Параграф 6 ГДЗ Пасечник 5 класс Бактерии Грибы Растения (Биология)

Изображение §6. Устройство увеличительных приборов1. Какие увеличительные приборы вы знаете?Лупа, подзорная труба, бинокль, телескоп, микроскоп.2. Для чего их...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник 5 класс, Просвещение:
§6. Устройство увеличительных приборов
1. Какие увеличительные приборы вы знаете?
Лупа, подзорная труба, бинокль, телескоп, микроскоп.
2. Для чего их применяют?
Увеличительные приборы применяют для того, чтобы лучше рассмотреть какой-либо объект, невидимый невооруженным глазом.
Лабораторная работа. Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений
1. Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?
Ручная лупа состоит из ручки и увеличительного стекла, выпуклого с двух сторон и вставленного в оправу. Благодаря ручке лупу удобно держать в руке; оправа служит для закрепления увеличительного стекла; увеличительное стекло увеличивает рассматриваемые объекты в несколько раз.
2. Рассмотрите невооружённым глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?
Мякоть плодов рыхлая и состоит из мельчайших крупинок — клеток. Хорошо видно, что мякоть плода томата имеет зернистое строение. Мякоть арбуза состоит из множества наполненных соком клеточек, которые располагаются то ближе, то дальше. У яблока мякоть немного сочная, а клетки маленькие и плотно находятся друг к другу.
3. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?
При рассмотрении под лупой мякоти этих плодов видны округлые прозрачные клетки. У томата и арбуза они бледно-розовые, у яблока — бесцветные. Клетки лежат рыхло, разъединены между собой, и поэтому хорошо видно, что каждая клетка имеет свою оболочку, или стенку.
Лабораторная работа. Устройство микроскопа и приёмы работы с ним
1. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.
Тубус — это зрительная трубка между объективом и окуляром, в которую вставлены увеличительные стёкла.
Окуляр — верхняя часть тубуса микроскопа, через которую смотрят на изображение.
Объектив направлен на изучаемый объект, состоит из линз, увеличивает изображение.
Штатив удерживает тубус с окуляром и объективом на определенном расстоянии от предметного столика.
Предметный столик предназначен для расположения на нем препарата.
Зеркало предназначено для улавливания луча света и направления его на изучаемый объект, т.е. зеркало улучшает освещенность предмета.
Винты — это механизмы, позволяющие настроить максимально чёткое изображение.
Чтобы определить, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объективе. Например, если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив — 20-кратное, то общее увеличение 10 х 20 = 200 раз. Световой микроскоп может увеличивать изображение предметов до 3600 раз.
2. Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.
1) Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5–10 см от края стола. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет.
2) Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
3) Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1–2 мм от препарата.
4) В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение предмета.
5) После работы микроскоп уберите в футляр.
Микроскоп — хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.
3. Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.
Вопросы
1. Какие увеличительные приборы вы знаете?
Ручная лупа, штативная лупа, световой микроскоп, электронный микроскоп, бинокль, телескоп, подзорная труба.
2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она даёт?
Лупа — самый простой увеличительный прибор. Главная его часть — увеличительное стекло, выпуклое с двух сторон и вставленное в оправу. Лупы бывают ручные и штативные.
Ручная лупа увеличивает предметы в 2–20 раз. При работе её берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета наиболее чётко.
Штативная лупа увеличивает предметы в 10–25 раз. В её оправу вставлены два увеличительных стекла, укреплённых на подставке — штативе. К штативу прикреплён предметный столик с отверстием и зеркалом.
3. Как устроен микроскоп?
Световой микроскоп состоит из тубуса, окуляра, объектива, штатива, предметного столика с отверстием, винтов и зеркала.
В зрительную трубку, или тубус, светового микроскопа вставлены увеличительные стёкла (линзы). В верхнем конце тубуса находится окуляр (от латинского слова «окулус» — глаз), через который рассматривают различные объекты. Он состоит из оправы и двух увеличительных стёкол. На нижнем конце тубуса помещается объектив (от латинского слова «объектум» — предмет), состоящий из оправы и нескольких увеличительных стёкол. Тубус прикреплён к штативу. К штативу прикреплён также предметный столик, в центре которого имеется отверстие и под ним зеркало. Пользуясь световым микроскопом, можно видеть изображение объекта, освещённого с помощью этого зеркала.
4. Как узнать, какое увеличение даёт микроскоп?
Чтобы узнать, какое увеличение даёт микроскоп, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объективе. Например, если окуляр даёт 10-кратное увеличение, а объектив — 20-кратное, то общее увеличение 10 х 20 = 200 раз.
Подумайте
Почему с помощью светового микроскопа нельзя изучать непрозрачные предметы?
Принцип работы светового микроскопа заключается в том, что через прозрачный или полупрозрачный предмет (препарат — объект исследования), размещенный на предметном столике, проходят лучи света и попадают на систему линз объектива и окуляра. Через непрозрачные предметы свет не проходит, соответственно, увидеть изображение не получится.
Задания
Выучите правила работы с микроскопом.
Используя дополнительные источники информации, выясните, какие подробности строения живых организмов позволяют рассмотреть самые современные микроскопы.
Самыми сильными в наши дни увеличительными приборами являются электронные микроскопы. Они позволяют увидеть объекты в тысячу раз меньшие тех, которые можно распознать в самый сильный световой микроскоп.
С помощью самых современных микроскопов можно рассмотреть строение клеток живых организмов, вирусы и бактерии. Можно получить данные, касающиеся строения молекулярного и электронного состава поверхностного слоя исследуемой поверхности.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением