Параграф 2 ГДЗ Сивоглазов Каменский 8 класс (Биология)

Изображение §2. СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКАКакие животные относятся к отряду Приматы?К отряду Приматы относятся обезьяны и полуобезьяны (тупайи, лемуры,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Сивоглазов, Каменский, Сарычева 8 класс, Просвещение:
§2. СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Какие животные относятся к отряду Приматы?
К отряду Приматы относятся обезьяны и полуобезьяны (тупайи, лемуры, долгопяты).
Какие особенности строения тела человека позволяют отнести его к отряду Приматы?
Человека относят к отряду Приматы, так как он имеет пятипалые хватательные конечности с особенно подвижными передними верхними конечностями. Большой палец кисти противопоставлен остальным. Конечные фаланги пальцев снабжены ногтями.
Думай, делай выводы, действуй
Проверь свои знания
1. Какие признаки человека указывают на его принадлежность к типу Хордовые?
Эмбрион человека имеет все черты хордовых животных (у него есть хорда, глотка пронизана жаберными щелями, а нервная трубка расположена на спинной стороне тела, над хордой).
2. Назовите признаки, которые указывают, что человек принадлежит к классу Млекопитающие.
Как представитель класса Млекопитающие человек имеет волосяной покров, детёныши развиваются в теле матери в особом органе — матке, а после рождения выкармливаются молоком.
3. Что такое рудименты?
Рудименты — это органы, которые утратили в процессе эволюции своё значение и постепенно исчезают. Например: остатки волосяного покрова на теле, копчиковые (хвостовые) позвонки, мышцы ушной раковины, мимические мышцы, остатки мигательной перепонки в углу глаза, бугорок на ушной раковине. Остались у человека и поведенческие рудименты, например: новорождённый ребенок бессознательно захватывает пальчиками всё, что попадает ему в руки.
4. Какие атавизмы встречаются у людей?
Атавизмы — это органы, которые исчезли в ходе исторического развития вида, но очень редко они появляются у отдельных людей. Иногда рождаются дети с хвостиком, или двумя рядами сосков на груди и животе, или с телом, полностью покрытым волосами.
5. Какие особенности строения человека отличают его от животных?
Человека от животных отличают постоянное вертикальное положение тела, передвижение на двух ногах. Большой палец противопоставлен остальным, что позволяет людям манипулировать самыми мелкими предметами.
Выполни задания
1. Подготовьте сообщение «Атавизм — это возврат к предкам».
Понятие атавизма
Атавизм — это явление, при котором у человека или животного проявляются признаки, утраченные в процессе эволюции, но присутствовали у далеких предков.
Сам термин, произошел от латинского слова «Atavus», что буквально переводится как «Отдаленный предок».
Появление атавизмов
Эволюционно, признаки, которые исчезли фенотипически, необязательно исчезают из ДНК организма. Генная последовательность часто остается, но она неактивна. Такой неиспользуемый ген, может сохранять свою функциональность вплоть до 6 миллионов лет, и с большой долей вероятности он полностью перестанет функционировать аж через 10 млн лет. Таким образом, пока ген остается «активным», существует вероятность, что он может стать подавляющим. Именно это и приведет к появлению атавизма. Чаще всего активация данного гена происходит из-за непроизвольных мутаций, но также, его можно «разбудить» создавая искусственные стимулы.
Примеры атавизмов
Физические примеры атавизма:
- сильное развитие клыков, как на фото выше;
- появление хвостовидного придатка;
- повышенный волосяной покров на лице и теле;
- появление дополнительных грудных желез, или, как еще называют, полимастия;
- образовывающаяся шейная фистула — жаберная щель как у рыб или рептилий;
- уменьшение размеров мозга и черепа при нормальном телосложении.
Существует несколько рефлексов, которые также относят к атавизмам:
- хватательный рефлекс новорожденного — именно так детеныши обезьян хватались за шерсть матери;
- икота, которая ранее служила у амфибий для пропускания воды через жаберные щели.
Атавизмы у животных
«Зубы» у цыплят
Птицы потеряли физическую структуру зубов между 60 и 80 миллионами лет назад. Однако уже несколько исследований показали, что те ткани у птиц, которые обычно производят зубы, всё ещё сохраняют такую возможность.
Например, в 1821 году Жоффруа Сент-Илер (французский зоолог и эволюционист) опубликовал наблюдение, в котором сообщалось, что у некоторых эмбрионов птиц были обнаружены признаки формирования зубов. Уже после него многие исследователи изучали эту тему и обнаружили молекулярные доказательства того, что гены, участвующие в развитии зубов, действительно сохраняются у цыплят.
Дельфины с "ногами"
В 2006 году недалеко от Японии был пойман дельфин, у которого, наряду с обычными двумя передними плавниками, была пара маленьких симметричных плавников около хвоста.
У млекопитающих эволюционная родословная китообразных может быть прослежена до наземных млекопитающих, таких как бегемоты. И тот факт, что был найден дельфин с четырьмя конечностями, предполагает, что гены, которые кодируют рост конечностей, всё ещё существуют.
Это ещё один пример атавизма у животных, так как эти плавники напоминали задние лапы (феномен "возврата" к предкам дельфинов, которые могли ходить по земле).
2. Подготовьте сообщение «Человек — биосоциальное существо».
С момента появления на Земле и до начала XXI века человек прошел длительный путь развития. За такой длительный период произошли огромные изменения в образе жизни людей, в их внешнем облике и в окружающей среде. Ученые уверены, что ни одно живое существо на планете за это время так сильно не изменилось. Существует множество теорий появления человека на Земле. Наиболее распространенными из них являются:
- Божественная теория утверждает, что человек, как и все живое на нашей планете, был создан Богом.
- Космическая теория говорит о том, что жизнь на нашу планету была привнесена из космоса, из иных миров.
- Эволюционная теория отмечает, что человек возник в результате естественной эволюции жизни на Земле.
Наука утверждает, что древнейшие люди появились на Земле около 3 миллионов лет тому назад в Африке. Первобытный человек сильно отличался от современных людей. Он не умел говорить, его внешний вид напоминал обезьяну, объем его мозга был значительно меньше, чем у человека нашего времени. Но при этом древнейшие люди жили и трудились сообща, и отличались от животных умением изготовлять и использовать орудия труда. По мнению ученых, именно труд способствовал выделению человека из мира животных. Формирование человека шло следующими путями:
1) прямохождение;
2) совершенствование руки;
3) совершенствование мозга;
4) формирование трудовых навыков.
Такой человек («homo sapiens» — «человек разумный») появился около 40 тыс. лет тому назад. Человек является частью природы. Он, с одной стороны, материальный организм, обладает врожденными инстинктами и жизненными потребностями. Но в отличие от животных, человек обладает речью, сознанием, самосознанием и абстрактным (логическим) мышлением.
Человек — биосоциальное существо. Биологическое в человеке — это то, что дано ему от природы (возраст, пол, вес, внешность, инстинкты, темперамент и т.д.). Он рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Социальное в человеке — это то, что приобретается им в процессе жизни в обществе (речь, мышление, культурные навыки, навыки общения и т.д.). Главное отличие — это сознание. Сознание — это отражение в головном мозге человека окружающего мира. Сознание включает в себя психику (чувства, память, эмоции, волю) и мышление.
Отличия человека от животного:
1) человек производит свою собственную окружающую среду (жилище, орудия труд, предметы быта);
2) человек действует не только по потребностям, но и по своей воле, фантазии и выбору;
3) человек относится осмысленно, целенаправленно изменяет и планирует свои действия.
Человек выходит за пределы своей биологической природы, он способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы: ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, он способен к самопожертвованию. Таким образом, человек — не только природное, но и общественное существо. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как биологическому виду. Человеком же разумным он становится под воздействием общества. Он обучается языку, воспринимает общественные нормы поведения, усваивает ценности, регулирующие общественные отношения, выполняет определенные общественные функции. Все вместе эти качества — как прирожденные, так и приобретенные в обществе — характеризуют биологическую и социальную природу человека.
Обсуди с товарищами
Известные мыслители утверждали: «Человек — голая обезьяна» (Д. Моррис), «Человек — духовное существо» (А. Швейдер). Кто из них прав?
По моему мнению, правы оба мыслителя. Д. Моррис говорит о происхождении человека от обезьян; биологически мы не сильно отличаемся от всех остальных видов приматов. А. Швейдер же говорит о внутренней, духовной жизни человека; в отличие от любого другого живого существа человек наделен сознанием, знаниями, верой, чувствами, стремлением.
Выскажи мнение
Трудовую деятельность, общественный образ жизни можно отнести к социальным факторам.
Трудовая деятельность и совместная охота объединяли людей, привели к жизни в группе. Необходимость в передаче информации совершенствовала речевой аппарат. С совершенствованием трудовой деятельности и речи шло развитие головного мозга.
Физический облик человека оставался неизменным на протяжении тысячелетий, но интеллект, культура и общественные отношения благодаря трудовой деятельности и общественному образу жизни активно развивались. Таким образом, трудовая деятельность и общественный образ жизни являются социальными факторами.
Работа с текстом
Найдите в тексте определения понятий атавизм, рудимент. Придумайте по одному повествовательному предложению с каждым из этих слов.
Атавизм — это орган, который исчез в ходе исторического развития вида, но очень редко они появляется у отдельных людей.
Рудимент — это орган, который утратил в процессе эволюции своё значение и постепенно исчез.
Рефлекс является поведенческим рудиментом.
Атавизм наблюдается не только у людей, но и у животных и растений.
Работа с моделями, схемами, таблицами
Заполните таблицу «Сходство человека и животных».
Название Признаки сходства
Тип Эмбрион человека имеет все черты хордовых: хорду, глотку, пронизанную жаберными щелями, нервную трубку, расположенную на спинной стороне тела, над хордой.
Подтип У человека, как и у других представителей позвоночных, имеется позвоночник, череп, головной мозг состоит из пяти отделов, есть парные органы зрения и слуха, парные почки и т.д.
Класс Как представитель класса Млекопитающие человек имеет волосяной покров, детёныши развиваются в теле матери в особом органе — матке, а после рождения выкармливаются молоком.
Отряд Так же, как и у других представителей отряда Приматы, у человека передние конечности хватательного типа и большой палец противопоставлен остальным четырём, пальцы снабжены ногтями, а не когтями.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением