Упр.251 ГДЗ Гусарова 11 класс (Русский язык)
Решение #1




Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 11 класс, Просвещение:
251. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы на месте пропусков. Сделайте морфологический анализ подчёркнутых деепричастий. Выясните лексическое значение выделенного слова.
Как только начинались пляски открывался первый горюн или столбушка. Эта своеобразная (полу) игра пришла вероятно из дальней дали времён постепе(н,нн)о пр...обретая черты ритуального обычая. Сохраняя высокое целомудрие она пр...доставлял а молодым людям место для первых волнений и любовных восторгов знакомила давала возможность выбора как для мужской так и для женской стороны. Этот обычай П03В...ЛЯЛ почу...ствовать собстве(н,нн)ую полноце(н,нн)ость даже самым скромным и самым застенч...вым парням и девушкам.
Столбушку заводили как бы шуткой. Двое мес...ных парень и девица усаж...вались где-нибудь в заднем углу в тёмной кути за печью. Их зан...веш...вали одеялом либо подстилкой за которые (н...) кто (н...) имел права загляд...вать. Пош...птавшись для виду парень выходил и на свой вкус или интерес посылал к горюну другого который поговорив с девицей о том о сём имел право пр...гласить уже ту которая ему нравится либо была нужна для тайного разговора. Но и он в свою очередь должен был уйти и прислать того кого закажет она. Равноправие было полнейшим право выбора одинаковым. Задержат...ся у столбушки на весь вечер озн...чало выявить серьёзность намерений осн...вательность любовного чу...ства что сразу же всем бр...салось в глаза и ко многому обяз...вало молодых людей.
(По В. Белову)
Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы на месте пропусков.
Как только начинались (чередование –чин-/-ча-, после корня стоит суффикс –а-) пляски, (запятая разделяет части сложного предложения) открывался первый горюн, (запятой выделяется пояснительный оборот) или столбушка. Эта своеобразная полуигра (полу- пишется слитно) пришла, (запятой выделяется вводное слово) вероятно, (запятой выделяется вводное слово) из дальней дали времён, (запятой выделяется деепричастный оборот) постепенно (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) приобретая (приставка при- имеет значение «доведение действия до определённого результата») черты ритуального обычая. Сохраняя высокое целомудрие, (запятой выделяется деепричастный оборот) она предоставляла (словарное слово) молодым людям место для первых волнений и любовных восторгов, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) знакомила, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) давала возможность выбора как для мужской, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи разделительного союза как... так и) так и для женской стороны. Этот обычай позволял (проверочное слово: позволит) почувствовать (словарное слово) собственную (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) полноценность (удвоенная согласная на стыке корня и суффикса) даже самым скромным и самым застенчивым (неизменяемый суффикс –чив-) парням и девушкам.
Столбушку заводили как бы шуткой. Двое местных (проверочное слово: место) – (тире выделяется вставная конструкция) парень и девица – (тире выделяется вставная конструкция) усаживались (усаживаюсь, в форме 1-го лица единственного числа суффикс не меняется; гласная и после шипящего) где-нибудь в заднем углу, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) в тёмной кути, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) за печью. Их занавешивали (словарное слово; занавешиваю, в форме 1-го лица единственного числа суффикс не меняется, гласная и после шипящего) одеялом либо подстилкой, (запятая разделяет части сложного предложения) за которые никто (частица ни с отрицательными местоимениями пишется слитно; частица ни является безударной: никто) не (частица не с глаголами пишется раздельно; выражает отрицание) имел права заглядывать. (заглядываю, в форме 1-го лица единственного числа суффикс не меняется; гласная ы после твёрдого согласного) Пошептавшись (проверочное слово: шепчет; после шипящих пишется гласная е) для виду, (запятой выделяется деепричастный оборот) парень выходил и на свой вкус или интерес посылал к горюну другого, (запятая разделяет части сложного предложения) который, (запятой выделяется деепричастный оборот) поговорив с девицей о том о сём, (запятой выделяется деепричастный оборот) имел право пригласить (словарное слово) уже ту, (запятая разделяет части сложного предложения) которая ему нравится либо была нужна для тайного разговора. Но и он, (запятой выделяется вводное слово) в свою очередь, (запятой выделяется вводное слово) должен был уйти и прислать того, (запятая разделяет части сложного предложения) кого закажет она. Равноправие (чередование –равн-/-ровн-, корень имеет значение «равный, одинаковый») было полнейшим, (запятая разделяет части сложного предложения) право выбора – (тире в неполном предложении на месте пропущенного сказуемого) одинаковым. Задержаться (что сделать?) задержаться) у столбушки на весь вечер означало (проверочное слово: значит) выявить серьёзность намерений, (запятая между однородными дополнениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) основательность (проверочное слово: основа) любовного чувства, (словарное слово) (запятая разделяет части сложного предложения) что сразу же всем бросалось (проверочное слово: бросит) в глаза и ко многому обязывало (обязываю, в форме 1-го лица единственного числа суффикс не меняется; гласная ы после твёрдого согласного) молодых людей.
Сделайте морфологический анализ подчёркнутых деепричастий.
- сохраняя
1. Сохраняя – деепричастие (обозначает добавочное действие по отношению к главному и отвечает на вопрос что делая?).
2. Начальная форма: сохранять.
3. Постоянные признаки:
- несовершенный
- переходный
- невозвратное
4. Неизменяемое.
5. В предложении является обстоятельством (предоставляла (что делая?) сохраняя)
- поговорив
1. Поговорив – деепричастие (обозначает добавочное действие по отношению к главному и отвечает на вопрос что сделав?).
2. Начальная форма: поговорить.
3. Постоянные признаки:
- совершенное
- непереходное
- невозвратное
4. Неизменяемое.
5. В предложении является обстоятельством (имел право пригласить (что сделав?) поговорив)
Выясните лексическое значение выделенного слова.
Куть (диалог.) – задний, женский угол в избе, место перед печкой.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением