Параграф 57 ГДЗ Вигасин Годер 5 класс (История)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Вигасин, Годер, Свенцицкая 5 класс, Просвещение:
§57. Расцвет империи во II (2-м) веке н. э.
Объясните значение слов: колоны, «рабы с хижинами», бетон.
Колоны - это земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет.
Рабы с хижинами - это рабы с участками земли, скотом, орудиями труда. Такие рабы строили себе на участке хижину и заводили семью. «Рабы с хижинами» платили господину, как и колоны, лишь часть урожая, оставляя себе всё остальное. Если «рабов с хижинами» продавали, то только вместе с участками, которые они обрабатывали.
Бетон - смесь мелких камешков и песка с раствором извести.
Проверьте себя.
1. Почему в I—II (1—2-м) веках н. э. сократились доходы от имений в Италии и провинциях?
Во времена империи стало больше крупных имений в Италии и провинциях. Богачам принадлежали огромные земельные владения, в каждом из которых трудилось несколько сотен рабов. Большинство из них работало плохо, из-под палки. Но уследить за ними было трудно, а увеличение числа надсмотрщиков и охраны стоило дорого.
2. Как владельцы имений создавали у работников заинтересованность в результатах труда?
Наиболее дальновидные землевладельцы разделили свои имения на отдельные участки и раздали их для обработки свободным беднякам. За пользование полученным участком полагалось отдавать часть урожая (обычно одну треть). Земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет, назывались «колоны». Колоны были заинтересованы в том, чтобы вырастить хороший урожай. Многие владельцы имений стали и рабам давать участки земли, рабочий скот и орудия труда. Такие рабы строили себе на участке хижину и заводили семью. «Рабы с хижинами» платили господину, как и колоны, лишь часть урожая, оставляя себе всё остальное. Если «рабов с хижинами» продавали, то только вместе с участками, которые они обрабатывали.
3. Кто и почему лучше работал: закованный в кандалы раб или «раб с хижиной»?
“Раб с хижиной” работал лучше закованного в кандалы раба, потому что у него было больше мотивации работать. «Рабы с хижинами» платили господину, как и колоны, лишь часть урожая, оставляя себе всё остальное. То есть, от результатов их труда зависел их достаток.
4. Почему доносчиков ненавидели? Как в Риме было покончено с ними?
Из корысти или зависти доносчики губили ни в чём не повинных людей. Достаточно было намекнуть императору, что любимый солдатами полководец может поднять мятеж, и того лишали жизни. Доносчикам доставалась часть имущества казнённого. Они быстро продвигались по службе, становились консулами и сенаторами. Рабы же доносили на своих господ, желая получить от императора свободу. С доносчиками было прекращено при Траяне. Траян приказал схватить известных всему Риму доносчиков, посадить их на наскоро сколоченные корабли. Эти суда вывели в открытое море и предоставили волнам и ветру.
5. Какие постройки римлян вы запомнили? Каково было их назначение?
Для снабжения водой Рима и других городов строили водопроводы. В горах разыскивали источники, укладывали трубы, по которым вода текла под небольшим уклоном. Для перевода труб через низины и реки возводили мосты со многими полукруглыми арками. городах империи возводились амфитеатры, театры, храмы, портики, бани. В память об одержанных победах воздвигали колонны и триумфальные арки. В Риме по приказу Траяна перестроили одну из площадей, получившую название Форум Траяна. В центре этой красивой площади находилась колонна, поставленная в честь побед императора над даками.
6. При каком императоре и где были сделаны последние в истории Рима завоевания?
Последние в истории Рима завоевания были сделаны при Траяне. Траян подчинил племена даков, живших по левому берегу реки Дунай. Затем он двинул войска на Восток против Парфянского царства. Римлянам удалось захватить всё Междуречье, вплоть до Персидского залива. Но вскоре в тылу римских войск восстали покорённые народы. Траян вынужден был повернуть назад, на обратном пути он заболел и умер. Правившие после его смерти императоры отказались от дальнейших завоеваний. Римская империя перешла к обороне своих границ.
Поработайте с картой «Рост Римского государства» (с. 233). Назовите страны и области, находившиеся под властью Рима при императоре Траяне (II век н. э.)
Траян подчинил племена даков, живших по левому берегу реки Дунай. Затем он двинул войска на Восток против Парфянского царства. Римлянам удалось захватить всё Междуречье, вплоть до Персидского залива.
Похожие решебники
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением