Упр.64 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
64. 1. Прочитайте высказывания М. В. Ломоносова о русском языке. Подготовьтесь написать сочинение и сжатое изложение, используя частичное цитирование.
I. Первое и главнейшее, мне кажется, должно быть сие: российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству; а того, что ему несвойственно, из других языков не вносить.
II. Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступит. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся.4
III. Повелитель многих языков, язык российский не токмо обширностью мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. Невероятно сие покажется иностранным и некоторым природным россиянам, которые больше к чужим языкам, нежели к своему, трудов прилагали... Тончайшие философские воображения и рассуждения, многоразличные естественные свойства и перемены, бывающие в сём видимом троении мира и в человеческих обращениях, имеют у нас пристойные и вещь изображающие речи. И ежели чего точно изобразить не можем, не языку нашему, но недовольному своему в нём искусству приписывать долженствуем. Кто отчаеу в нём углубляется, употребляя предводителем общее философское понятие о человеческом слове, тот увидит безмерно широкое поле или, лутче сказать, едва пределы имеющее море.
IV. Народ российский, по великому пространству обитающий, не взирая на дальние расстояния, говорит повсюду вразумительным друг другу языком в городах и сёлах. Напротив того, в некоторых других государствах, например, в Германии, баварский крестьянин мало разумеет мекленбургского или бранденбургский швабского, хотя всё того ж немецкого народа. <...>
По времени ж рассуждая, видим, что российский язык от владения Владимирова до нашего веку, больше семисот лет, не столько отменился, чтобы старого разуметь не можно было.
Для того, чтобы подготовиться к сжатому изложению, нужно:
1) внимательно прочитать текст
2) определить тему и основную мысль
Тема текста: русский язык.
Основные мысли:
- русский язык – один из богатейших языков мира, способный выразить любые, даже самые сложные, идеи
- русский язык широко распространён на территории России и используется всеми слоями населения
- за свою историю русский язык почти не изменился, поэтому мы можем понимать тексты, написанные несколько веков назад.
3) найти ключевые слова
Ключевые слова: русский язык, богатство, способность, философские идеи, историческая устойчивость, распространённость.
4) определить количество абзацев и составить план;
В данном тексте 5 абзацев.
План текста:
1. Природное свойство языка.
2. Уникальность и богатство русского языка.
3. Способность русского языка выражать как простые вещи, так и сложные философские идеи.
4. Распространённость русского языка среди народов России.
5. Историческая устойчивость русского языка.
5) обратить внимание на стиль и тип речи.
Стиль текста: публицистический.
Тип речи: рассуждение.
6) сократить текст, объединяя предложения, опуская детали и заменяя некоторые слова общими понятиями;
7) перечитать текст, обратить внимание на язык изложения, проверить орфографию и постановку знаков препинания.
2. Выпишите оценочные слова и сочетания слов, которые можно использовать при частичном цитировании высказываний Ломоносова.
Оценочные слова и сочетания слов, которые можно использовать при частичном цитировании высказываний Ломоносова:
- надлежит сочинять по природному нашего языка свойству
- первое и главнейшее
- несвойственно
- из других языков не вносить
- повелевает
- природное изобилие
- совершенство
- повелитель многих языков
- обширность мест
- господствует
- тончайшие философские воображения и рассуждения
- точно изобразить не можем
- употребляя предводителем
- безмерно широкое поле
- от владения Владимира до нашего веку
- старого разуметь
3. В каких словосочетаниях связь иная, чем согласование?
а) природное изобилие
б) широкое поле
в) российское слово
г) такое совершенство
д) велик перед всеми
е) безмерно широкое
а) природное изобилие; изобилие (какое?) природное; согласование
б) широкое поле; поле (какое?) широкое; согласование
в) российское слово; слово (какое?) российское; согласование
г) такое совершенство; совершенство (какое?) такое; согласование
д) велик перед всеми; велик (перед кем?) перед всеми; управление
е) безмерно широкое; широкое (в какой степени?) безмерно; примыкание
Ответ: в словосочетаниях д) велик перед всеми и е) безмерно широкое связь иная, чем согласование. В словосочетании д) велик перед всеми связь управление, в словосочетании е) безмерно широкое связь примыкание.
4. Прочитайте один из вариантов сочинения на тему «Ломоносов о русском языке». Понаблюдайте за использованием сложных предложений и частичного цитирования (это поможет вам и при подготовке к сжатому изложению).
Ломоносов был убеждён, что язык российский «велик перед всеми в Европе», что он «ни единому европейскому не уступит».
Говоря о достоинствах русского языка, Ломоносов отмечает «природное изобилие, красоту и силу» и «такое совершенство, каковому в других удивляемся». Принимая во внимание «общее философское понятие о человеческом слове», он делает вывод, что с помощью русского языка можно «точно изобразить» всё: и «тончайшие философские рассуждения», и «многоразличные естественные свойства и перемены». Эта мысль звучит особенно убедительно благодаря применению очень точных сравнений: определяя безграничные возможности русского языка, Ломоносов использует такие образы, как «безмерно широкое поле» или «едва пределы имеющее море». Русские люди, живущие на обширных пространствах, несмотря на дальние расстояния, говорят повсюду, в городах и сёлах, понимая друг друга, «вразумительным друг другу языком», тогда как, например, в Германии баварский крестьянин «мало разумеет» речи тех, кто живёт в других областях страны. Ломоносов отмечает, что русский язык, идя по пути развития и совершенствования, вместе с тем «от владения Владимирова
до нашего веку, больше семисот лет, не столько отменился, чтобы старого разуметь не можно было».
По мнению Ломоносова, «стихи надлежит сочинять», опираясь на «природные свойства нашего языка»...
Ломоносов был убеждён, что язык российский «велик перед всеми в Европе», что он «ни единому европейскому не уступит».
Говоря о достоинствах русского языка, Ломоносов отмечает «природное изобилие, красоту и силу» и «такое совершенство, каковому в других удивляемся». Принимая во внимание «общее философское понятие о человеческом слове», он делает вывод, что с помощью русского языка можно «точно изобразить» всё: и «тончайшие философские рассуждения», и «многоразличные естественные свойства и перемены». Эта мысль звучит особенно убедительно благодаря применению очень точных сравнений: определяя безграничные возможности русского языка, Ломоносов использует такие образы, как «безмерно широкое поле» или «едва пределы имеющее море». Русские люди, живущие на обширных пространствах, несмотря на дальние расстояния, говорят повсюду, в городах и сёлах, понимая друг друга, «вразумительным друг другу языком», тогда как, например, в Германии баварский крестьянин «мало разумеет» речи тех, кто живёт в других областях страны. Ломоносов отмечает, что русский язык, идя по пути развития и совершенствования, вместе с тем «от владения Владимирова до нашего веку, больше семисот лет, не столько отменился, чтобы старого разуметь не можно было».
По мнению Ломоносова, «стихи надлежит сочинять», опираясь на «природные свойства нашего языка»…
5. Проанализируйте фрагмент из текста сочинения, напишите рецензию.
Текст представляет собой обзор взглядов Михаила Ломоносова на русский язык, подчёркивая его величие и способность точно передавать сложные идеи и концепции. Ломоносов считал, что русский язык обладает природным изобилием, красотой и силой, что делает его равным любому европейскому языку. Он также утверждал, что русский язык способен развиваться и совершенствоваться, сохраняя при этом свою историческую основу.
В тексте используются точные сравнения и метафоры, чтобы подчеркнуть безграничные возможности русского языка. Это делает текст убедительным и интересным для читателя.
Сочинение достаточно полно анализирует исходный текст, содержащий умозаключения Михаила Ломоносова. В целом, текст представляет собой достаточно полный анализ взглядов Ломоносова на русский язык.
6. Перечитайте высказывания М. В. Ломоносова. Выпишите ключевые слова. Сформулируйте основные тезисы, которые помогут вам выступить с докладом на уроках-семинарах или на конференции, посвящённой Ломоносову. Подготовьте слайды для презентации.
Ключевые слова: русский язык, богатство, способность, философские идеи, историческая устойчивость, распространённость.
Основные тезисы выступления о Михаиле Ломоносове:
1. Универсальность. Ломоносов был выдающимся учёным, который внёс значительный вклад в различные области науки и искусства.
2. Открытия в области астрономии. Ломоносов наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца в 1761 году и сделал вывод о наличии атмосферы у Венеры.
3. Наука о стекле. Ломоносов разработал основы науки о стекле, создав уникальные мозаичные картины, включая знаменитую «Полтавскую битву».
4. Экономическая география. Ломоносов ввёл термин «экономическая география» и заложил основы изучения хозяйства, природных и трудовых ресурсов страны.
5. Полярные сияния. Ломоносов первым объяснил природу полярных сияний.
6. Физическая химия. Ломоносов заложил основы физической химии, изучающей законы строения, структуры и превращения химических веществ с помощью методов из физики.
7. Твёрдая ртуть. Ломоносов впервые получил твёрдую ртуть, доказав её электропроводность и «ковкость», что подтвердило её статус металла.
8. Корпускулярно-кинетическая теория. Лимонов выдвинул идею о том, что все вещества состоят из корпускул, что предшествовало современной молекулярно-кинетической теории.
9. «Российская грамматика». Ломоносов создал «Русскую грамматику», заложив тем самым основы современного русского литературного языка.
10. Реформа русского стихосложения. Ломоносов вместе с другими учёными обновил систему стихосложения, сделав её более гибкой и выразительной.
Синтаксический анализ предложения:
И [для того нет сумнения]1, (чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство)2, (каковому в других удивляемся)3.
(1-я часть: (каково?) нет; нет (для чего?) для того; нет (чего?) сумнения;
2-я часть: (что?) слово; слово (что делало?) не могло приведено быть; слово (какое?) российское; не могло приведено быть (во что?) в совершенство; в совершенство (какое?) такое;
3-я часть: (что делаем?) удивляемся; удивляемся (чему?) каковому в других).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоящее из трёх частей, соединённых между собой последовательным подчинением. 2-е придаточное является придаточным определительным и присоединяется к главному при помощи подчинительного союза чтобы. 3-е придаточное является придаточным определительным и присоединяется к придаточному 2 при помощи союзного слова каковому.
1-е предложение: простое, односоставное, безличное, распространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
3-е предложение: простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, неосложнённое, полное.
И [=]1, (чтобы - =)2, (каковому =)3.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением