Упр.202 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
202. 1. Подготовьтесь к изложению. Составьте схемы сложных предложений.
Гений Лермонтова не ограничивался одной лишь поэтической формой. Идя своим путём в живописи, он постоянно ставил сложнейшие колористические и цветосветовые задачи, которые, однако, не были для него самоцелью. Поэту и художнику, ему были чужды отвлечённые, интересные лишь сами по себе, поиски световых «магических» эффектов (А. Куинджи), неприемлемы были «мистические» цветовые гаммы (достаточно вспомнить Н. Рериха). Тяготея к высотам Кавказа, Лермонтов как бы прикасался к небесам, пространство которых чувствовал как никто другой. Всё, что находилось на земле, он видел как бы с небес. Именно там, в голубых высях, таился от людей внутренний мир поэта, там же находили пристанище его мысли и вдохновение живописца...
Изгнанный туда, «где все свободны, как орлы», «осмеянный пророк» Лермонтов, помимо поэтических, открывает в поднебесье Кавказа несказанные формы. Воплощая их в живописи, он находит свои, чисто «лермонтовские» гармонии цвета, опредмечивая ими тот мир, в котором тайно от всех и истинно жил. Помимо колористического дара обращает на себя внимание светоносность письма, пространственность и,
как это ни покажется странным, — скульптурность произведений Лермонтова. Именно так! Лермонтов обладал трёхмерным видением мира и естественной — в такой степени присущей только ему — тягой к необъятному пространству.
Одарённый человек, чего бы ни касался и каким бы материалом ни пользовался, всегда заявляет о своих качествах, о своём внутреннем мире. Тем более это относится к выдающимся личностям. Творчество всегда есть явление сокровенной души, которой есть что сказать, души, достойной творчества!
(По материалам статьи В. Сиротина)
Подготовимся к изложению:
План текста и ключевые слова:
1. Творческое видение Лермонтова (гений, не ограничивался, своим путём, сложнейшие, поиски, внутренний мир)
2. Особенности художественного творчества Лермонтова (живописи, тайно от всех, истинно, обращает на себя, скульптурность, трёхмерное видение мира, тяга к необъятному пространству).
3. Творчество – явление сокровенной души (одарённый, заявляет, выдающиеся личности, творчество, сокровенная душа).
Составим схемы сложных предложений:
[Идя своим путём в живописи, он постоянно ставил сложнейшие колористические и цветосветовые задачи]1, (которые, однако, не были для него самоцелью)2.
[]1, (которые…)2.
[Поэту и художнику, ему были чужды отвлечённые, интересные лишь сами по себе, поиски световых «магических эффектов» (А. Куинджи)]1, [неприемлемы были «мистические» цветовые гаммы (достаточно вспомнить Н. Рериха)]2.
[]1, []2.
[Тяготея к высотам Кавказа, Лермонтов как бы прикасался к небесам]1, (пространство которых чувствовал как никто другой)2.
[]1, (… которых …)2.
[Именно там, в голубых высях, таился от людей внутренний мир поэта]1, [там же находили пристанище его мысли и вдохновение живописца]2…
[]1, []2.
[Воплощая их в живописи, он находит свои, чисто «лермонтовские» гармонии цвета, опредмечивая ими тот мир]1, (в котором тайно от всех и истинно жил)2.
[]1, (в котором…)2.
[Одарённый человек, (чего бы ни касался и каким бы материалом не пользовался)2, всегда заявляет о своих качествах, о своём внутреннем мире]1.
[…, (чего …)2, ]1.
[Творчество всегда есть явление сокровенной души]1, (которой есть что сказать, души, достойной творчества)2!
[]1, (которой…)2!
2. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
а) Лермонтов-художник шёл в живописи своим путём.
б) Небесный мир был поэту и художнику ближе, чем мир земной.
в) Лермонтов стремился к ноискам «магических» и даже «мистических» цветовых гамм.
г) Лермонтову была свойственна тяга к необъятному пространству.
Ответ: утверждение в) (Лермонтов стремился к поискам «магических» и даже «мистических» цветовых гамм) не соответствует содержанию текста.
Доказательство из текста: «Поэту и художнику, ему были чужды отвлечённые, интересные лишь сами по себе, поиски световых «магических» эффектов (А. Куинджи), неприемлемы были «мистические» цветовые гаммы (достаточно вспомнить Н. Рериха)».
3. Объясните значение слов: гармония, колорит, гамма.
Гармония – согласованность в сочетании чего-либо.
Колорит – образующая эстетическое единство система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства.
Гамма – совокупность однородных предметов, явлений, признаков.
4. Допишите предложения (обратитесь к словарям, справочникам): А. Куинджи — это... . Н. Рерих — это ... .
А. Куинджи – это русский живописец, мастер пейзажной живописи, представитель русской школы люминизма.
Н. Рерих – это русский художник, сценограф, мыслитель, писатель, путешественник, археолог и общественный деятель; создал около 7000 картин и около 30 томов литературных трудов; основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира».
5. Укажите средства речевой выразительности.
Для справки: эпитеты, метафоры, антонимы, оценочная лексика, оксюморон, частичное цитирование.
Эпитеты:
- сложнейшие
- цветосветовые (задачи)
- мистические (гаммы)
- магических (эффектов)
- осмеянный (пророк)
- несказанные (формы)
- необъятному (пространству)
- одарённый (человек)
- сокровенной (души)
Метафоры:
- гений Лермонтова
- идя своим путём в живописи
- как бы прикасался к небесам
- чувствовал пространство
- таился от людей внутренний мир поэта
- находили пристанище его мысли
- скульптурность произведений
Антонимы:
- земля – небеса
Оценочная лексика:
- одарённый человек
- выдающаяся личность
- сокровенная душа
Оксюморон:
- всё, что находилось на земле, он видел как бы с небес
Частичное цитирование:
- «где все свободны, как орлы»
- «осмеянный пророк»
6. Выпишите из второго предложения вводное слово.
Однако.
7. Замените словосочетание световые эффекты синонимичным с подчинительной связью управление.
Световые эффекты – эффекты света
- световые эффекты; эффекты (какие?) световые; согласование
- эффекты света; эффекты (чего?) света; управление
8. Выберите грамматически правильный вариант продолжения предложения.
Идя своим путём в живописи, ...
а) были созданы многие картины.
б) природа Кавказа изображена как мир, близкий душе поэта.
в) художник воплотил в картинах свою тягу к необъятному прост рапству.
г) колористический дар художника проявился очень ярко.
Идя своим путём в живописи, художник воплотил в картинах свою тягу к необъятному пространству. (в)
9. В каком словосочетании связь иная, чем согласование?
а) одарённый человек
б) необъятное пространство
в) выдающиеся личности
г) присущая ему
а) одарённый человек; человек (какой?) одарённый; согласование
б) необъятное пространство; пространство (какое?) необъятное; согласование
в) выдающиеся личности; личности (какие?) выдающиеся; согласование
г) присущая ему; присущая (кому?) ему; управление
Ответ: в словосочетании г) присущая ему, между словами связь управление.
10. Напишите: 1) сжатое изложение или 2) сочинение-рассуждение: прокомментируйте, как вы понимаете мысли, выраженные в последнем абзаце (можно записать последний абзац, а затем написать сочинение по данному началу).
Изложение
Гений Лермонтова не ограничивался только лишь поэтической формой. Он был чужд мистических и магических элементов искусства. Лермонтов всё, что находилось на земле, видел как бы с небес. Именно там таился внутренний мир поэта, и находили пристанище его мысли и вдохновение.
Лермонтов стремился сделать предметным тот мир, в котором существовал. У него был выдающийся колористический дар. Помимо этого его работам присущи светоносность письма, пространственность и скульптурность. Лермонтов обладал трёхмерным видением мира и естественной тягой к необъятному пространству.
Одарённый человек всегда заявляет о своих качествах, о своём внутреннем мире. Творчество всегда есть явление сокровенной души, которой есть что сказать.
Сочинение
Одарённый человек, чего бы ни касался и каким бы материалом ни пользовался, всегда заявляет о своих качествах, о своём внутреннем мире. Тем более это относится к выдающимся личностям. Творчество всегда есть явление сокровенной души, которой есть что сказать, души, достойной творчества!
Внутренний мир человека, его мечты, интересы, стремления всегда будут выражаться посредством его творчества. Через него одарённый человек будет стремится показать миру самого себя. Поэты всегда пишут стихи о том, что в данный момент их волнует больше всего; художники пишут картины о том, что нравится им самим или же об исторических событиях, которые волнуют их; актёры через игру стремятся выразить собственный внутренний мир, свои чувства и переживания.
Помимо этого, одарённые личности – это, как правило, нестандартно мыслящие личности. К примеру, вспомним выдающихся русским писателей Чехова и Булгакова. В школе они не имели особых успехов. Однако в сфере творчества они достигли поистине небывалых высот. Всё потому, что они обладали способностями именно к творческой деятельности, имели собственное нестандартное мышление, которое невозможно было загнать в рамки школьной программы.
Или же, к примеру, Михаил Юрьевич Лермонтов. Мы знаем его как талантливого поэта и писателя. Однако Лермонтов также писал картины, которые очень часто становились иллюстрациями к его собственным произведениям. Получалось, что одна творческая сфера дополняла другую. Именно этим и характеризуется одарённый человек: он выражает себя через своё творчество, а если же занимается несколькими видами творческой деятельности, то одна из них всегда будет так или иначе дополнять другую.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением