Упр.315 ГДЗ Рыбченкова Александрова 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Загоровская 9 класс, Просвещение:
315 Прочитайте текст. С какими утверждениями автора текста вы полностью согласны? А есть ли такие, которые вызывают ваше возражение? Обоснуйте свой ответ.
Строго говоря, есть два необходимейших (слово без частицы не употреблять нельзя) условия жизни высоконравственного (сложные прилагательные, образованные от словосочетания с подчинительной связью, пишутся слитно: высокая нравственность) человека: (двоеточие после обобщающего слова перед перечислением) умение видеть другого, особенно страдающего другого, и умение видеть себя без прикрас.
Внимание к себе особенно свойственно юному возрасту. Кто мы? Похожи друг на друга - (резкое присоединение) огорчаемся: (значение причины) хочется отличиться. Отличаемся - (резкое противопоставление) тоже нехорошо, (можно подобрать синоним: плохо) вроде как белая ворона. Кем быть? Каким быть?
Самим собой. Это единственный верный совет. Он прост, (запятая разделяет части сложного предложения) но дорога к себе сквозь чужое, (запятая между однородными определениями) ложное, (запятая между однородными определениями) ненужное, (можно подобрать синоним: лишнее) (запятой выделяется вводное словосочетание) быть может, (запятой выделяется вводное словосочетание) самое трудное на свете.
Строительство личности начинается с внимания к себе, (запятая между однородными сказуемыми) а заканчивается состраданием к другим, (запятая между однородными дополнениями) милосердием к другим, (запятая между однородными дополнениями) ответственностью перед другими.
(Но книге О. Кучкиной «До свидания в апреле!»)
1. Сформулируйте тему текста и его основную мысль.
Тема текста: строительство (становление) личности.
Основная мысль: «строительство личности начинается с внимания к себе, а заканчивается состраданием к другим, милосердием к другим, ответственностью перед другими».
2. Определите стиль и тип речи текста.
Стиль текста: публицистический.
Тип текста: размышление.
3. Найдите в тексте фразеологизмы и выпишите их. Как вы понимаете их значения?
- (видеть себя) без прикрас - так, как есть, без преувеличений, в истинном свете.
- белая ворона - тот, кто резко выделяется среди других, не похож на окружающих.
4. Перепишите текст, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.
5. Объясните постановку знаков препинания в первом предложении и сделайте его синтаксический и пунктуационный разбор.
Строго говоря, (запятой выделяется вводное словосочетание) есть два необходимейших условия жизни высоконравственного человека: (двоеточие после обобщающего слова перед перечислением) умение видеть другого, (запятой выделяется уточняющее обособленного дополнение) особенно страдающего другого, (запятой выделяется уточняющее обособленного дополнение) и умение видеть себя без прикрас.
Синтаксический разбор:
Строго говоря, есть два необходимейших условия жизни высоконравственного человека: умение видеть другого, особенно страдающего другого, и умение видеть себя без прикрас.
(что?) два условия жизни: умение и умение; два условия жизни (что делают?) есть; два условия жизни (каких?) необходимейших; два условия жизни (кого?) человека; человека (какого?) высоконравственного; умение (какое?) видеть; видеть (кого?) другого; другого (какого?) особенно страдающего другого; умение (какое?) видеть; видеть (кого?) себя; видеть себя (как?) без прикрас)
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными подлежащими, вводным оборотом и причастным оборотом, полное.
Пунктуационный разбор:
Строго говоря, есть два необходимейших условия жизни высоконравственного человека: умение видеть другого, особенно страдающего другого, и умение видеть себя без прикрас.
В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложения повествовательное, невосклицательное.
После обобщающего слова два условия жизни перед перечислением умение и умение ставится двоеточие, так как обобщающее слово стоит перед перечислением.
Причастный оборот особенно страдающего другого с двух сторон выделяется запятыми, так как стоит после определяемого слова другого.
Вводный оборот строго говоря выделяется одной запятой, так как стоит в начале предложения.
6. Найдите в тексте два сложных бессоюзных предложения. Сделайте их синтаксический и пунктуационный разбор. Чем различаются эти предложения?
Синтаксический разбор:
Похожи друг на друга1) - огорчаемся2): хочется отличиться3).
(1-е предложение: (каковы?) похожи; похожи (как?) друг на друга;
2-е предложение: (что делаем?) огорчаемся;
3-е предложение (что делать?) хочется отличиться)
Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное со значением условия между 1 и 2 предложениями и значением причины между 2 и 3 предложениями, состоит из трёх частей.
1-е предложение: односоставное, безличное, распространённое, неосложнённое, полное;
2-е предложение: односоставное, определённо-личное, нераспространённое, неосложнённое, полное;
3-е предложение: односоставное, безличное, нераспространённое, неосложнённое, полное.
Отличаемся1) - тоже нехорошо, вроде как белая ворона2).
(1-е предложение: (что делаем?) огорчаемся;
2-е предложение: (каково?) нехорошо; нехорошо (как?) вроде как белая ворона)
Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное со значением условия, состоит из двух частей.
1-е предложение: односоставное, определённо-личное, нераспространённое, неосложнённое, полное;
2-е предложение: односоставное, безличное, распространённое, осложнено сравнительным оборотом, полное.
Пунктуационный разбор:
Похожи друг на друга1) - огорчаемся2): хочется отличиться3).
В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.
Между 1-й и 2-й частями сложного бессоюзного предложения ставится знак разделения - тире, так как в первой части содержится условие того, о чём говорится во второй части. От второй части к первой можно задать вопрос: при каком условии?
В первую часть можно вставить союз если: Если похожи друг на друга, огорчаемся.
Между 2-й и 3-й частями сложного бессоюзного предложения ставится знак разделения - двоеточие, так как третья часть содержит причину того, о чём говорится во второй части. От второй части к третьей можно задать вопрос почему?
В третью часть можно вставить союз так как, потому что: Огорчаемся, так как хочется отличиться.
Отличаемся1) - тоже нехорошо, вроде как белая ворона2).
В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное.
Между 1-й и 2-й частями сложного бессоюзного предложения ставится знак разделения - тире, так как в первой части содержится условие того, о чём говорится во второй части. От второй части к первой можно задать вопрос: при каком условии?
В первую часть можно вставить союз если: Если отличаемся, тоже нехорошо.
Во второй части сравнительный оборот вроде как белая ворона выделяется запятой, так как стоит в конце предложения.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением