эти деньги являлись монетами. Гривна — крупный серебряный слиток или брусок (204 г), служивший денежной и весовой единицей в Древней Руси.

Диргема появилась из Арабского халифата. По мнению большинства историков серебряный дирхем, весивший около 3 граммов, у славян, а позднее и в Древнерусском государстве назывался «ногата» (от арабского «накада» - отборная монета). Два с половиной дирхема назывались «куна», то есть именно за эту цену можно было купить шкурку куницы. Гривны возникли на Руси. В Древней Руси со временем возникло два разных понятия «гривна серебра» и «гривна кун». Согласно исследованиям В.Л. Янина гривны кун были типом весовых единиц и единиц счета массой 51,19 г.
Откроем научную литературу и увидим, что монеты, которые начал чеканить князь Владимир «Красное Солнышко», продолжили его сыновья Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый называются «сребреники» и «златники».
В истории Древней Руси был так называемый «безмонетный период» (XII – первая половина XIV века), когда в Восточную Европу перестала массово поступать серебряная монета – арабские дирхемы и западноевропейские денарии (пфенниги). Роль денег, особенно в крупных расчетах, стали выполнять слитки драгоценного металла. Серебряные и золотые гривны чаще были средством накопления богатства, нежели участвовали в регулярном денежном обороте.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением