Упр.25 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 25. 1. Подготовьтесь к изложению.Область художественной литературы необъятна. И всё это богатство создано с помощью языка. Недаром М. Горький назвал язык...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
25. 1. Подготовьтесь к изложению.
Область художественной литературы необъятна. И всё это богатство создано с помощью языка. Недаром М. Горький назвал язык первоэлементом литературы.
«Когда чувство нормы воспитано у человека, — писал академик Л. В. ГЦерба, — тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё». Не овладел нормами литературного языка — пиши пропало. Язык художественной литературы останется для тебя книгой за семью печатями: слова вроде бы все знакомые, а смысл целого не охватить.
Чем отличается язык писателей от того языка, нормами которого вы уже овладели в школе? В чём состоят отличия художественного текста от обычного? Коротко говоря, они состоят в способности художественного текста к «приращениям смысла» у знакомых слов, что служит образному отражению действительности, превращает слова в средство создания образов.
Здесь в распоряжении писателя оказываются такие мощные и вместе с тем хрупкие средства художественного познания, как сравнение и метафора и многие другие тропы и фигуры. Конечно7, ими пользуется и каждый из нас, если он творчески относится к языку, но наша повседневная речь использует их от случая к случаю, как бы равняясь на образцы, которые3 в изобилии содержит художественная литература. Это не значит, что поэт только и думает о том, чтобы ввернуть эдакую неслыханную метафору. Художником слова должно руководить в его отношении к языку «чувство соразмерности и сообразности» — таков завет поэта.
Но этот завет нельзя понимать слишком буквально. Ведь Пушкину принадлежит и другой завет: писателя «должно судить по законам, им самим над собою признанным». Это значит, в частности, что прозаик и поэт сами устанавливают пределы тех «обоснованных отступлений» от норм литературного языка, о которых писал Щерба. Так, если Маяковский широко использует словотворчество, а Есенин или Шолохов — диалектные слова, бессмысленно^ ставить им это в заведомую вину: надо оценить своеобразие языка каждого из них.
(В. Григорьев)
Для того, чтобы подготовиться к сжатому изложению, нужно:
1) внимательно прочитать текст
2) определить тему и основную мысль
Тема текста: особенности языка художественной литературы.
Основная мысль:
- «язык художественной литературы используется различные средства художественной выразительности»
- для того, чтобы понять, насколько хорошо писатель владеет словом, следует оценить своеобразие его языка
3) найти ключевые слова
Ключевые слова: язык художественной литературы, нормы литературного языка, образное отражение действительности, сравнение, метафора, тропы, фигуры речи, словотворчество.
4) определить количество абзацев и составить план;
В данном тексте 5 абзацев.
План текста:
1. Язык художественной литературы.
2. Значение языка в литературе.
3. Отличие языка художественной литературы от повседневного языка.
4. Роль сравнений и метафор в художественном тексте.
5. Использование фигур речи в повседневной речи и в литературе.
6. Словотворчество как элемент языка художественной литературы.
7. Важность понимания и оценки языка каждого автора.
5) обратить внимание на стиль и тип речи.
Стиль текста: публицистический.
Тип речи: рассуждение.
6) сократить текст, объединяя предложения, опуская детали и заменяя некоторые слова общими понятиями;
7) перечитать текст, обратить внимание на язык изложения, проверить орфографию и постановку знаков препинания.
2. Объясните значение фразеологизмов: за семью печатями, пиши пропало, от случая к случаю.
За семью печатями – о чём-либо тайном, спрятанном, недоступном.
Пиши пропало – плохо, безнадёжно; выражает неизбежность какой-либо потери, неудачи и т. п., часто — при соблюдении какого-либо условия.
От случая к случаю – иногда, время от времени, изредка.
3. Какое слово имеет стилистическую окраску?
а) язык
б) завет
в) поэт
г) прозаик
а) язык (нейтральное)
б) завет (книжное)
в) поэт (нейтральное)
г) прозаик (нейтральное)
Ответ: слово б) завет имеет стилистическую окраску.
4. Подберите синонимы к вводному слову конечно.
Конечно – действительно. Впрямь, бесспорно, несомненно, однозначно, разумеется.
5. Какие слова не являются причастиями?
а) равняясь
б) создано
в) воспитано
г) овладели
а) равняясь (что делая?) деепричастие)
б) создано (каково?) обозначает признак предмета по действию, краткое причастие)
в) воспитано (каково?) обозначает признак предмета по действию, краткое причастие)
г) овладели (что сделали?) глагол)
Ответ: слова а) равняясь, г) овладели не являются причастиями. Слово а) равняясь является деепричастием, а слово г) овладели является глаголом.
6. Запишите высказывание Л. В. Щербы, используя разные способы цитирования как синтаксические синонимы. Составьте схему предложения с косвенной речью.
«Когда чувство нормы воспитано у человека, - писал академик Л.В. Щерба, - тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё».
«Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё», - писал академик Л.В. Щерба.
Л.В. Щерба считал, что «когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё».
7. Запишите последний абзац, подчеркните грамматические основы предложений. Укажите средства связи между предложениями.
Запишите последний абзац, подчеркните грамматические основы предложений.
Но этот завет нельзя понимать слишком буквально. Ведь Пушкину принадлежит и другой завет: писателя «должно судить по законам, им самим над собою признанным». Это значит, в частности, что прозаик и поэт сам устанавливают пределы тех «обоснованных отступлений» от норм литературного языка, о которых писал Щерба. Так, если Маяковский широко использует словотворчество, а Есенин или Шолохов – диалектные слова, бессмысленно ставить им это в заведомую вину: надо оценить своеобразие языка каждого из них.
Укажите средства связи между предложениями.
- союзы (но)
- местоимения (это)
- частица (так, ведь)
8. Как вы понимаете слова о том, что надо уметь оценить своеобразие языка каждого из писателей? Почему это так важно? Напишите об этом.
Писатели и поэты – мастера слова, которые создают произведения, наполненные глубоким смыслом и красотой. Каждый из них имеет свой уникальный стиль, манеру письма, которая отражает его личность, мировоззрение и жизненный опыт.
Оценить своеобразие языка каждого из писателей – значит понять, как он видит мир, какие темы и проблемы его волнуют, какие чувства и эмоции он хочет передать читателю. Это помогает лучше понять произведение, увидеть его глубину и красоту.
Кроме того, умение оценить своеобразие языка писателя развивает критическое мышление, способность анализировать и интерпретировать тексты. Это важный навык, которые пригодится не только в литературе, но и в других областях жизни.
Наконец, оценка своеобразия языка писателя – это уважение к его труду и таланту. Каждый писатель вкладывает в свои произведения частичку себя, и оценить его работу – значит признак его вклад в мировую литературу.
Следовательно, умение оценить своеобразие языка каждого из писателей – это важный навык, который помогает лучше понять литературу, развить критическое мышление и уважение к творчеству.
9. Объясните написание слов: превращать, пределы, приращение, использовать, обоснованный, бессмысленно.
- превращать (приставка пре- имеет значение, близкое к значению приставки пере-)
- пределы (словарное слово)
- приращение (приставка при- имеет значение «присоединение»; чередование -раст-/-ращ-/-рос-, перед согласным щ пишется гласная а)
- использовать (приставка перед основой на глухой согласный; использую, в форме 1-го лица единственного числа происходит чередование -ова-/-ую)
- обоснованный (неизменяемая приставка об-; словарное слово; в суффиксах страдательных причастий всегда пишется удвоенная нн)
- бессмысленно (приставка перед основой на глухой согласный; в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн)
10. Напишите изложение (подробное или сжатое).
Язык играет ключевую роль в создании художественных произведений, делая их доступными для восприятия и понимания. Академик Л.В. Щерба отмечал, что чувство нормы в языке позволяет человеку не только следовать правилам, но и видеть красоту в их нарушении.
Художественный текст отличается от обычного способностью придавать знакомым словам новые оттенки смысла, создавая образы и метафоры. Эти средства выражения делают литературу особенно привлекательной, позволяя писателям и поэтам передавать сложные идеи и эмоции.
Каждый автор вносит в литературу что-то уникальное, используя язык по-своему. Например, Маяковский экспериментировал со словотворчеством, Есенин и Шолохов использовали диалектизмы. Важно оценивать эти особенности, а не осуждать их как ошибки, ведь именно они делают произведения неповторимыми.
Синтаксический анализ предложения:
[Язык художественной литературы останется для тебя книгой за семью печатями]1: [слова вроде бы все знакомые]2, а [смысл целого не охватить]3.
(1-я часть: (что?) язык художественной литературы; язык художественной литературы (что сделает?) останется; останется (для кого?) для тебя; останется (чем?) книгой; книгой (какой?) за семью печатями;
2-я часть: (что?) слова; слова (каковы?) все знакомые;
3-я часть: (что сделать?) не охватить; не охватить (что?) смысл целого).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи: между 1 и 2 предложения связь бессоюзная, между 2 и 3 – сочинительная, предложения соединены при помощи сочинительного противительного союза а.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
3-е предложение: простое, односоставное, безличное, распространённое, неосложнённое, полное.
[- =]: [- =], а [=].
Орфографический анализ слова:
Приращениям
1. приращениям
2. Правописание приставки при-; приставка при- имеет значение «присоединение».
3. Безударная гласная в корне слова; чередование -раст-/-ращ-/-рос-, перед согласным щ пишется гласная а.
Превращает
1. превращает
2. Непроверяемые безударные гласные в корне слова; словарное слово.
3. Безударное личное окончание глагола; превращать, 1 спряжение.
Пунктуационный анализ части предложения:
Конечно,(1) ими пользуется и каждый из нас, если он творчески относится к языку, но наша повседневная речь использует их от случая к случаю, как бы равняясь на образцы, которые в изобилии содержит художественная литература.
Запятой (1) выделяется вводное слово конечно.
Морфологический анализ слова:
Которые
1. Которые – местоимение (указывает на предмет, не называя его, и отвечает на вопрос какие?).
2. Начальная форма: который.
3. Постоянные признаки:
- относительное
4. Непостоянные признаки:
- множественное число
- именительный падеж
5. В предложении является подлежащим (что?) которые).
Морфемный анализ слова:
Бессмысленно
1. Бессмысленно – наречие.
2. Выделим основу: бессмысленно
3. Найдём словообразовательные морфемы: бессмысленно < бессмысленный < смысл
4. Найдём корень слова: бессмысленно (смысл, осмыслить).
5. бессмысленно
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением