Упр.49 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 49 1. Прочитайте текст. Есть ли в нём какие-либо приметы того, что он взят из фантастической повести? Подготовьтесь к изложению.Весь следующий день Громозека носился...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
49 1. Прочитайте текст. Есть ли в нём какие-либо приметы того, что он взят из фантастической повести? Подготовьтесь к изложению.
Весь следующий день Громозека носился по Москве, летал в Прагу, созванивался с Луной, доставал корабли, договаривался о погрузке и лишь вечером пришёл домой. <...>
С ним пришли два временщика2. Так у нас называют работников Института времени3. Один временщик был молодой, длинноногий, очень худой и, может быть, поэтому не очень весёлый. У него были тёмные курчавые волосы, словно у папуаса, и Громозека, удивляясь, какие бывают на свете тонкие создания, всё время норовил поддержать временщика когтем. Второй временщик был невысоким плотным человеком с маленькими острыми серыми глазами. Он немного заикался и был одет по самой последней моде.
(К. Булычёв)
Данный текст взят из фантастической повести. На это указывают следующие приметы:
- Громозека – необычное для нас имя;
- он «созванивался с Луной»;
- он слетал в Прагу и вернулся обратно в течение одного дня;
- временщики – работники Института времен (не существует ни такой профессии, ни такого института не существует)
- «норовил поддержать когтем» (из этого предложения мы можем сделать вывод, что Громозека не является человеком).
Подготовимся к изложению:
Для того, чтобы подготовиться к сжатому изложению, нужно:
1) внимательно прочитать текст
2) определить тему и основную мысль
Тема текста: встреча Громозеки с временщиками.
Основная мысль:
- временщики были очень разными
3) найти ключевые слова
Ключевые слова: Громозека, Москва, Прага, Луна, временщики, Институт времени.
4) определить количество абзацев и составить план;
В данном тексте 2 абзаца.
План текста:
1. Насыщенный день Громозеки.
2. Появление двух временщиков.
3. Описание внешности временщиков.
5) обратить внимание на стиль и тип речи.
Стиль текста: художественный.
Тип речи: повествование.
6) сократить текст, объединяя предложения, опуская детали и заменяя некоторые слова общими понятиями;
7) перечитать текст, обратить внимание на язык изложения, проверить орфографию и постановку знаков препинания.
2. Почему автору понадобилось дать толкование слова временщик? В каком значении это слово существует в русском языке? Какова стилистическая окраска этого слова?
Автору понадобилось дать толкование слова временщик для того, чтобы избежать непонимания значения этого слова, так как в русском языке оно существует в ином значении.
Временщик – 1. (истор.) Человек, по воле сильного покровителя (обычно монарха) на время оказавшийся у власти, достигший высокого положения, почестей, знатности. 2. (истор.) Человек, на время захвативший власть
3. Произведите синтаксический анализ текста и сделайте вывод: можно ли относить предложение к простым или сложным по числу слов в нём?
Весь следующий день Громозека носился по Москве, летал в Прагу, созванивался с Луной, доставал корабли, договаривался о погрузке и лишь вечером пришёл домой. (простое, двусоставное, осложнено однородными сказуемыми)
С ним пришли два временщика. (простое, двусоставное, неосложнённое)
Так у нас называют работников Института времени. (простое, односоставное, неопределённо-личное, неосложнённое)
Один временщик был молодой, длинноногий, очень худой и, может быть, поэтому не очень весёлый. (простое, двусоставное, осложнено однородными сказуемыми и вводным словом)
У него были тёмные курчавые волосы, словно у папуаса, и Громозека, удивляясь, какие бывают на свете тонкие создания, всё время норовил поддержать временщика когтем. (сложное, с разными видами связи, осложнено сравнительным оборотом и одиночным деепричастием)
Второй временщик был невысоким плотным человеком с маленькими острыми серыми глазами. (простое, двусоставное, неосложнённое)
Он немного заикался и был одет по самой последней моде. (простое, двусоставное, осложнено однородными сказуемыми)
По количеству слов в предложении нельзя определить, простое оно или сложное. Определить, каким является предложение, можно по количеству грамматических основ в нём.
4. Укажите сложное предложение и средства связи простых предложений в его составе.
[У него были тёмные курчавые волосы, словно у папуаса]1, и [Громозека, удивляясь, (какие бывают на свете тонкие создания)3, всё время норовил поддержать временщика когтем]2.
Сложное предложение с разными видами связи: между 1 и 2 предложениями связь сочинительная, осуществляется при помощи соединительного союза и; между 2 и 3 предложениями связь подчинительная, осуществляется при помощи союзного слова какие.
5. Объясните расстановку знаков препинания, обратив особое внимание на пунктуацию при однородных и неоднородных определениях.
Весь следующий день Громозека носился по Москве, (запятая между однородными сказуемыми) летал в Прагу, (запятая между однородными сказуемыми) созванивался с Луной, (запятая между однородными сказуемыми) доставал корабли, (запятая между однородными сказуемыми) договаривался о погрузке и лишь вечером пришёл домой.
С ним пришли два временщика. Так у нас называют работников Института времени. Один временщик был молодой, (запятая между однородными сказуемыми) длинноногий, (запятая между однородными сказуемыми) очень худой и, (запятой выделяется вводное слово) может быть, (запятой выделяется вводное слово) поэтому не очень весёлый. У него были тёмные курчавые волосы, (запятой выделяется сравнительный оборот) словно у папуаса, (запятой выделяется сравнительный оборот) и Громозека, (запятой выделяется одиночное деепричастие) удивляясь, (запятая разделяет части сложного предложения) какие бывают на свете тонкие создания, (запятая разделяет части сложного предложения) всё время норовил поддержать временщика когтем. Второй временщик был невысоким плотным человеком с маленькими острыми серыми глазами. Он немного заикался и был одет по самой последней моде.
6. Напишите сжатое изложение.
Весь следующий день Громозека занимался делами, а вечером пришёл домой с двумя временщикам – работниками Института времени. Один из них был молодым, длинноногим и очень худым, с тёмными курчавыми волосами. Другой – невысокий плотный человек с маленькими острыми серыми глазами, который немного заикался и был одет по последней моде.
Морфемный анализ слова:
Временщика
1. Временщика – имя существительное.
2. Выделим основу и окончание: временщика
3. Найдём словообразовательные морфемы: временщика < время
4. Найдём корень слова: временщика (время, безвременный).
5. временщика
Морфологический анализ слова:
Времени
1. Времени – имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос чего?)
2. Начальная форма: время.
3. Постоянные признаки:
- нарицательное
- неодушевлённое
- разносклоняемое
- средний род
4. Непостоянные признаки:
- единственное число
- родительный падеж
5. В предложении является частью определения (работников (каких?) Института времени)
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением