Параграф 16 ГДЗ Котова Брызгалина 9 класс (Обществознание)

Изображение Глава 4. Человек в современном мире§ 16. Человек в эпоху глобализацииОпираясь на обществоведческие знания, полученные в 6 и 8 классах, факты общественной жизни и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Котова, Лискова, Брызгалина 9 класс, Просвещение:
Глава 4. Человек в современном мире
§ 16. Человек в эпоху глобализации
Опираясь на обществоведческие знания, полученные в 6 и 8 классах, факты общественной жизни и личный социальный опыт, укажите черты информационного общества;
Информационное общество характеризуется следующими чертами:
• Информационные технологии
• Общественная зависимость от информации
• Информационный обмен
• Рост информационного потока
• Глобализация
Охарактеризуйте роль информации и информационных технологий в современном мире.
• Улучшение коммуникации
• Развитие экономики
• Образование
• Создание новых профессий
Объясните, что такое контроль за информационными потоками, информационная безопасность, информационное неравенство.
Контроль за информационными потоками — это механизмы и органы, контролирующие распространение информации, чтобы предотвратить негативные последствия, такие как дезинформация, нарушение законов и другое.
Информационная безопасность — это обеспечение конфиденциальности, доступности и целостности информации, а также защита от угроз, связанных с неправомерным доступом или использованием данных.
Информационное неравенство — это неравномерное распределение доступа к информационным ресурсам и возможностям воспользоваться ими. Неравенство может быть как по технологическим возможностям, так и по доступности к качественной и достоверной информации. Это может усугубить различия в обществе и создать новые формы неравенства.
Опираясь на обществоведческие знания, полученные в 6 классе, охарактеризуйте процесс экономической глобализации, политической глобализации, глобализации в культуре.
Экономическая глобализация представляет собой интеграцию национальных и региональных экономик в мировую экономическую систему. Она характеризуется следующими особенностями:
• Свободный обмен товаров и услуг
• Мировые рынки и инвестиции
• Транснациональные корпорации
Политическая глобализация представляет процесс интеграции государственных структур в мировую политическую систему.
Глобализация в культуре — это процесс, включающий распространение и взаимное проникновение культурных элементов различных народов.
Назовите основные глобальные проблемы. Каждую из них проиллюстрируйте примером.
Изменение климата и экологические проблемы. Пример: Глобальное потепление, вызванное антропогенными выбросами парниковых газов, ведет к изменению климата, плаванию ледников, повышению уровня морей и участию катастрофических природных явлений.
Надлежащее использование и управление водными ресурсами. Пример: Дефицит пресной воды, перенаселение и неправильное использование водных ресурсов в регионах с ограниченным доступом к воде, что приводит к водным кризисам.
Энергетический кризис и истощение ископаемых топлив. Пример: Зависимость мира от нефти и газа, перспективы исчерпания этих ресурсов, а также необходимость перехода к возобновляемым источникам энергии.
Экономическое неравенство и бедность. Пример: Различия в уровне доходов и возможностей между развитыми и развивающимися странами, а также внутри страны, что вызывает социальное напряжение и негативно влияет на устойчивое развитие.
Проблемы здравоохранения и борьба с инфекционными болезнями. Пример: Пандемия COVID-19, вызванная коронавирусом, демонстрирует уязвимость мирового здравоохранения и необходимость глобального сотрудничества в этой сфере.
Глобальные конфликты и безопасность. Пример: Конфликт в Сирии и его глобальные последствия, включая беженцев и влияние на региональную стабильность.
Цифровое разделение и доступ к информационным технологиям. Пример: Разрыв в доступе к современным технологиям и интернету между различными странами и социальными группами, что усиливает социальное неравенство.
Миграция и беженцы. Пример: Беженцы из-за военных конфликтов, нарушений прав человека и климатических изменений, например, миграция из Сирии или Венесуэлы.
Привлекая интернет-ресурсы, узнайте полное название организаций НАТО, МВФ, ВТО. Кратко охарактеризуйте цели и основные направления их деятельности.
НАТО (Североатлантичкий альянс)
Полное название: Североатлантичкий альянс (NATO - North Atlantic Treaty Organization).
Цели и направления деятельности: Защита территориальной целостности и безопасности членов альянса, содействие политической и военной стабильности в мировом масштабе, развитие сотрудничества в области обороны, сбалансированное укрепление общей обороны и диалог с партнерами по всему миру.
МВФ (Международный валютный фонд)
Полное название: Международный валютный фонд (IMF - International Monetary Fund).
Цели и направления деятельности: Поддержка мировой экономической стабильности, способствование устойчивому экономическому росту, обеспечение макроэкономической стабильности, оказание финансовой помощи странам в трудных экономических ситуациях, разработка политики по улучшению мировой экономической системы.
ВТО (Всемирная торговая организация)
Полное название: Всемирная торговая организация (WTO - World Trade Organization).
Цели и направления деятельности: Поддержка свободной и беспрепятственной международной торговли, обеспечение прозрачности торговых отношений, регулирование торговых споров, содействие развитию мировой экономики через международную торговлю и стандартизацию торговых отношений.
Изучаем проявления глобализации общественной жизни.
Посмотрите и проанализируйте выпуск вечерних новостей на любом федеральном телеканале.
Какие из произошедших в течение дня событий в той или иной мере связаны с процессами глобализации? (Отметьте эти события и в каждом случае поясните свой выбор.)
• Глава МВФ заявила о несправедливом распределении благ глобализации в мире
• Ротенберг заявил о конце глобализации и назвал риски разворота на Восток
• Credit Suisse назвал основные глобальные последствия пандемии
• В России заявили о превращении БРИКС в площадку глобальной многополярности
• Глава МВФ Георгиева призвала признать неравенство благ между странами
1. Вспомните, что такое суверенитет государства.
Суверенитет государства представляет собой его независимость от внешних влияний и способность самостоятельно определять свои внутренние и внешние дела без вмешательства других стран.
Почему, по вашему мнению, Россия не может существовать без суверенитета?
Для России суверенитет имеет ключевое значение, так как обеспечивает её независимость, самоопределение и защиту национальных интересов.
2. Предположите, какими средствами можно отстаивать суверенитет страны и какие процессы глобализации могут этому мешать. Поясните своё мнение с опорой на знания курса и факты общественной жизни.
Способы отстаивания суверенитета:
• Политические дипломатические меры
• Экономические меры
• Военные меры
Процессы глобализации, в частности экономическая интеграция и культурный обмен, могут оказать давление на суверенитет государства. Это происходит через участие в международных экономических союзах, соглашениях и открытость для внешних культурных влияний.
Какую тенденцию в пользовании Интернетом можно отследить на основе приведённых данных?
Большинство опрошенных во все года отметили, что пользовались Интернетом за последние сутки. При этом доля использования Интернета возрастала до 2017 года, а затем снизилась.
Предположите, какое влияние отмеченные изменения оказывают на жизнь людей.
Отмеченные изменения делают жизнь людей удобнее, так как ежедневное использование Интернета позволяет им удовлетворять свои потребности. Также это говорит о возрастании роли Интернета в жизни людей.
1. Озаглавьте текст.
«Смена внешнеполитического курса и развитие многополярности»
2. Как автор характеризует переломный момент, который переживают современные международные отношения?
Уходит в прошлое эпоха, которая характеризовалась тем, что несколько столетий Запад доминировал в международных делах, и объективно формируется то, что мы называем полицентричным миропорядком. Этот процесс невозможно остановить, потому что, по большому счёту, многополярность — это отражение реально существующего культурно-цивилизационного многообразия современного мира.
3. Объясните смысл понятий «однополярный мир», «многополярный мир».
Однополярный мир — это международная система, в которой доминирующую роль играет одна супердержава или страна, на которую приходится основной политический, экономический и военный вес.
Многополярный мир, напротив, представляет собой ситуацию, где в мире существует несколько центров влияния (супердержав или значительных государств), участвующих в формировании глобальной политики, экономики и безопасности.
4. Как в рамках глобализации происходит навязывание политической воли одних субъектов международной политики другим?
Навязывание политической воли происходит через различные механизмы, такие как экономическое давление, санкции, информационные кампании, интернациональные договоры и альянсы. Это может привести к утрате частичной автономии и независимости в принятии решений национального уровня.
5. Какие принципы ООН исключают однополярность?
• Суверенное равенство государств
• Неприкосновенность территориальной целостности
• Положение государства как субъекта мирового сообщества
6. Объясните, почему многополярность (полицентричность) - естественное состояние, к которому неизбежно придёт мировое сообщество.
Многополярность является естественным состоянием, так как мир характеризуется разнообразием интересов, культур и идей. Существование нескольких центров влияния позволяет более эффективно учитывать различия в подходах к решению проблем и предотвращать монополизацию решений одними странами. Это способствует балансу интересов и уважению суверенитета каждого государства.
1. Каковы предпосылки становления информационного общества?
Информационные технологии изменили общество, его социальную структуру, формы взаимодействия индивидов и многое другое. Глубина вызванных информационными технологиями социальных изменений позволила учёным сделать вывод о формировании информационного общества.
2. Назовите основные черты информационного общества.
Информационные технологии и продукция информационного сектора экономики широко применяются в повседневной жизни.
Уровень благосостояния членов общества в большей степени зависит от их образования, обучения в течение всей жизни.
Темпы развития информационного сектора экономики превосходят темпы роста экономики в целом.
В информационном обществе у человека появляется много новых возможностей для развития личности.
3. Какой смысл учёные вкладывают в понятие глобализации?
Глобализация — это процесс всемирной интеграции, сопровождающийся выработкой общих политических, экономических, культурных и ценностных стандартов.
4. Что послужило причинами глобализационных процессов?
Прежде всего развитие экономики. Развивается свободная торговля, движение капиталов, объектов интеллектуальной собственности между государствами. Формируется единая сетевая рыночная экономика. Прогресс транспорта и связи, развитие информационных и телекоммуникационных технологий способствуют усилению процессов экономического сближения. Создано единое информационное пространство, участники которого осуществляют необходимые им действия в режиме реального времени. В едином информационном пространстве происходит культурное сближение этносов, распространение определённых социальных ценностей и норм. Объединяющую роль играет распространение массовой культуры и развитие различных социальных сетей.
5. Приведите примеры проявлений глобализации для конкретного человека.
• Иностранная культура (фильмы, книги, музыка)
• Иностранные товары (например сыры)
• Иностранные бренды одежды и обуви
• Использование Интернета и международных социальных сетей
• Международный туризм
6. Охарактеризуйте противоречия глобализации в социально-экономической сфере.
Одно из противоречий глобализации проявляется в том, что развитие промышленности в странах третьего мира ещё больше увеличивает их отставание от наиболее развитых стран.
Ещё одним негативным фактором, который стал следствием деятельности ТНК, является так называемая «утечка мозгов» из развивающихся стран.
ТНК отстаивают свои интересы во взаимодействии с правительствами государств. При этом они используют не только политические и финансовые, но и силовые рычаги: навязывание выгодных для себя принципов свободы торговли, экономическую блокаду, экономические санкции, разжигание локальных вооружённых конфликтов, организацию военных переворотов и «цветных» революций.
Благодаря процессам экономической глобализации растёт количество экономических связей между людьми, но одновременно при перераспределении материальных ценностей и росте социального неравенства возрастает опасность социальных конфликтов. Мобильность рабочей силы, перевод производства в страны с низким уровнем оплаты труда оборачиваются нестабильностью жизни для семей, рисками безработицы.
7. В чём заключаются противоречивые проявления глобализации политической жизни?
В условиях политической нестабильности, распространения религиозного фундаментализма и локальных войн растёт миграционный поток из охваченных войной стран и регионов в государства с более высоким и стабильным уровнем жизни. Масштабы миграций таковы, что в перспективе возможно изменение этнического состава населения многих современных государств, замещение коренных народов этих стран мигрантами. Поэтому в странах, куда устремлён миграционный поток, наблюдается всплеск межэтнических конфликтов.
8. Назовите проблемы духовной жизни человека, возникшие в результате глобализации.
Произведения переводятся в основном на английский, а не на национальные языки. Крупнейшие СМИ входят в структуру корпораций или принадлежат государству. Через них осуществляется массированное воздействие на сознание людей и общественное мнение, распространяются продукты массовой культуры, формируется выгодный корпорациям образ потребителя.
Деятельность средств массовой информации приводит к упрощению и унификации духовной жизни, потере людьми ощущения себя представителями определённого народа, непохожего на другие народы.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Похожие решебники

*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением