Упр.446 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 446. 1. Прочитайте отрывок из очерка поэта С. Наровчатова «О себе». Составьте план текста. Укажите ключевые слова.Военные годы — самые ёмкие и наполненные в моей...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
446. 1. Прочитайте отрывок из очерка поэта С. Наровчатова «О себе». Составьте план текста. Укажите ключевые слова.
Военные годы — самые ёмкие и наполненные в моей жизни, и именно поэтому о них трудно рассказывать... На войне я сформировался5 и как человек, и как поэт. Все мои хорошие и дурные стороны — ив жизни, и в творчестве — с определяющей чёткостью проявились именно тогда. После войны происходило либо развитие, либо угасание тех или иных качеств, но начала их были заложены в те годы.
Войну я увидел, пережил, перенёс с самого начала до самого конца. Физически судьба меня удивительно щадила — одна лёгкая царапина от пули за всю войну! Нравственно же она пощады не давала никому, и я тут не стал исключением. Но всё я получал сполна — и горечь поражений, и счастье побед. Я помню страшные дороги отступления — мы прошли их, выходя из окружения брянскими лесами и орловскими нивами в 1941 году. Я помню блокадный Ленинград — прозрачные лица, осьмушку хлеба... И я помню ветер боевой удачи, пахнувший нам в лицо на равнинах Прибалтики. Я вижу до сих пор во снах распахнутые ворота гитлеровских концлагерей в Польше, откуда, плача и смеясь, бежали навстречу нам люди всех наций и языков. День Победы я встретил в центральной Германии, и одно воспоминание о тех немыслимых днях пьянит меня сильнее любого вина...
Война научила меня писать те стихи, с которыми я мог начать прямой разговор с читателем и услышать ответный отклик5.
План текста:
1) Военные годы – самые ёмкие и наполненные в жизни автора.
2) Физические и нравственные испытания на войне.
3) Воспоминания о военных годах.
4) Влияние войны на творчество.
Ключевые слова: военные годы, формирование, война, победа, концлагеря, творчество, сформировался, блокадный Ленинград.
2. На какой вопрос нет ответа в тексте?
а) Почему трудно рассказывать о годах войны?
б) Что сохранилось в памяти о периоде войны?
в) Что помнит автор о начале войны?
г) Где встретил автор День Победы?
а) Почему трудно рассказывать о годах войны?
«Военные годы – самые ёмкие и наполненные в моей жизни, и именно поэтому о них трудно рассказывать».
б) Что сохранилось в памяти о периоде войны?
«Я помню страшные дороги отступления – мы прошли их, выходя из окружения брянскими лесами и орловскими нивами в 1941 году. Я помню блокадный Ленинград – прозрачные лица, осьмушку хлеба… И я помню ветер боевой удачи, пахнувший нам в лицо на равнинах Прибалтики. Я вижу до сих пор во снах распахнутые ворота гитлеровских концлагерей в Польше, откуда, плача и смеясь, бежали навстречу нам люди всех наций и языков».
в) Что помнит автор о начале войны?
Ответа на данный вопрос в тексте нет.
г) Где встретил автор День Победы?
«День Победы я встретил в центральной Германии».
Ответ: в тексте нет ответа на вопрос в)
3. Укажите средства языковой выразительности.
Для справки: эпитеты, метафоры, антонимы (в том числе контекстуальные), анафоры, многосоюзие, риторический вопрос, ряды однородных членов.
Эпитеты:
- наполненные (годы)
- страшные (дороги)
- прозрачные (лица)
- боевая (удача)
Метафоры:
- горечь поражений
- счастье побед
- ветер удачи
Антонимы (в том числе контекстуальные):
- хорошие – дурные
- развитие – угасание
- физически – нравственно (контекстуальные)
- горечь – счастье
- поражения – победы
- плача – смеясь
Анафоры:
- я помню страшные дороги отступления…
- я помню блокадный Ленинград…
- и я помню ветер боевой удачи…
Многосоюзие:
- сформировался и как человек, и как поэт
- и в жизни, и в творчестве
- происходило либо развитие, либо угасание
- и горечь поражений, и счастье побед
Ряды однородных членов:
- военные годы – самые ёмкие и наполненные
- сформировался и как человек, и как поэт
- хорошие и дурные стороны – и в жизни, и в творчестве
- происходило либо развитие, либо угасание
- войну я увидел, пережил, перенёс
- и горечь поражений, и счастье побед
4. Выпишите союзы из предложений первого абзаца.
Военные годы – самые ёмкие и наполненные в моей жизни, и именно поэтому о них трудно рассказывать… На войне я сформировался и как человек, и как поэт. Все мои хорошие и дурные стороны – и в жизни, и в творчестве – с определяющей чёткостью проявились именно тогда. После войны происходило либо развитие, либо угасание тех или иных качеств, но начала их были заложены в те годы.
5. Выпишите из первого абзаца предложения с частицей именно. Какова роль этой частицы?
Военные годы – самые ёмкие и наполненные в моей жизни, и именно поэтому о них трудно рассказывать…
Все мои хорошие и дурные стороны – и в жизни, и в творчестве – с определяющей чёткостью проявились именно тогда.
Частица именно придаёт данным предложениям значение уверенности, дополнительного подтверждения фактов и уточняет события.
6. Какое слово не является деепричастием?
а) выходя
б) плача
в) нравственно
г) смеясь
а) выходя (что делая?) деепричастие)
б) плача (что делая?) деепричастие)
в) нравственно (как?) наречие)
г) смеясь (что делая?) деепричастие)
Ответ: слово в) нравственно не является деепричастием, оно является наречием.
7. Замените словосочетание равнины Прибалтики синонимичным с подчинительной связью согласование.
- равнины Прибалтики – прибалтийские равнины
- равнины Прибалтики; равнины (чего?) Прибалтики; управление
- прибалтийские равнины; равнины (какие?) прибалтийские; согласование
8. В каком словосочетании связь иная, чем согласование?
а) ответный отклик
б) страшные дороги
в) счастье побед
г) немыслимые дни
а) ответный отклик; отклик (какой?) ответный; согласование
б) страшные дороги; дороги (какие?) страшные; согласование
в) счастье побед; счастье (чего?) побед; управление
г) немыслимые дни; дни (какие?) немыслимые; согласование
Ответ: в словосочетании в) счастье побед связь иная, чем согласование. В данном словосочетании связь управление.
9. Сколько грамматических основ в последнем предложении?
[Война научила меня писать те стихи]1, (с которыми я мог начать прямой разговор с читателем и услышать ответный отклик)2.
В данном предложении 2 грамматические основы.
10. Объясните правописание приставок в словах пережил, перенёс, распахнутый.
- пережил (неизменяемая приставка пере-)
- перенёс (неизменяемая приставка пере-)
- распахнутый (чередование приставок рас-/рос-, приставка рас- является безударной: распахнутый; приставка перед основой на глухой согласный)
11. В корне какого слова есть чередующаяся гласная?
а) выходя
б) равнина
в) прямой
г) лесами
а) выходя (проверочное слово: ход)
б) равнина (чередование –равн-/-ровн-, исключение)
в) прямой (проверочное слово: прямо)
г) лесами (проверочное слово: лес)
Ответ: в корне слова б) равнина есть чередующаяся гласная.
12. Составьте схемы сложных предложений.
[Военные годы – самые ёмкие и наполненные в моей жизни]1, и [именно поэтому о них трудно рассказывать]2…
[- = и =]1, и [=]2…
[После войны происходило либо развитие, либо угасание тех или иных качеств]1, но [начала их были заложены в те годы]2.
[= либо -, либо -]1, но [- =]2.
[Физически судьба меня удивительно щадила]1 – [одна лёгкая царапина от пули за всю войну]2!
[- =]1 [-]2!
[Нравственно же она пощады не давала никому]1, и [я тут не стал исключением]2.
[- =]1, и [- =]2.
[Я помню страшные дороги отступления]1 – [мы прошли их, выходя из окружения брянскими лесами и орловскими нивами в 1941 году]2.
[- =]1 [- =]2.
[Я вижу до сих пор во снах распахнутые ворота гитлеровских концлагерей в Польше]1, (откуда, плача и смеясь, бежали навстречу нам люди всех наций и языков)2.
[- =]1, (откуда = -)2.
[День Победы я встретил в центральной Германии]1, и [одно воспоминание о тех немыслимых днях пьянит меня сильнее любого вина]2…
[- =]1, и [- =]2.
[Война научила меня писать те стихи]1, (с которыми я мог начать прямой разговор с читателем и услышать ответный отклик)2.
[- =]1, (с которыми - = и =)2.
13. Подготовьтесь к выразительному чтению.
14. Напишите изложение (подробное или сжатое).
Военные годы оставил неизгладимый след в моей жизни. Это было время, когда я сформировался и как личность, и как поэт. Все мои хорошие и плохие стороны проявились именно тогда.
Я видел войну, пережил её и перенёс с самого начала до самого конца. Физически судьба меня щадила – за всю одну я получил лишь лёгкую царапину от пули. Нравственно же она пощады не давала никому, и я не стал исключением. Но я получал сполна и горечь поражений, и счастье побед.
Я помню страшные дороги отступления, блокадный Ленинград, ветер боевой удачи и распахнутые ворота гитлеровских концлагерей. День Победы я встретил в центральной Германии, и одно воспоминание о тех днях пьянит меня сильнее любого вина.
Война научила меня писать стихи, с которыми я могу начать прямой разговор с читателем и услышать ответный отклик.
15. Прокомментируйте в сочинении-рассуждении, как вы понимаете смысл первого предложения.
Военные годы – самые ёмкие и наполненные в моей жизни, и именно поэтому о них трудно рассказывать…
Военные годы оставили в жизни автора глубокий след, ему трудно возвращаться мыслями к тому времени и говорить о нём.
На протяжении всего текста автор подчёркивает, что война оставила в его жизни неизгладимый след, научила ценить простые радости и понимать истинную цену победы. Воспоминания о годах войны вызывают у него сильные эмоции, чувства и переживания. Иногда кажется, что ему трудно подобрать слова, чтобы рассказать о каких-то ужасах того времени.
Война повлияла и на творчество автора: его стихи могут затронуть сердце любого читателя.
Воспоминания людей, прошедших войну, заставляют задуматься о том, как важно помнить о прошлом и извлекать из него уроки. Война – это страшное испытание, которое оставляет неизгладимый след в каждом, кто пережил её.
Наровчатов замечает, что война сформировала его характер, как хорошие его стороны, так и дурные. Это формирование было вынужденным и не всегда таким, каким хотелось бы его видеть автору.
Война – это страшное событие, которое влияет на каждого, кого она, пусть даже отдалённо, коснулась. Несмотря на всю сложность, говорить об этом стоит для того, чтобы не повторять старых ошибок.
Лексический анализ слов:
Сформировался
1. Сформироваться – приобрести устойчивые, законченные черты, свойства; установиться, определиться.
2. Многозначное.
Сформироваться – 1. Приобрести какую-либо форму, вид в процессе развития, роста; образоваться, развиться до формы зрелого организма, взрослого состояния. 2. Приобрести устойчивые, законченные черты, свойства; установиться, определиться. 3. (о человеке с его интересами, мировоззрением, характером и т.п.) стать зрелым, сложиться духовно. 4. Создаться, составиться, организоваться.
3. Употреблено в прямом (2) значении.
4. Синонимов нет.
5. Антонимов нет.
6. Собственное русское: образовано от заимствованного слова при помощи русских морфем.
7. Не является устаревшим.
8. Общеупотребительное.
9. Фразеологизмов со словом нет.
Отклик
1. Отклик – действие, душевное состояние как ответ, отзыв на что-либо.
2. Многозначное.
Отклик – 1. Ответ на зов, обращение. 2. Отзвук, эхо. 3. Действие, душевное состояние как ответ, отзыв на что-либо. 4. Отражение чего-либо; след, пережиток. 5. Статья, отзыв, письменное выражение того или иного отношения к чему-либо.
3. Употреблено в прямом (3) значении.
4. Синонимов нет.
5. Антонимов нет.
6. Исконное.
7. Не является устаревшим.
8. Относится к книжной лексике.
9. Фразеологизмов со словом нет.
Морфемный анализ слова
Увидел
1. Увидел – глагол.
2. Выделим основу и окончание: увидел?
3. Найдём словообразовательные морфемы: увидел < увидеть < видеть
4. Найдём корень слова: увидел (видеть, завидеть).
5. увидел
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением