Упр.468 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
468. 1. Прочитайте отрывок из книги режиссёра А. Гончарова «Режиссёрские тетради». Подготовьтесь к сжатому изложению.
Сила русского театра в том, что он имеет могучую школу, в которой главное — этическое начало в актёре, чьё творчество неразрывно связано с устремлениями и идеалами общества. Только эта связь, эта неразрывность одухотворяет профессиональное мастерство.
Этика есть высшая форма эстетики. Всё, что делает режиссёр, он должен делать с учётом этических требований. Много сложностей в нашей жизни, но есть и радости, если удаётся что-то сделать, если видишь, как молодой артист вдруг начинает набирать силу и взлетать высоко. Это удивительные минуты, и дороже их ничего нет в нашей профессии.
Я люблю работать с молодыми... В ученических работах, очень ещё несовершенных, ясно ощущается новое, рождённое временем, чувство которого важно не утратить.
Больше всего мне хочется, чтобы театр стал источником веры, чтобы на его подмостках появился человек, достойный называться героем, который вместе со зрителем в зале задумывался над самыми серьёзными проблемами современной жизни.
Я верю в театр, в его могущество. Я верю, что в наше время театр будет всё больше необходим людям.
Для того, чтобы подготовиться к сжатому изложению, нужно:
1) внимательно прочитать текст
2) определить тему и основную мысль
Тема текста: вера в будущее русского театра.
Основные мысли:
1) Сила русского театра в том, что он имеет могучую школу.
2) В ученических работах ясно ощущается новое, рождённое временем, чувство, которого важно не утратить.
3) найти ключевые слова
Ключевые слова: русский театр, этическое начало, актёр, режиссёр, профессионализм, вера, герой, зритель, проблемы современной жизни.
4) определить количество абзацев и составить план;
В данном тексте 5 абзацев.
План текста:
1. Сила русского театра.
2. Значение этики в работе режиссёра.
3. Необходимость сохранения нового чувства, рождённого временем.
4. Желание видеть на сцене героя, способного задуматься над серьёзными проблемами современности.
5. Вера в будущее русского театра.
5) обратить внимание на стиль и тип речи.
Стиль текста: публицистический.
Тип речи: рассуждение.
6) сократить текст, объединяя предложения, опуская детали и заменяя некоторые слова общими понятиями;
7) перечитать текст, обратить внимание на язык изложения, проверить орфографию и постановку знаков препинания.
2. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
а) Сила современного театра в том, что он опирается на традиции.
б) Верность этическим требованиям — это главное, чему должны следовать и актёр, и режиссёр.
в) Успехи молодых актёров бывают очень редко.
г) Важно нс утратить чувство нового, ощущение времени.
а) Сила современного театра в том, что он опирается на традиции.
«Сила русского театра в том, что он имеет могучую школу».
б) Верность этическим требованиям – это главное, чему должны следовать и актёр, и режиссёр.
«Сила русского театра в том, что он имеет могучую школу, в которой главное – этическое начало в актёре, чьё творчество неразрывно связано с устремлениями и идеалами общества». «Всё, что делает режиссёр, он должен делать с учётом этических требований».
в) Успех молодых актёров бывают очень редко.
Подтверждения этому тезису в тексте нет.
г) Важно не утратить чувство нового, ощущение времени.
«В ученических работах, очень ещё несовершенных, ясно ощущается новое, рождённое временем, чувством которого важно не утратить».
Ответ: утверждение в) не соответствует содержанию текста.
3. Выпишите слова, которые входят в тематическую группу «Искусство. Театр».
«Искусство. Театр»:
- русский театр
- актёр
- творчество
- профессиональное мастерство
- режиссёр
- артист
- ученические работы
- подмостки
- герой
4. Укажите средства языковой выразительности.
Для справки: лексический повтор, синонимы, антонимы (контекстуальные), анафора, оксюморон.
Лексический повтор:
- Я верю в театр, в его могущество, Я верю, что в наше время театр будет…
Синонимы:
- связь, неразрывность
Антонимы (контекстуальные):
- сложности – радости
Анафора:
- Я верю в театр, в его могущество, Я верю, что в наше время театр будет…
Оксюморон:
- театр стал источником веры
5. Объясните значение слов: эстетика, этика, одухотворять.
Эстетика – 1. Раздел философии, наука о красоте, прекрасном, творчестве и искусстве. 2. Система взглядов на искусство и творчество. 3. Красота, художественная сущность объекта.
Этика – 1. Раздел философии, наука, изучающая мораль, нравственность как форму общественного сознания и как вид общественных отношений. 2. Нормы поведения, мораль человека или какого-либо класса людей.
Одухотворять – 1. (книжн.) Приписывать явлениям природы, вещам и животным высшие духовные ценности, свойства живого существа, наделять их душой. 2. (перен.) Возбуждать в ком-либо высокие помыслы и стремления; внутренне облагораживать. 3. (перен.) Придавать чему-либо возвышенный характер
6. Сколько грамматических основ в первом предложении?
[Сила русского театра в том]1, (что он имеет могучую школу)2, (в которой главное – этическое начало в актёре)3, (чьё творчество неразрывно связано с устремлениями и идеалами общества)4.
В данном предложении 4 грамматические основы.
7. Замените словосочетание этические требования синонимичным со связью управление.
- этические требования – требования этики
- этические требования; требования (какие?) этические; согласование
- требования этики; требования (чего?) этики; управление
8. Объясните орфограммы и пунктограммы.
Сила русского (удвоенная согласная на стыке корня и суффикса) театра (словарное слово) в том, (запятая разделяет части сложного предложения) что он имеет (иметь, 1 спряжение) могучую школу, (запятая разделяет части сложного предложения) в которой главное – (пропущено слово «это») этическое (словарное слово) начало в актёре, (запятая разделяет части сложного предложения) чьё творчество неразрывно (слово без частицы не употреблять нельзя) связано (в суффиксе кратких страдательных причастий пишется одна н) с устремлениями и идеалами (словарное слово) общества. (словарное слово) Только эта связь, (запятая между однородными подлежащими) эта неразрывность одухотворяет профессиональное (словарное слово) мастерство.
Этика (словарное слово) есть высшая форма эстетики. (словарное слово) Всё, (запятая разделяет части сложного предложения) что делает режиссёр, (словарное слово) (запятая отделяет главное предложение от придаточного) он должен делать с учётом этических требований. Много сложностей в нашей жизни, (запятая разделяет части сложного предложения) но есть и радости, (запятая разделяет части сложного предложения) если удаётся (что делает?) удаётся) что-то (суффикс –то с неопределёнными местоимениями пишется через дефис) сделать, (запятая разделяет части сложного предложения) если видишь, (мягкий знак после шипящего указывает на форму глагола: 2 лицо единственное число) (запятая разделяет части сложного предложения) как молодой (проверочные слова: молодость, молоденький) артист вдруг начинает (начинать, 1 спряжение) набирать (чередование –бир-/-бер-, после корня стоит суффикс –а-) силу и взлетать (приставка перед основой на звонкий согласный) высоко. Это удивительные (проверочное слово: диво) минуты, (словарное слово) (запятая разделяет части сложного предложения) и дороже (проверочное слово: дорог) их ничего (частица ни с отрицательными местоимениями пишется слитно) нет в нашей профессии. (словарное слово)
Я люблю работать с молодыми… В ученических (проверочное слово: учение) работах, (запятая выделяется обособленное определение) очень ещё несовершенных, (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) (запятой выделяется обособленное определение) ясно ощущается (новое (что делает?) ощущается) новое, (запятая между однородными определениями) рождённое (проверочное слово: род; в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) временем, (запятой выделяется причастный оборот) чувство (словарное слово) которого важно не (частица не с глаголами пишется раздельно) утратить.
Больше всего мне хочется, (что делает?) хочется) (запятая разделяет части сложного предложения) чтобы театр стал источником веры, (запятая разделяет части сложного предложения) чтобы на его подмостках появился (проверочное слово: появится) человек, (словарное слово) (запятой выделяется обособленное определение) достойный называться (достойный (что делать?) называться) героем, (словарное слово) (запятая разделяет части сложного предложения) который вместе со зрителем в зале задумывался над самыми серьёзными (разделительный мягкий знак перед гласной ё) проблемами современной (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) жизни.
Я верю в театр, (запятая между однородными дополнениями) в его могущество. Я верю, (запятая разделяет части сложного предложения) что в наше время театр будет всё больше необходим людям.
9. Составьте схемы сложных предложений. Произведите синтаксический анализ одного из предложений.
Составим схемы сложных предложений:
[Сила русского театра в том]1, (что он имеет могучую школу)2, (в которой главное – этическое начало в актёре)3, (чьё творчество неразрывно связано с устремлениями и идеалами общества)4.
[- в том]1, (что - =)2, (в которой - =)3, (чьё - =)4.
[Всё, (что делает режиссёр)2, он должен делать с учётом этических требований]1.
[…, (что = -)2, - =]1.
[Много сложностей в нашей жизни, но есть и радости]1, (если удаётся что-то сделать)2, (если видишь)3, (как молодой артист вдруг начинает набирать силу и взлетать высоко)4.
[-, но = и -]1, (если =)2, (если =)3, (как - = и =)4.
[Это удивительные минуты]1, и [дороже их ничего нет в нашей профессии]2.
[- =]1, и [=]2.
[В ученических работах, очень ещё несовершенных, ясно ощущается новое, рождённое временем]1, (чувство которого важно не утратить)2.
[= -]1, (которого =)2.
[Больше всего мне хочется]1, (чтобы театр стал источником веры)2, (чтобы на его подмостках появился человек, достойный называться героем)3, (который вместе со зрителем в зале задумывался над самыми серьёзными проблемами современной жизни)4.
[=]1, (чтобы - =)2, (чтобы = -)3, (который =)4.
[Я верю]1, (что в наше время театр будет всё больше необходим людям)2.
[- =]1, (что - =)2.
Проведём синтаксический анализ:
[Сила русского театра в том]1, (что он имеет могучую школу)2, (в которой главное – этическое начало в актёре)3, (чьё творчество неразрывно связано с устремлениями и идеалами общества)4.
(1-я часть: (что?) сила; сила (чего?) театра; театра (какого?) русского; сила (в чём?) в том;
2-я часть: (что?) он; он (что делает?) имеет; имеет (что?) школу; школу (какую?) могучую;
3-я часть: (что?) главное; главное (есть что такое?) начало; главное (в чём?) в которой; начало (какое?) этическое; начало (в ком?) в актёре;
4-я часть: (что?) творчество; творчество (каково?) связано; творчество (какое?) чьё; связано (как?) неразрывно; связано (с чем?) с устремлениями и идеалами общества)
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложнопод-чинённое, состоящее из 4 частей, соединённых последовательным подчинением. 1 и 2 предложения соединены между собой союзом что, 2 является придаточным изъяснительным. 2 и 3 предложения соединены между собой союзным словом в которой, 3 предложение является придаточным определительным. 3 и 4 предложения соединены между собой союзным словом чьё, 4-е предложение является придаточным определительным.
1-е предложение: простое, односоставное, назывное, распространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
3-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
4-е предложение: просто, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
[- в том]1, (что - =)2, (в которой - =)3, (чьё - =)4.
[Всё, (что делает режиссёр)2, он должен делать с учётом этических требований]1.
(1-я часть: (кто?) он; он (что делает?) должен делать; должен делать (что?) всё; должен делать (как?) с учётом требований; требований (каких?) этических;
2-я часть: (кто?) режиссёр; режиссёр (что делает?) делает; делает (что?) всё)
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоящее из двух частей, соединённых между собой союзным словом что. 2-е предложение является придаточным определительным.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
[…, (что = -)2, - =]1.
[Много сложностей в нашей жизни, но есть и радости]1, (если удаётся что-то сделать)2, (если видишь)3, (как молодой артист вдруг начинает набирать силу и взлетать высоко)4.
(1-я часть: (что?) много сложностей, но и радости; много сложностей, но и радости (что делают?) есть; есть (где?) в жизни; в жизни (чьей?) нашей;
2-я часть: (что делает?) удаётся сделать; удаётся сделать (что?) что-то;
3-я часть: (что делаешь?) видишь;
4-я часть: (кто?) артист; артист (что делает?) начинает набирать и взлетать; артист (какой?) молодой; начинается набирать (когда?) вдруг; начинает набирать (что?) силу; взлетать (как?) высоко)
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложнопод-чинённое, состоящее из четырёх частей, связанных между собой неоднородным подчинением. 1 и 2 предложения соединены между собой союзом если, 2-е предложение является придаточным условным. 2 и 3 предложения соединены между собой союзом если, 3-е предложение является придаточным условным. 3 и 4 предложения соединены между собой союзом как, 4-е предложение является придаточным изъяснительным.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными подлежащими, полное.
2-е предложение: простое, односоставное, безличное, распро-странённое, неосложнённое, полное.
3-е предложение: простое, односоставное, определённо-личное, нераспространённое, неосложнённое, полное.
4-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми, полное.
[-, но = и -]1, (если =)2, (если =)3, (как - = и =)4.
[Это удивительные минуты]1, и [дороже их ничего нет в нашей профессии]2.
(1-я часть: (что?) это; это (что такое?) минуты; минуты (какие?) удивительные;
2-я часть: (каково?) дороже нет; дороже нет (чего?) их; дороже нет (чего?) ничего; дороже нет (где?) в профессии; в профессии (чьей?) нашей)
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносо-чинённое, состоящее из двух частей, соединённых между собой сочинительным соединительным союзом и.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, односоставное, безличное распро-странённое, неосложнённое, полное.
[- =]1, и [=]2.
[В ученических работах, очень ещё несовершенных, ясно ощущается новое, рождённое временем]1, (чувство которого важно не утратить)2.
(1-я часть: (что?) новое; новое (что делает?) ощущается; ощущается (в чём?) в работах; в работах (каких?) ученических; в работах (каких?) очень ещё несовершенных; ощущается (как?) явно; новое (какое?) рождённое временем;
2-я часть: (что делать?) важно не утратить; важно не утратить (что?) чувство; чувство (чего?) которого).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложнопод-чинённое, состоящее из двух частей, соединённых между собой союзным словом которого. 2-е предложение является придаточным определительным.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено обособленным определением и причастным оборотом, полное.
2-е предложение: простое, односоставное, безличное, распро-странённое, неосложнённое, полное.
[= -]1, (которого =)2.
[Больше всего мне хочется]1, (чтобы театр стал источником веры)2, (чтобы на его подмостках появился человек, достойный называться героем)3, (который вместе со зрителем в зале задумывался над самыми серьёзными проблемами современной жизни)4.
(1-я часть: (что делает?) хочется; хочется (кому?) мне; хочется (как?) больше всего;
2-я часть: (что?) театр; театр (что сделал?) стал источником веры;
3-я часть: (кто?) человек; человек (что сделал?) появился; появился (где?) на подмостках; на подмостках (каких?) его; человек (какой?) достойный называться героем;
4-я часть: (кто?) который; который (что делал?) задумывался; задумывался (вместе с кем?) вместе со зрителем в зале; задумывался (над чем?) над проблемами жизни; над проблемами (какими?) самыми серьёзными; жизни (какой?) современной).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоящее из четырёх частей, связанных неоднородным подчинением. 1 и 2 предложения связаны между собой союзом чтобы, 2-е предложение является придаточным изъяснительным. 2 и 3 предложения соединены между собой союзом чтобы, 3-е предложение является придаточным изъяснительным. 3 и 4 предложения соединены между собой союзным словом который, 4-е предложение является придаточным определительным.
1-е предложение: простое, односоставное, безличное, распространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное.
3-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, осложнено обособленным определением, полное.
4-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
[=]1, (чтобы - =)2, (чтобы = -)3, (который =)4.
[Я верю]1, (что в наше время театр будет всё больше необходим людям)2.
(1-я часть: (кто?) я; я (что делаю?) верю;
2-я часть: (что?) театр; театр (что будет делать?) будет необходим; будет необходим (когда?) в наше время; будет необходим (в какой степени?) всё больше; будет необходим (кому?) людям).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложнопод-чинённое, состоящее из двух частей, соединённых между собой союзом что. 2-е предложение является придаточным изъяснительным.
1-е предложение: простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
[- =]1, (что - =)2.
10. Подготовьтесь к выразительному чтению.
11. Выполните творческие задания: 1) напишите сжатое изложение; 2) прокомментируйте в сочинении-рассуждении, как вы понимаете мысли, выраженные в двух последних абзацах.
1)
Изложение
Сила русского театра заключается в его школе, где главное – этическое начало в актёре, творчество которого связано с устремлениями и идеалами общества. Эта связь одухотворяет мастерство. Этика – высшая форма эстетики, и всё, что делает режиссёр, должно соответствовать этическим требованиям.
Важно работать с молодыми артистам, чтобы не утратить новое чувство, рождённое временем. Хочется, чтобы театр стал источником веры и на его подмостках появился герой, который вместе со зрителем задумывался бы над серьёзным проблемами современной жизни.
Автор верит в театр и его могущество, считая, что в наше время театр будет всё больше необходим людям.
2)
В двух последних абзацах автор выражает свою веру в театр и его способность влиять на общество. Он считает, что театр может стать источником веры, если на его сцене появится герой, который вместе со зрителями будет задумываться над серьёзными проблемами современности.
Театр действительно обладает мощным потенциалом для воздействия на людей. Он может поднимать важные вопросы, затрагивающие общество, вызывать у людей эмоции, побуждать зрителей к тем или иным размышлениям. Театр способен объединять людей, создавать общее пространство для диалога и обмена мнениями.
Однако создание такого героя, который станет источником веры и вдохновит зрителей на размышления о серьёзных проблемах, требует от театра большой ответственности и мастерства. Герой должен быть убедительным, искренним и способным вызвать доверие у зрителей.
Кроме того, театр должен быть готов к тому, что его постановки могут вызвать разные реакции у зрителей. Некоторые могут согласиться с идеями, которые транслирует театр, другие же останутся равнодушными или даже будут критиковать его постановки. Но именно в этом и заключается сила театра – в его способности вызывать дискуссии и побуждать людей к действию.
Как мы видим, автор текста прав в своей вере в театр и его могущество. Театр действительно сможет стать источником веры и вдохновения, если будет готов взять на себя эту роль и создать произведения, которые будут актуальны и значимы для современного общества.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением