Упр.150 ГДЗ Ладыженская Баранов 6 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2020)
Решение #3 (Учебник 2015)
Решение #4 (Учебник 2015)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ладыженская, Баранов, Тростенцова 6 класс, Просвещение:
Проанализируйте (на материале упр. 149) морфологические средства языка, с помощью которых авторы воздействуют на чувства, мысли и воображение читателей. Можно ли сказать, что глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени создают «эффект присутствия»: действие происходит как будто на наших глазах, прямо сейчас?
В каждом из приведённых стихотворений авторы используют различные морфологические средства для создания ярких и запоминающихся образов природы. Глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени действительно помогают создать "эффект присутствия", делая действия более живыми и непосредственными.
1) Стихи А. Пушкина
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
Глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени: "мчатся", "вьются", "освещает", "еду".
Эти глаголы создают ощущение непрерывного действия, как будто события происходят прямо сейчас.
Прилагательные: "летучий", "мутно", "мутна", "неведомых".
Прилагательные усиливают атмосферу тревожности и загадочности.
Повторения и звукоподражания: "дин-дин-дин".
Повторения и звукоподражания делают звук колокольчика более ощутимым и реальным.
2) Стихи Ф. Тютчева
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А с ней - какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени: "зеленеет", "веет".
Эти глаголы создают "эффект присутствия", позволяя читателю наблюдать за происходящим в реальном времени.
Прилагательные: "палящим", "зелёная", "негой".
Прилагательные усиливают ощущение тепла и благодати.
Местоимения: "каждой".
Местоимения делают описание более конкретным и детализированным.
3) Стихи Б. Пастернака
Снуют пунцовые стрекозы,
Летят шмели во все концы,
Колхозницы смеются с возу,
Проходят с косами косцы.
Глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени: "снуют", "летят", "смеются", "проходят".
Эти глаголы создают ощущение, что действия происходят прямо сейчас, перед глазами читателя.
Прилагательные: "пунцовые".
Прилагательные придают яркость и живость описанию.
Существительные: "стрекозы", "шмели", "колхозницы", "косцы".
Существительные конкретизируют и делают изображённую сцену более осязаемой.
Вывод: Глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени действительно создают "эффект присутствия", делая действия живыми и непосредственными. Они позволяют читателю почувствовать себя участником описываемых событий, как будто он наблюдает за происходящим прямо сейчас.
У Пушкина: ночное поле с мчащимися тучами и звуком колокольчика.
У Тютчева: солнечная роща, источающая тепло и негу.
У Пастернака: летний день с активной деятельностью стрекоз, шмелей, колхозниц и косцов.
Морфологические средства языка, такие как глаголы несовершенного вида, прилагательные и существительные, помогают авторам создать яркие, живые и эмоционально насыщенные описания, которые воздействуют на чувства и воображение читателей.
Проведите исследование на тему «Диалектные слова нашего края (области, села)». Какое место среди других групп слов занимают диалектные слова? Как часто они употребляются?
Подготовьте проект по результатам исследования в виде словаря диалектных слов или в виде рассказов с использованием диалектизмов.
Диалектные слова Вологодской области
В любом языке есть свои территориальные диалекты. Максимальное количество их встречается в русском языке. Представляю словарь диалектных слов Вологодской области.
Баско – красиво.
Губы – грибы.
Изладить – сделать.
Испотачить – изнежить, избаловать.
Катаньки – валенки.
Куть – кухня.
Лонись, лони – прошлым летом.
Лопоть – одежда.
Назём – навоз.
Оболокаться – одеваться.
Парнечок – мальчик.
Подсобить – помочь.
Пышкать – тяжело дышать.
Уповод – длительное время.
Сопоставьте фразеологизмы с их значениями. Приведите примеры употребления 2-4 фразеологизмов.
Больное место
Взять себя в руки
Вилами по воде писано
Во всю глотку
Выходить из строя
Звёзд с неба не хватает
Как в воду глядел
Как в воду опущенный
Набрать в рот воды
Обвести вокруг пальца
Черепашьим шагом
Очень громко кричать (орать)
Ловко, хитро обмануть
Усилиями воли заставить себя собраться, действовать спокойно
Идти очень медленно
Человек средних способностей
Портиться, ломаться
То, что очень волнует, беспокоит
Угадал, правильно предсказал
Неизвестно, каков будет исход дела
Имеющий унылый вид
Хранить молчание
Вариант ответа 1
Больное место – то, что очень волнует, беспокоит.
Взять себя в руки – усилиями воли заставить себя собраться, действовать спокойно.
Вилами по воде писано – неизвестно, каков будет исход дела.
Во всю глотку – очень громко кричать (орать).
Выходить из строя – портиться, ломаться.
Звёзд с неба не хватает – человек средних способностей.
Как в воду глядел – угадал, правильно предсказал.
Как в воду опущенный – имеющий унылый вид.
Набрать в рот воды – хранить молчание.
Обвести вокруг пальца – ловко, хитро обмануть.
Черепашьим шагом – идти очень медленно.
Желая задеть Ивана Павловича, она попала в самое больное место.
Эмоции переполняли, хотелось пуститься в пляс и кричать во всю глотку.
Время шло черепашьим шагом, казалось, никогда не наступит утро.
Вариант ответа 2
Я получил по контрольной работе тройку, поэтому шёл домой как в воду опущенный.
Михаил звёзд с неба не хватает, но старанием, усердием и огромной работоспособностью достигает высоких результатов в учёбе и спорте.
Планшет вышел из строя очень быстро.
В самом начале соревнований я разволновался, но вовремя взял себя в руки и прошёл дистанцию до конца.
Популярные решебники 6 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением