Параграф 2 ГДЗ Пасечник 6 класс (Биология)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник 6 класс, Просвещение:
$2. Виды корней и типы корневых систем
1. Какую роль играют корни в жизни растений?
Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.
2. Чем корни отличаются от ризоидов?
Ризоиды — это нитевидные приспособления низших растений, которые прикрепляют растение к какой-либо поверхности и поглощают из него воду и питательные вещества. У ризоидов нет сложной многоклеточной структуры, как у настоящего корня. У некоторых растений ризоиды состоят из одной клетки, наподобие корневых волосков.
В отличие от корней, ризоиды могут отмирать прежде, чем кончится срок жизни растений. Если же у растения отомрёт корень, то растение погибает.
3. У всех ли растений имеются корни?
Нет, корни имеются не у всех растений. Некоторые растения имеют ризоиды (мхи, лишайники), а у некоторых корни отсутствуют (водоросли).
Лабораторная работа. Стержневая и мочковатая корневые системы
1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
У моркови и свёклы есть главный корень, а у лука и пшеницы — нет.
2. Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие — мочковатыми.
Стержневой называют корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень.
Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней.
3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
Стержневую корневую систему имеют морковь и свёкла.
4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.
Мочковатую корневую систему имеют лук и пшеница.
5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие — двудольные.
Мочковатая корневая система характерна для однодольных растений, а стержневая — для двудольных. Следовательно, лук и пшеница однодольные растения, а морковь и свёкла — двудольные.
6. Заполните таблицу «Строение корневых систем у разных растений»
Название растения Тип корневой системы Особенности строения корневой системы
Подсолнечник Стержневая Хорошо развит главный корень
Одуванчик Стержневая Хорошо развит главный корень
Виноград Стержневая Хорошо развит главный корень
Морковь Стержневая Хорошо развит главный корень
Репа Стержневая Хорошо развит главный корень
Пшеница Мочковатая Главный корень не выделяется. Хорошо развиты боковые и придаточные корни
Лук Мочковатая Главный корень не выделяется. Хорошо развиты боковые и придаточные корни
Овёс Мочковатая Главный корень не выделяется. Хорошо развиты боковые и придаточные корни
Рожь Мочковатая Главный корень не выделяется. Хорошо развиты боковые и придаточные корни
Чеснок Мочковатая Главный корень не выделяется. Хорошо развиты боковые и придаточные корни
Вывод: Для стержневой корневой системы характерно наличие хорошо развитого главного корня и неразвитость боковых и придаточных корней. Для мочковатой корневой системы характерны хорошо развитые боковые и придаточные корни, главный корень не развит.
Вопросы
1. Какие функции выполняет корень?
Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.
2. Какой корень называют главным, а какие — придаточными и боковыми?
Главный корень — это корень, который развивается первым из зародышевого корешка.
Придаточные корни — это корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях.
Боковые корни — корни, отходящие от главного и придаточных корней.
3. Какую корневую систему называют стержневой, а какую — мочковатой?
Корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой.
Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней.
Подумайте
При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяют окучивание, т.е. присыпают землёй нижнюю часть стебля (рис. 6). Зачем это делают?
У картофеля, капусты, томатов, кукурузы мочковатая корневая система, окучивание помогает улучшить питание появившихся придаточных корней.
Задания
1. У комнатных растений колеуса и пеларгонии легко образуются придаточные корни. Осторожно срежьте несколько боковых побегов с 4 – 5 листьями. Удалите два нижних листа и поместите побеги в стаканы или банки с водой. Наблюдайте за образованием придаточных корней. После того как длина корней достигнет 1 см, посадите растения в горшочки с питательной почвой. Регулярно их поливайте.
2. Результаты наблюдений запишите и обсудите с другими учащимися.
После того, как поставили побеги в воду, через 12 дней появились белые корешки. Корневая система достигла 1 см через 20 дней.
3. Прорастите семена редиса, гороха или фасоли и зерновки пшеницы. Они потребуются вам на следующем уроке.
Похожие решебники
Популярные решебники 6 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением