Ответы на вопросы и задания §57 ГДЗ Колесов 8 класс (Биология)

Изображение §57. Воля, эмоции, внимание1. Из каких этапов складывается волевой акт?Первый этап волевого акта начинается с выбора цели. Часто сталкиваются сиюминутное желание,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Колесов, Маш, Беляев 8 класс, Дрофа:
§57. Воля, эмоции, внимание
1. Из каких этапов складывается волевой акт?
Первый этап волевого акта начинается с выбора цели. Часто сталкиваются сиюминутное желание, подкреплённое приятной перспективой, и дело, которое необходимо сделать, но которое не доставляет никакого удовольствия. Правильный выбор далеко не всем и не всегда даётся легко. Он является результатом борьбы мотивов (побуждений)
Следующим этапом волевой деятельности является выбор средств для достижения цели. Человек продумывает разные варианты действия и останавливается на том, который кажется ему лучшим.

2. Почему эмоциональные реакции одинаковы у всех людей?
Эмоциональные реакции одинаковы у всех людей, потому что они имеют безусловно-рефлекторную природу.

3. Как люди переживают эмоциональные состояния: настроение, аффект, стресс, депрессию? Что такое эмоциональные отношения?
У людей может быть хорошее или плохое настроение. Они могут переживать радость или печаль, столкнувшись с тем или иным событием в быту или на работе, читая книгу, просматривая фильм или театральную постановку, слушая музыку или наблюдая спортивное состязание.
Иногда человек может находиться в состоянии бурной эмоциональной вспышки и потерять над собой волевой контроль — это состояние аффекта. Аффект обычно длится недолго. Когда он заканчивается, человек испытывает горькое сожаление по поводу содеянного. Состояние аффекта может проявляться в паническом бегстве, приступе агрессии, в оцепенении, близком к обмороку. Сознание в это время утрачивает ясность и сосредоточено только на выполняемом действии, а не на его последствиях. В момент аффекта проявляются основные свойства доминанты, и любое дополнительное воздействие может привести к усилению этого состояния.
В любой работе могут быть ситуации, когда требуется затратить значительно больше сил, чем обычно. Получение нового, трудного задания нередко заставляет нас переходить на более высокий рабочий ритм. Это ведёт к напряжению сил организма. Такое напряжение канадский учёный Ганс Селье назвал стрессом. Когда человек включается в работу, состояние тревоги проходит. Если работа идет успешно, переживание уверенности в своих силах нарастает, доходя иногда до степени азарта. Обычно в этот период работа идет наиболее эффективно. Однако если ее приходится выполнять слишком долго, наступает утомление, которое сопровождается ухудшением самочувствия. Длительное перенапряжение может привести к неврозу, гипертонии и другим заболеваниям.
Эмоциональные отношения обычно называют чувствами. Они всегда направлены на определенное лицо, объект или процесс. Любовь, дружба, вражда, ревность, зависть — все это примеры эмоциональных отношений. Обычно они объединяют различные эмоции: например, любя своего ребенка, родители и радуются его успехам, и огорчаются его неудачам, и порицают его за неправильные поступки, и одобряют его хорошее поведение. Чувства не всегда постоянны. Они появляются, достигают своего апогея, а затем могут ослабеть или угаснуть совсем. Это зависит и от обстоятельств, и от темперамента человека. У одних людей чувства более устойчивы и глубоки, у других они быстро сменяются.

4. Какими свойствами обладает внимание?
Внимание может быть устойчивым и колеблющимся. Если смотреть на неподвижный предмет без всякой цели, то уже через несколько секунд мы отвлечёмся от него, потому что отсутствие перемен приводит к торможению воспринимающих участков мозга. Устойчивость внимания при подвижных, изменяющихся объектах значительно выше. Повышает устойчивость внимания и активная работа с предметом, даже неподвижным, когда человек рассматривает его по определённой программе, направляя своё внимание сначала на одни детали, потом на другие.

5. Как заставить себя быть внимательным?
Чтобы быть внимательным, следует прежде всего знать недостатки своего внимания. Если рассеянность вызвана слабостью произвольного внимания, то необходимо тренировать именно его. Для этого выбирают упражнения, требующие длительного напряжения внимания, например выбор пути в лабиринте, прослеживание линии среди других, которые её маскируют.
Для выработки умения переключать своё внимание можно порекомендовать поиск разбросанных цифр, где приходится по мере нахождения одной цифры переходить к следующей. Но главное в воспитании внимания — умение активно работать с объектом, ставить перед собой ряд задач и последовательно добиваться их решения.

Вопросы
1. Что такое волевые действия?
Волевые действия – сознательные действия человека, обеспечивающие преодоление трудностей на пути к достижению цели.

2. Приведите примеры ситуаций, когда воля выполняет побудительную функцию, а когда — тормозную.
При подготовке к экзамену воля будет выполнять побудительную (к учебным занятиям) функцию. Тормозная функция воли состоит в удерживании себя от нежелательных поступков, например отказ от вредных привычек.

3. Какое значение имеют внушаемость и негативизм?
Если человек пассивно следует за лидером, мы говорим о внушаемости. Если человек действует наперекор лидеру — о негативизме. И то и другое состояние является признаком недостаточно развитой воли, самостоятельности.

4. Расскажите, какое значение в жизни человека имеют эмоции. Приведите примеры из собственного опыта или из литературных произведений.
• Эмоции отражают переживание человеком своего отношения к окружающей действительности (к миру в целом, к людям, к их поступкам и т. д.) и к самому себе.
• Эмоции выполняют функцию оценки деятельности и ее результатов.
• Эмоции играют значительную роль в общении людей.
Когда я прихожу домой из школы, моя мама начинает улыбаться и обнимать меня. Она испытывает радость. Это придает мне сил, и понимания, что она меня любит.

5. Приведите примеры аффектов и тех свойств доминанты, которыми они обладают.
В состоянии аффекта человек способен (в зависимости от преобладающей доминанты) совершить ограбление, нанести тяжелые повреждения себе или другому человеку, а также на убийство. Аффект обычно сопровождается бурными проявлениями. Но иногда вызывает, наоборот, прекращение всякой активности. Человек может оцепенеть от страха или отчаяния.

6. Что такое стресс?
Стресс – это напряжение организма, возникающее при переходе на более высокий рабочий ритм или при воздействии чрезвычайного раздражителя.

7. Что такое внимание?
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии.

8. Почему ориентировочные рефлексы связывают с вниманием?
Наиболее элементарная форма внимания – ориентировочный рефлекс. Он включается каждый раз, когда происходит рассогласование между тем, что ожидалось, и тем, что произошло в действительности. Чем неожиданнее, ярче и значимее будет новый раздражитель, тем больше шансов у него оказаться в центре нашего внимания.

9. Каковы физиологические основы внимания?
В основе внимания лежит ориентировочный рефлекс. Любой внешний раздражитель, если он новый и вызывает ориентировочный рефлекс, может оказаться в центре нашего внимания.

Задания
1. Охарактеризуйте основные виды внимания. Приведите примеры внимания разных видов из собственного опыта.
Непроизвольное внимание возникает помимо воли человека. Любой внешний раздражитель, если он новый и вызывает ориентировочный рефлекс, становится причиной непроизвольного внимания. То же происходит при восприятии интересного или эмоционально значимого события. Мы можем долго, не отвлекаясь и не делая над собой усилий, читать интересный роман, смотреть кинофильм или спектакль.
Произвольное внимание проявляется при осуществлении сознательных намерений человека и требует от него приложения волевых усилий. Человеку необходимо заставить себя выполнять неинтересную, но необходимую работу. В процессах произвольного внимания принимают участие лобные отделы коры больших полушарий. Они управляют активирующими системами мозга так, чтобы активация направлялась в нужное место и в соответствующий момент времени.

2. Герой гоголевской повести «Шинель» Акакий Акакиевич так был влюблён в своё дело, что даже на досуге видел перед собой ровные строчки и любимые буквы. Он отличался большой рассеянностью. Объясните, какова её причина.
Причина его рассеянности в слабой способности распределять и переключать внимание. Рассеянность Акакия Акакиевича вызвана излишне концентрированным вниманием, когда всё оно направлено на ровные строчки и любимые буквы, а любые посторонние события просто не замечаются.

3. Создатель теории стресса Ганс Селье говорил, что «стресс — это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете». Как вы понимаете эту фразу? Обсудите её с родителями. Какова их точка зрения?
Стресс – это напряжение сил организма, возникающее под воздействием внешних раздражителей. Каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему. И разные события все люди воспринимают различно. Случится может что угодно, но только от человека зависит, будет ли это событие причиной стресса или нет.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением