Упр.142 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
142. Произведите синтаксический анализ предложений и запишите их, составив к каждому предложению схему. В скобках укажите виды подчинения придаточных предложений. Расставьте необходимые знаки препинания.
1. Сейчас мне странно думать что было время когда я не сразу запомнил это слово и даже записал чтобы не забыть и чтобы при случае произнести правильно. (В. Солоухин)
2. Мысль о том чтобы собрать слова имеющие отношение к природе пришла мне в голову в тот день когда на луговом озерце я услышал как хрипловатая девочка перечисляла разные травы и цветы. (К. Паустовский) 3. Утром когда солнце взошло я видел как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится золотым. (М. Пришвин)
Объясним знаки препинания.
1. Сейчас мне странно думать, (запятая разделяет части сложного предложения) что было время, (запятая разделяет части сложного предложения) когда я не сразу запомнил это слово и даже записал, (запятая разделяет части сложного предложения) чтобы не забыть и чтобы при случае произнести правильно. (словарное слово)
2. Мысль о том, (запятая разделяет части сложного предложения) чтобы собрать слова, (запятой выделяется причастный оборот) имеющие отношение к природе, (запятой выделяется причастный оборот) пришла мне в голову в тот день, (запятая разделяет части сложного предложения) когда на луговом озерце я услышал, (запятая разделяет части сложного предложения) как хрипловатая девочка перечисляла разные травы и цветы.
3. Утром, (запятая разделяет части сложного предложения) когда солнце взошло, (запятая разделяет части сложного предложения) я видел, (запятая разделяет части сложного предложения) как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится золотым.
Произведём синтаксический анализ предложений, а также укажем виды подчинения придаточных предложений.
1. [Сейчас мне странно думать]1, (что было время)2, (когда я не сразу запомнил это слово и даже записал)3, (чтобы не забыть)4 и (чтобы при случае произнести правильно)5.
(1-я часть: (что делать?) странно думать; странно думать (когда?) сейчас; странно думать (кому?) мне;
2-я часть: (что?) время; время (что делало?) было;
3-я часть: (кто?) я; я (что сделал?) не запомнил и записал; не запомнил (когда?) когда; не запомнил (как?) сразу; не запомнил (что?) слово; слово (какое?) это;
4-я часть: (что сделать?) не забыть;
5-я часть: (что сделать?) произнести; произнести (когда?) при случае; произнести (как?) правильно).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоящее из пяти частей, соединённых между собой последовательным (1, 2, 3, 4 предложения) и однородным (4 и 5 придаточные) подчинением. 2-е придаточное является придаточным изъяснительным и присоединяется к главному подчинительным союзом что. 3-е придаточное является придаточным опре-делительным и присоединяется к придаточному 2 союзным словом когда. 4-е придаточное является придаточным цели и при-соединяется к придаточному 3 с помощью подчинительного союза чтобы. 5-е придаточное является придаточным цели и при-соединяется к придаточному 3 с помощью подчинительного союза чтобы, с придаточным 4 связано соединительным союзом и.
1-е предложение: простое, односоставное, безличное, распространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное.
3-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми, полное.
4-е предложение: простое, односоставное, безличное, нераспространённое, неосложнённое, полное.
5-е предложение: простое, односоставное, безличное, распространённое, неосложнённое, полное.
[=]1, (что = -)2, (когда - = и =)3, (чтобы =)4 и (чтобы =)5.
2. [Мысль о том, (чтобы собрать слова, имеющие отношение к природе)2, пришла мне в голову в тот день]1, (когда на луговом озерце я услышал)3, (как хрипловатая девочка перечисляла разные травы и цветы)4.
(1-я часть: (что?) мысль; мысль (что сделала?) пришла; мысль (о чём?) о том; пришла (кому?) мне; пришла (во что?) в голову; пришла (когда?) в тот день;
2-я часть: (что сделать?) собрать; собрать (что?) слова; слова (какие?) имеющие отношение к природе;
3-я часть: (кто?) я; я (что сделал?) услышал; услышал (когда?) когда; услышал (где?) на озерце; на озерце (каком?) луговом;
4-я часть: (кто?) девочка; девочка (что делала?) перечисляла; девочка (какая?) хрипловатая; перечисляла (что?) травы и цветы; травы и цветы (какие?) разные).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоящее из четырёх частей, связанных между собой последовательным подчинением. 2-е придаточное является придаточным изъяснительным и присоединяется к главному подчинительным союзом чтобы. 3-е придаточное является придаточным определительным и присоединяется к главному союзным словом когда. 4-е придаточное является придаточным изъяснительным и присоединяется к придаточному 3 подчинительным союзом как.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, односоставное, безличное, распространённое, осложнено причастным оборотом, полное.
3-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
4-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными дополнениями, полное.
[-, (чтобы =)2, =]1, (когда - =)3, (как - =)4.
3. [Утром, (когда солнце взошло)2, я видел]1, (как одуванчики раскрывают свои ладони)3 и (от этого луг становится золотым)4.
(1-я часть: (кто?) я; я (что делал?) видел; видел (когда?) утром;
2-я часть: (что?) солнце; солнце (что сделало?) взошло; взошло (когда?) когда;
3-я часть: (что?) одуванчики; одуванчики (что делают?) раскрывают; раскрывают (что?) ладони; ладони (какие?) свои;
4-я часть: (что?) луг; луг (что делает?) становится золотым; становится золотым (почему?) от этого).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, соединённое последовательным (1, 2, 3 предложения) и однородным (3 и 4 предложения) подчинением. 2-е предложение является придаточным обстоятельственным, времени, и присоединяется к главному при помощи союзного слова когда. 3-е придаточное является придаточным изъяснительным и присоединяется к главному при помощи подчинительного союза как. 4-е придаточное является придаточным изъяснительным, с 3 придаточным соединяется соединительным союзом и.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
3-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
4-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
[…, (когда - =)2, - =]1, (как - =)3, и (- =)4.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением