Упр.145 ГДЗ Александрова Загоровская 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Богданов 9 класс, Просвещение:
145. 1) Прочитайте текст о Национальном корпусе русского языка (ruscorpora.ru). Это бесплатный и открытый для всех сайт, который начал действовать благодаря учёным-лингвистам из Института русского языка Российской академии наук. Какие тексты включает этот корпус?
Национальный корпус русского языка включает самые различные тексты: произведения художественной литературы, журнальные статьи разной тематики, специальные тексты (научные, научно-популярные и учебные по разным отраслям знания), рекламу, частную переписку, дневники, а также тексты так называемой электронной коммуникации: переписку по электронной почте, всевозможные чаты и форумы.
Корпус — это электронное собрание текстов, размеченное таким образом, чтобы в нём можно было быстро найти слова и конструкции с заданными грамматическими и другими интересными лингвисту свойствами. Что же такое Национальный корпус? <...> В данном случае слово «национальный» — своего рода термин, отражающий скорее смысл английского слова «national», чем русского слова «нация». Впервые это определение появилось в названии Британского национального корпуса (British National Corpus, BNC), созданного в 1990-е годы в Великобритании. <...> Поскольку этот корпус очень быстро стал практически эталоном корпуса вообще, то значение слова «национальный» незаметно изменилось. Национальным корпусом стали называть просто самый большой и представительный корпус, характеризующий язык данной страны в целом. <...>
Понятно, что Национальный корпус должен быть большим (его объём измеряется сотнями миллионов словоупотреблений) <...> и представительным — он должен содержать все типы текстов, представленные в данном языке в данный исторический период.
Именно поэтому Национальный корпус русского языка не ограничивается только произведениями художественной литературы... Он содержит и журнальные статьи разной тематики <...>, и специальные тексты (научные, научно-популярные и учебные по разным отраслям знания), и рекламу, и частную переписку, и дневники.Словом, в Корпус попадают образцы практически любых существующих в русском языке письменных текстов — от статьи современного музыкального критика до инструкции по уходу за кактусами. <...> Более того, для полного и адекватного представления о том, что происходит в современном русском языке, необходимо включать в него также и записи устной речи.
Почему образцы устной речи так важно иметь в Корпусе? Люди пишут не так, как говорят; в особенности это различие ощутимо для языков с давней письменной традицией, за время существования которой нормы письменной и устной речи успевают разойтись достаточно сильно. Письменная речь всегда более консервативна; к тому же, например, в русском языке письменная традиция формировалась под сильным иноязычным влиянием (первоначально старославянским, впоследствии немецким и французским), которое гораздо меньше затронуло устную речь. В этом отношении русский язык не исключение: сходным образом дело обстоит во многих европейских письменных языках, от чешского до французского, а также во многих письменных языках Азии с древней литературной традицией. <...>
В Корпусе есть тексты так называемой электронной коммуникации: переписка по электронной почте, а также всевозможные чаты, форумы, общедоступные электронные дневники. Конечно, в форумах и блогах люди продолжают писать не так (или не совсем так), как говорят, но дистанция между письменной и устной речью здесь во много раз меньше. Этим электронная коммуникация и привлекательна для лингвистов: какие-то языковые явления встречаются только или преимущественно в данных текстах. Пишущие в сетевой среде чувствуют себя более свободно не только в отношении языка, но и в отношении норм общепринятой орфографии. Орфографическая вариативность электронных текстов возрастает на порядок, в них широким потоком вливаются разговорные дублеты, произносимые на месте литературных, но обычно не отражаемые на письме, — такие как ща (и щас)у сёдниу чёу тока, ваще, кто-нитьу — и многое другое. Интересно, что пишущие часто прибегают к искажению орфографии сознательно, в целях языковой игры.
(В. Плунгян)
2) Почему образцы электронной коммуникации привлекательны для лингвистов?
Образцы электронной коммуникации привлекательны для лингвистов тем, что дистанция между письменной и устной речью здесь во много раз меньше, поэтому какие-то языковые явления встречаются только или преимущественно в данных текстах. Пишущие в сетевой среде чув¬ствуют себя более свободно не только в отношении языка, но и в отношении норм общепринятой орфографии.
3) Общение на форуме, в блогах — это примеры дистантного или контактного общения? Поясните свою точку зрения.
Общение на форуме, в блогах – это примеры дистантного общения, потому что собеседники находятся на определённой дистанции друг от друга и общение происходит с помощью технических средств.
4) Каково ваше отношение к «орфографической вариативности электронных текстов»? Соблюдаете ли вы орфографические и пунктуационные правила в текстах чатов, смс-сообщений, блогов и т. п.? Почему?
Мне не очень нравится орфографическая вариативность электронных текстов, когда её употребляют в чатах, но допускаю такие варианты в личной переписке. Сам стараюсь писать правильно.
5) В русском языке у части существительных мужского рода имеется особая дополнительная падежная форма — так называемый второй родительный падеж. Так, у слова сахар обычная форма родительного падежа выглядит как сахара, а форма второго родительного — как сахару (например, положите себе ещё сахару). Эта форма проникла в русское склонение в XVI—XVII веках, пережила «пик» употребительности в XVII—XVIII веках, а к концу XIX века стала медленно угасать. В современном языке второй родительный падеж встречается только у примерно сотни слов и обычно может быть заменён на простой родительный (так, можно сказать и положите себе ещё сахара, разница почти неощутима говорящими). Используя ресурсы Национального корпуса русского языка, найдите ответ на вопрос о том, с какой частотой употребляются у разных слов формы второго родительного падежа. Например, как сейчас предпочитают писать — поднять с пола или поднять с полу? А встать — с пола или с полу?
Поднять с пола – найдено 12 примеров, поднять с полу – 7 примеров. Встать с пола – 7 примеров, встать с полу – 4 примера.
Таким образом, можно сделать вывод, что второй родительный падеж употребляется реже, чем простой родительный.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением