Параграф 5 ГДЗ Боголюбов 8 класс (Обществознание)

Изображение Глава II. Сфера духовной культуры§5. Сфера духовной жизниВ чём проявляется взаимосвязь основных сфер общественной жизни? Взаимосвязи основных сфер общественной...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 8 класс, Просвещение:
Глава II. Сфера духовной культуры
§5. Сфера духовной жизни
В чём проявляется взаимосвязь основных сфер общественной жизни?
Взаимосвязи основных сфер общественной жизни заключаются в том, что каждая сфера поддерживает другую. Политика помогает развиваться и регулирует другие сферы, экономика обеспечивает ресурсами, социальная сфера - устраивает жизнь людей, чтобы они могли трудиться на благо страны.
Что составляет духовный мир человека?
Духовный мир человека составляет его внутренний мир, эмоции, знания и чувства. Также в понятие духовного мира включает мир мыслей.
Почему культура нашей страны называется многонациональной?
Культура России является многонациональной. В культурной жизни страны проявилось многообразие традиций, обычаев, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов и т. п.
Что объединяет понятия «культурное растение» и «культурный человек»?
Учёные не могут дать единого общепризнанного определения понятия «культура», в словарях можно найти более 200 толкований. Слово это латинского происхождения, и первоначально оно означало «возделывание, обработка почвы». Не случайно и сегодня мы говорим о культурных растениях, отличая их от диких. Но этим значением смысл слова не исчерпывается.
Что автор документа относит к культурным ценностям? Укажите среди них результаты творческой деятельности человека.
Под культурными ценностями подразумеваются не только отдельные объекты - памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, печати, археологии, прикладного искусства, музыки, фольклора, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и т. п., но и явления, такие, как традиции и навыки в области искусства, науки, образования, поведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов, групп населения, отдельных людей и т. д.
Проанализируйте приведенные статистические данные. Почему вывод о снижении интереса к чтению на основе приведённых данных нельзя считать верным?
Такой вывод на основе приведенных данных сделать нельзя, потому что число посещений веб-сайтов библиотек растет, что говорит о том, что пользователю проще читать литературу в интернете.
А каково ваше мнение по этому поводу?
Я считаю, что государство должно в какой-то степени финансировать сферу культуры и таким образом подогревать интерес у посетителей, позволять традиционным учреждениям продолжать работу. Однако, государство не должно полноценно контролировать эту сферу, так как люди должны сами давать понять, что им интересно.
Какую роль в сохранении культурного достояния страны Д. С. Лихачев отводит государству? Как в документе определено значение воспитания уважения к культурному наследию?
Лихачев считает, что именно государство должно сохранять культуру, финансово поддерживать ее развитие. На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информирующих и пр.) лежит обязанность воспитывать уважение к культуре в целом, к культурным памятникам, культурной деятельности, интеллигенции, отдельным языкам малых и крупных этносов; не ущемлять права пользования любым языком на своей территории, учитывая, что язык является главной культурной ценностью любого народа…
Пользуясь дополнительными источниками информации, подготовьте сообщение о трагедии, произошедшей 1 сентября 2004 г. в Беслане. Приведите примеры памятников культуры, которые помогают хранить коллективную память об исторических событиях.
1 сентября 2004 года жители города Беслана (Северная Осетия) и всей России помнят не как праздник, а как одну из величайших трагедий в истории современной России. В тот день группа террористов захватила городскую школу №1, вместе с находившимися там учениками, их родителями и сотрудниками учебного учреждения.
Общее число заложников в Беслане составило около полутора тысяч человек (1100 детей). Согласно официальным данным в захвате школы участвовало 32 террориста, 1 из которых остался в живых и был впоследствии приговорён к пожизненному заключению, а остальные уничтожены в ходе операции по освобождению заложников. Организатором теракта считается чеченский полевой командир Шамиль Басаев, который сам взял на себя ответственность за захват школы.
Захват произошёл утром 1 сентября, когда ученики находились перед зданием школы на торжественной линейке по случаю открытия нового учебного года. В этот момент к школе подъехали несколько автомобилей, из которых вышли несколько человек в масках, вооружённых автоматами и пулемётами Калашникова, гранатами и самодельным взрывными устройствами. Угрожая детям и их родителям оружием, террористы заставили их войти в здание школы.
В качестве основного условия освобождения заложников террористы выдвинули требования об освобождении боевиков, которые были задержаны по подозрению в нападении на Ингушетию 21—22 июня 2004 и выводе с территории Чечни. После переговоров на второй день удалось освободить 26 заложников без выполнения каких-либо требований.
3 сентября в 12:40 была достигнута договорённость об эвакуации из школы тел убитых заложников, количество которых точно не было установлено. Около часа дня в здании школы, в которое вошли представители МЧС, прозвучало два взрыва. Вскоре после этого из здания начали выбегать заложники, по которым террористы вели огонь из окон здания. В связи со сложившейся обстановкой было принято решение начать штурм школы. Чтобы прикрыть бегущих заложников, спецназовцы открыли огонь по террористам.
После того как все оставшиеся в живых заложники были эвакуированы из здания (около 6 часов вечера), для ликвидации оставшихся в нём боевиков была применена бронетехника. В результате к ночи 4 сентября здание школы было освобождено от террористов.
Жертвами теракта стали более 350 человек, более половины из которых дети. Некоторые из них погибли от выстрелов, другие в результате начавшегося в здании школа после взрывов пожара. Погибли также несколько спецназовцев, участвующих в штурме.
1. Согласны ли вы с определением понятия «культура» как совокупность достижений человека в преобразовании мира? Свой ответ поясните.
Я не согласна с этим определением, так как культура не преобразовывает мир в полной мере, а скорее отражает человеческое видение и понимание этого мира.
2. Что представляет собой духовная сфера жизни общества? Какова её структура?
Во-первых, она имеет сложную структуру. Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) включает в себя язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т. е. духовную культуру в различных ее проявлениях и организациях.
Во-вторых, созданием, сохранением, распространением ценностей духовной культуры непосредственно занято немало людей различных профессий. Это и учителя, и библиотекари, и музейные работники, и учёные в самых разных областях знания. Кроме того, в этой сфере трудятся писатели, художники, артисты, музыканты. Духовная сфера охватывает и учреждения, готовящие кадры профессиональных работников культуры. Это музыкальные и художественные школы и училища, консерватории, колледжи и институты культуры и др.
Многие люди участвуют в создании духовных ценностей, не являясь профессиональными работниками этой сферы, а, так сказать, по велению души.
В-третьих, достижения духовной культуры создаются, сохраняются, распространяются и потребляются людьми при посредстве многочисленных специализированных учреждений. Среди них библиотеки, архивы, школы и высшие учебные заведения, научные институты, консерватории, театры, клубы, филармонии, музеи и выставочные залы. К ним можно отнести немало школьных музеев боевой славы, краеведческих и других, созданных учащимися.
3. Приведите примеры элитарной, народной, массовой культуры.
Элитарная культура: фреска Рафаэля Санти “Сикстинская мадонна”
Народная культура: русская народная сказка о Бабе Яге
Массовая культура: песня Егора Крида “We gotta get love”
4. Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?
Современная культурная жизнь России отличается большим разнообразием. При невысоком уровне художественных запросов некоторой части общества немало низкопробных и малохудожественных подделок заполнили культурное пространство. Многие специалисты по современной культуре с горечью говорят о засилии жестокости, пошлости и криминальной романтики на экранах телевизоров, кинотеатров и в книжно-журнальной продукции. Переход к рыночным отношениям существенно изменил положение духовной сферы. С одной стороны, государство перестало быть единственным источником её финансирования. А с другой стороны, не все учреждения культуры могут выживать самостоятельно, работая по принципу самоокупаемости. В последние годы распространяется деятельность меценатов. Культура России является многонациональной. В культурной жизни страны проявилось многообразие традиций, обычаев, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов и т. п.
1. Объясните, как вы понимаете слова А. С. Пушкина: «Только дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего, пресмыкаясь перед настоящим». Что имел в виду автор?
Автор имел в виду, что хороший человек должен знать и помнить свое прошлое, понимать связь прошлого и настоящего. Если человек пренебрегает прошлым и ориентируется только на настоящее, он невежа.
2. Проведите среди своих сверстников небольшой социологический опрос. Примерные вопросы: a) назовите семь наиболее значимых достижений культуры прошлого; б) укажите имена десяти авторов, которые достойны войти в «Галерею гениев культуры»; в) какие проблемы, связанные с духовной жизнью, вы обсуждаете со сверстниками, какие - с родителями, взрослыми?
Полученные результаты опроса проанализируйте, сделайте выводы и представьте их в виде компьютерной презентации.
https://disk.yandex.ru/i/T56fwaQY0K51AA
3. Прочитайте сказку Дж. Родари «Человек, который хотел украсть Колизей» и сформулируйте его основную мысль. Что автор хотел донести до читателей?
Как-то раз одному человеку взбрело в голову украсть знаменитый римский Колизей. Он захотел, чтобы Колизей принадлежал только ему. «Почему, - недоумевал он, - я должен делить его со всеми? Пусть он будет только моим!» Он взял большую сумку и отправился к Колизею. Там он подождал, пока сторож отошёл в сторонку, быстро набил сумку камнями из развалин древнего здания и понёс домой.
На другой день он проделал то же самое. И с тех пор каждое утро, кроме воскресенья, он совершал по крайней мере два, а то и три таких рейса, всякий раз стараясь, чтобы сторожа не заметили его…
Каждый раз, приходя к Колизею, он внимательно осматривал его со всех сторон и думал: «Он кажется все таким же огромным, но некоторая разница всё же есть! Вон там и вот тут уже немного меньше камней осталось!»… Мимо него проходили толпы туристов с открытыми от восхищения и изумления ртами. А он ухмылялся про себя: «Удивляетесь? Ну-ну! Посмотрю-ка я, как вы будете удивляться, когда в один прекрасный день не найдёте здесь Колизея!»
Шли месяцы, годы. Украденные камни громоздились теперь под кроватью, заполнили кухню… Камнями была завалена ванная, а коридор превратился в траншею. Но Колизей по-прежнему стоял на своём месте и пострадал от воровства не больше, чем от комариного укуса. Бедняга вор сильно постарел за это время и пришёл в отчаяние… Каждый поход к Колизею давался ему теперь нелегко.
Сумка оттягивала руки, а они были к тому же сплошь в ссадинах.
И когда однажды он почувствовал, что жить ему осталось недолго, он в последний раз пришёл к Колизею и, с трудом карабкаясь по скамьям амфитеатра, забрался на самый верх. Заходящее солнце окрашивало древние руины золотом и багрянцем. Но старик ничего не видел, потому что слёзы застилали ему глаза. Он надеялся, что побудет здесь, наверху, в одиночестве, но на террасу тут же высыпала толпа туристов. На разных языках выражали они свой восторг. И вдруг среди множества голосов старый вор различил звонкий детский голосок какого-то мальчика: «Мой! Мой Колизей!»
Как фальшиво, как неприятно звучало это слово здесь, среди самой красоты! Только теперь старик понял это и даже захотел было сказать об этом мальчику, захотел научить его говорить «наш» вместо «мой». Но сил у него уже не хватило.
Основная мысль данного текста заключается в том, что достижения культуры являются общедоступными, они одинаково доступны для всех и не могут кому-то принадлежать, потому что каждый человек имеет право на пользование этими достижениями.
4. Познакомьтесь с работой учреждений культуры, расположенных в вашем населённом пункте, выполните проектную работу по теме «Учреждения культуры - моим землякам».
https://disk.yandex.ru/i/8Uiy1melnvqpIg
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением