Упр.45 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 45 Проект. (См. «Энциклопедию советов», с. 263.) Найдите, используя ресурсы Интернета, информацию об известных отечественных учёных-лингвистах XIX—XX вв. (Ф. Ф....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 45 Проект. (См. «Энциклопедию советов», с. 263.) Найдите, используя ресурсы Интернета, информацию об известных отечественных учёных-лингвистах XIX—XX вв. (Ф. Ф....

Решение #3

Изображение 45 Проект. (См. «Энциклопедию советов», с. 263.) Найдите, используя ресурсы Интернета, информацию об известных отечественных учёных-лингвистах XIX—XX вв. (Ф. Ф....
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 10 класс, Просвещение:
45 Проект. (См. «Энциклопедию советов», с. 263.) Найдите, используя ресурсы Интернета, информацию об известных отечественных учёных-лингвистах XIX—XX вв. (Ф. Ф. Фортунатове. А. А. Шахматове. А. М. Пешковском. В. В. Виноградове и др.) и сделайте о них сообщение.
Ответ 1
Проект
Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, А.М. Пешковский, В.В. Виноградов
Тема: деятельность известных учёных-лингвистов Ф.Ф. Фортунатове, А.А. Шахматове, А.М. Пешковском., В.В. Виноградове.
Цель: рассказать о деятельности известных учёных-лингвистов Ф.Ф. Фортунатове. А.А. Шахматове, А.М. Пешковском, В.В. Виноградове,
Задачи:
1) рассказать о деятельности Ф.Ф. Фортунатова;
2) рассказать о деятельности Ф.Ф. Фортунатова;
3) рассказать о деятельности Ф.Ф. Фортунатова;
4) рассказать о деятельности Ф.Ф. Фортунатова;
Эти задачи будут решаться с помощью поиска информации в Интернете.
Время работы над проектом: 2 часа.
План:
1. Поиск необходимой информации.
2. Оформление.
3. Форма подачи: устное сообщение.
Работа индивидуальная.
Сообщение
Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, А.М. Пешковский, В.В. Виноградов
С древних времен до нашего времени люди изучали язык и его происхождение. Лингвисты выдвигали те или иные проблемы языка и искали решение им. Множество лингвистов открыли секреты русского языка. Доказывали теории друг друга. Такие известные учёные-лингвисты, как Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, А.М. Пешковский, В.В. Виноградов и другие, внесли огромный вклад в развитие российской лингвистики.
Фортунатов Филипп Федорович.
Филипп Федорович Фортунатов (1848-1914) – выдающийся русский языковед, академик Петербургской академии наук (с 1902 г.), профессор Московского университета, ученик Ф. И. Буслаева, знаток многих индоевропейских языков, основатель Московской лингвистической школы, он оставил неизгладимый след в истории русского языкознания.
Фортунатов, как никто другой, умел генерировать новые лингвистические идеи, был основоположником формально-лингвистического направления в исследовании языка, основателем Московской лингвистической школы. Он предложил концепцию распределения слов по формальным (грамматическим) классам на основе наличия или отсутствия в словах формальных показателей, противопоставив тем самым свою оригинальную теорию общепринятой теории частей речи. Нередко несколько слов в трудах этого ученого порождало новые научные поиски. Так, в общем курсе сравнительного языковедения, который он читал в Московском университете в 1901-1902 гг., было сформулировано учение о грамматической форме слова, которую Фортунатов понимал как его морфологическую членимость. Это положение вызвало в лингвистике взрыв плодотворных идей, многие из которых разрабатываются и в наши дни.
В 80—90-х годах XIX в. единицу Ф.Ф. Фортунатов назвал основную, по его мнению, единицу синтаксиса русского языка – словосочетание. Учение о словосочетании оказало значительное влияние на дальнейшее развитие синтаксической теории.
В трудах по сравнительно-историческому языкознанию он пересмотрел и обновил трактовку ряда сложных идей, касающихся сути древнейших процессов в индоевропейских языках. Фортунатов сформулировал положение о том, что индоевропейский язык, как и всякий другой, должен иметь свою историю и диалектное членение. В результате этих изысканий Фортунатов открыл закон о передвижении ударения от начала слова к его концу в славянских и балтийских языках, что некогда было обусловлено фонетической позицией. Этот закон получил название "закон Фортунатова - де Соссюра" (оба лингвиста открыли его независимо друг от друга).
Непосредственными учениками Фортунатова являются А.А. Шахматов, В.К. Поржезинский, Д.Н. Ушаков, Н. Н. Дурново и др. И как историк языка, и как теоретик Фортунатов всю жизнь оставался приверженцем «строгих» методов; его своеобразный научный стиль, сочетавший глубину и точность с сухостью и некоторой тяжеловесностью изложения, также оказал большое влияние на последующие поколения лингвистов.
Фортунатов много занимался также теорией правописания. Он внес большой вклад в подготовку реформы русской орфографии, которая была осуществлена уже после его смерти. Идеи Фортунатова продолжили развивать его ученики - М. Н. Петерсон, А. М. Пешковский, Д. Н. Ушаков и др. (первое поколение Московской лингвистической школы) и ученики его учеников – Р. И. Аванесов, А. А. Реформатский, П. С. Кузнецов, Г. О. Винокур и др.
Очень строгий к своим и чужим работам, Фортунатов оставил в языковедении большое наследство, опубликованное только после революции: «Лекции по фонетике старославянского (церковнославянского) языка», «Краткий очерк сравнительной фонетики индоевропейских языков». А многие работы до сих пор остаются неопубликованными.
Алексей Александрович Шахматов (1864-1920) – выдающийся русский филолог и историк, академик Петербургской академии наук, профессор Петербургского университета, председатель Отделения русского языка и словесности Академии наук.
Исследования А.А. Шахматова посвящены разнообразным проблемам из области фонетики, диалектологии, лексикографии, синтаксиса. Его учение о грамматических формах слов, частях речи, словосочетаниях, типах предложения, о соотношении морфологии и синтаксиса – важный вклад в теоретическое языкознание.
В 1897 году ученый возглавил работу над академическим «Словарем русского языка», участвовал в подготовке реформы русской орфографии, осуществленной в 1917-1918 годах.
Под руководством Шахматова Отделение русского языка и словесности Императорской Академии наук стало центром отечественной филологии. Он редактировал многочисленные труды Академии наук, принимал участие в издании древних памятников, собирал и публиковал этнографические материалы. Ему удалось опубликовать восстановленный древнейший, принадлежащий монаху Киево-Печерского монастыря Нестору текст «Повести временных лет» (1916). Исследование летописи позволило уточнить многие исторические моменты далекого прошлого России. Методика изучения русского летописания, разработанная Шахматовым, с поправками и дополнениями, сделанными современными учеными, успешно применяется в науке. Шахматова можно по праву считать основоположником исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы.
Наиболее значимы для русской грамматической теории его труды «Очерк современного русского литературного языка» (1913;1941) и «Синтаксис русского языка» (1925;1927).
Словообразование- ученый выделяет в отдельный раздел науки о языке. Классификация частей речи основывается у него на морфологических, синтаксических и семантических признаках.
А.А. Шахматов разработал учение о психологической коммуникации, выражением которой является предложение. Все предложения Шахматов разделил на двухсоставные и односоставные. Он дает подробную классификацию односоставных, а также не полных предложений.
Ученый опубликовал более 150 монографий, учебников, статей и рецензий. Его работы оказали большое влияние на развитие языкознания и литературоведения, истории этнографии.
Пешковский Александр Матвеевич (1878-1933) – российский и советский лингвист, профессор, один из пионеров изучения русского синтаксиса; также занимался вопросами практического преподавания русского языка в школах.
Книга «Русский синтаксис в научном освещении» занимает особое место в русистике: она написана не академическим учёным для узкого круга коллег, а преподавателем, обеспокоенным слабой «научной обеспеченностью» своего предмета, для широкого круга читателей (в том числе публицистические интонации во многих местах книги). Эти качества обеспечили многолетний успех книги у разнообразной аудитории. Современные русисты также оценивают книгу Пешковского высоко. Не найдя ответы на многие занимавшие его вопросы у академических коллег (главным образом, исследователей доминировавшей тогда консервативной школы Ф. И. Буслаева), Пешковский вынужден был во многих случаях выступать как первопроходец и сумел найти проницательные решения многих трудных проблем русского синтаксиса (пусть и сформулированные часто намеренно «бесхитростным» и «ненаучным» языком).
К основным идеям Пешковского принадлежит характерное и для последующей русской традиции представление о «семантичности» синтаксиса, то есть стремление выделить значения, выражаемые синтаксическими конструкциями, а не простое формальное описание этих конструкций. Пешковский вплотную подошёл к использованию «древесного» представления синтаксической структуры в виде дерева зависимостей; он один из первых широко пользовался лингвистическим экспериментом и «отрицательным» языковым материалом. Пешковский также может считаться одним из открывателей необычайно важной для русского языка области «малого синтаксиса» и идиоматичных синтаксических конструкций, глубокое исследование которой, по существу, началось только в последней трети XX века. Наконец, Пешковский – один из пионеров изучения русской интонации, как в книге, так и в ряде специальных статей (например, «Интонация и грамматика», 1928) доказывавший её фундаментальную роль для описания русского синтаксиса. Он первым показал, что интонация может быть грамматическим средством там, где предлоги, окончания и порядок слов «не дорабатывают».
Виктор Владимирович Виноградов (1895-1969)- советский лингвист-русист и литературовед, доктор филологических наук, академик АН СССР (1946). Основоположник крупнейшей научной школы в языкознании. Лауреат Сталинской премии второй степени (1951).
Получил первую известность благодаря литературоведческим публикациям (о стиле писателей-классиков и современников: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, А. А. Ахматовой и др.; выступал также с чисто историко-литературными работами, публикациями неизданных произведений и т. п.). Свой метод определял как историко-литературный (с обязательным исследованием широкого исторического контекста изучаемого произведения, в том числе «малых имён», «низовой литературы»), однако считал необходимым особое исследование языка и стиля писателя. Всю жизнь не терял интереса к литературоведению, особенно к изучению индивидуального стиля писателей (руководил составлением «Словаря языка Пушкина» в 1950-е годы; см. также библиографию) и к сравнительным историко-литературным исследованиям.
Достаточно рано Виноградов проявил себя и как лингвист; он стал одним из последних учеников академика А. А. Шахматова (работа о фонеме «ять» в северных говорах). До 1929 года работал в Петрограде (Ленинграде), где испытал влияние Л. В. Щербы, но затем переехал в Москву и создал собственную лингвистическую школу (т. н. виноградовскую школу русистики). Работал в МГПИ, МОПИ, Заочном педагогическом институте. В своих работах он продолжал традиции русского дореволюционного языкознания, скептически относясь к структурализму и другим влиятельным направлениям лингвистики XX века; для работ Виноградова характерно внимательное отношение к конкретному языковому материалу, прежде всего русского языка и в особенности языка русской классической художественной литературы (практически все его лингвистические труды посвящены именно русистике). Одна из самых оригинальных его работ — не вышедшая отдельным изданием при жизни «История слов» (1-е изд. 1994), посвящённая истории возникновения и развития семантики русских слов, со множеством редких примеров. Виноградов был автором широко цитируемой книги «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (написанной в основном в 1930-х годах и в переработанном виде опубликованной в 1947 году). Под его редакцией была подготовлена «Грамматика русского языка» (1952—1954), первая «академическая грамматика» русского языка, созданная в советский период.
Виноградов – автор ряда заметных работ по истории русского языкознания. Свой анализ русской синтаксической традиции В. В. Виноградов изложил в книге «Из истории изучения русского синтаксиса (от Ломоносова до Потебни и Фортунатова)» (1958) и в статьях, посвящённых грамматическим взглядам М. В. Ломоносова, А. Х. Востокова, А. А. Потебни, А. В. Добиаша, А. А. Шахматова, А. М. Пешковского, Л. В. Щербы, И. И. Мещанинова, М. Н. Петерсона и других учёных (Эти статьи переизданы в кн.: Виноградов В. В. Избранные труды: Исследования по русской грамматике. М., 1975). В. В. Виноградов напечатал широкий обзор работ по русскому литературному языку — «Русская наука о русском литературном языке» (1946). Посмертно вышел также сборник избранных работ по истории русских лингвистических учений, рекомендуемый в качестве учебного пособия по одноимённому курсу.
Участвовал в составлении «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (т. 1-4, 1935—1940), в редактировании «Словаря современного русского литературного языка» (т. 1-17, 1948—1965) и «Словаря русского языка» (т. 1-4, 1957—1961). В 1960-е годы был председателем Орфографической комиссии АН СССР.

Ответ 2
Конечно, вот краткие сообщения об известных отечественных учёных-лингвистах XIX—XX веков:
Федор Федорович Фортунатов (1831-1903) был выдающимся русским филологом и лингвистом XIX века. Он изучал историю русского языка и литературы, а также был активным деятелем в области образования и науки. Фортунатов создал множество работ по истории и развитию русского языка.
Александр Александрович Шахматов (1864-1920) был российским лингвистом и филологом, специализировавшимся в области славистики. Он считается одним из основателей диахронической лингвистики славянских языков и проводил исследования в области истории русского языка.
Александр Михайлович Пашковский (1895-1960) был известным российским исследователем в области русской литературы и фразеологии. Он также специализировался в изучении русской фразеологии и публиковал множество работ по этой теме.
Виктор Васильевич Виноградов (1872-1954) был известным советским лингвистом и филологом, а также академиком Академии наук СССР. Он считается одним из ведущих специалистов в области структурной лингвистики и фонологии русского языка.
Эти ученые внесли значительный вклад в развитие русской лингвистики и филологии, и их работы до сих пор остаются важными для понимания и исследования русского языка и литературы.

Ответ 3
Конечно, вот краткая информация о некоторых известных отечественных учёных-лингвистах XIX—XX веков:
Филипп Фортунатов (1848-1914):
Фортунатов был русским лингвистом и филологом, известным своими исследованиями в области истории русского языка и литературы.
Он разработал теорию фонемы и внёс вклад в изучение фонетики и морфологии русского языка.
Фортунатов также занимался исторической лингвистикой и исследованием древних русских текстов.
Александр Шахматов (1864-1920):
Шахматов был русским филологом и лингвистом, известным своими работами в области структурной и исторической лингвистики.
Он оказал влияние на развитие лингвистических исследований в России и разработал концепцию филологии как науки.
Шахматов также проводил исследования в области сравнительной фонетики и сравнительной грамматики славянских языков.
Александр Пешковский (1884-1966):
Пешковский был русским лингвистом и лексикографом, известным своей работой над словарем русского языка и исследованиями в области лексикологии.
Его наиболее известным произведением является "Словарь русского языка XI-XVII веков", который считается важным источником для изучения древнерусского языка.
Виктор Виноградов (1872-1954):
Виноградов был русским лингвистом и литературоведом, специализирующимся на русском языке и стилистике.
Он внёс вклад в исследования структуры и стиля русской литературы и был активным членом лингвистического сообщества.
Эти учёные сделали значительный вклад в развитие русской лингвистики и филологии, и их работы остаются важными источниками для изучения русского языка и литературы.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением