Анализируем текст Параграф 27 Часть 1 ГДЗ Быстрова Кибирева 7 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Прочитайте отрывок из повести Александра Степановича Грина «Алые паруса». Определите тип этого текста.Тип текста – повествование с описанием. Ассоль увидела,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Быстрова, Кибирева 7 класс, Русское слово:
1. Прочитайте отрывок из повести Александра Степановича Грина «Алые паруса». Определите тип этого текста.
Тип текста – повествование с описанием.

Ассоль увидела, что у ручья, на плоском большом камне, спиной к ней сидит человек, держа в руках сбежавшую яхту, и всесторонне рассматривает её, с любопытством слона, поймавшего бабочку2. Отчасти успокоенная тем, что игрушка цела, Ассоль1 сползла по обрыву и, близко подойдя к незнакомцу, воззрилась на него изучающим взглядом, ожидая, когда он подымет голову. Но неизвестный так погрузился в созерцание лесного сюрприза, что девочка успела рассмотреть его с головы до ног, установив, что людей, подобных этому незнакомцу, ей видеть ещё ни разу не приходилось.
Перед ней был не кто иной, как путешествующий пешком3 Эгль — известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок. Седые кудри складками выпадали из-под его соломенной3 шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром блях, трость и сумка с новеньким никелевым замочком выказывали горожанина. Его лицо, если можно назвать лицом нос, губы и глаза, выглядывавшие из бурно разросшейся лучистой бороды, из пышных, свирепо взрогаченных вверх усов, казалось, было вяло прозрачным, если бы не глаза, серые, как песок, и блестящие, как чистая сталь, с взглядом смелым и сильным.
— Теперь отдай мне, — несмело сказала девочка. — Ты уже поиграл. Ты как поймал её?
Эгль поднял голову, уронив яхту, — так неожиданно прозвучал взволнованный голосок Ассоль. Старик с минуту разглядывал её, улыбаясь и медленно пропуская бороду в большой, жилистой горсти. Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие загорелые ноги девочки. Её тёмные густые волосы,
забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки. Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой.

2. Почему, по вашему мнению, в тексте использовано так много причастий и деепричастий? Какую роль они играют в тексте?
В тексте использовано много причастий и деепричастий, которые помогают точно, сжато, выразительно нарисовать яркие, запоминающиеся образы героев, помогают устранить однообразие в описании действий, делают текст более динамичным.

3. Выполните морфологический разбор любых двух причастий и деепричастий.

4. Найдите и выпишите из текста синонимы к слову смотреть. Определите их стилистическую окраску.
Синонимы: смотреть – увидела (нейтр.), рассматривает (нейтр.), воззрилась (книжн., устар.), погрузился в созерцание (книжн.), рассмотреть (нейтр.), видеть (нейтр.), разглядывал (разг.)

5. Какие выразительные средства языка вам встретились в тексте? Назовите их.
Выразительные средства: эпитеты: изучающим взглядом; лесного сюрприза; разросшейся лучистой бороды; взрогаченных усов; глаза блестящие; с взглядом смелым и сильным; взволнованный голосок; в жилистой горсти; худенькие, загорелые ноги; в кружевную косынку; с оттенком грустного вопроса глаза; прелестным загаром; кроткой улыбкой), метафоры (с любопытством слона, поймавшего бабочку; кудри складками выпадали из-под шляпы; мягкий овал был овеян прелестным загаром; рот блестел кроткой улыбкой), сравнения (глаза, серые, как песок, и блестящие, как чистая сталь; выразительно легка и чиста, как полёт ласточки), олицетворение (сбежавшую яхту).

6. Выпишите не менее трёх сравнений. В чём их особенности?
С любопытством слона, поймавшего бабочку глаза – сравнение основано на контрасте размеров.
Глаза серые, как песок – сравнение по цвету.
Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки – сравнение основано на впечатлении.
Сравнения помогают автору передать состояние героев, нарисовать их внешний облик, передать своё к ним отношение.

7. Как вы понимаете смысл выделенного словосочетания?
Выделенное словосочетание «выказывали горожанина» означает «по одежде можно было определить, что это городской человек».

8. Найдите в тексте синоним и антоним к слову неизвестный.
Неизвестный – незнакомец (синоним), известный (антоним).

9. Выпишите причастия с к и нн. Объясните их написание.

10. Составьте к данному тексту по три-четыре вопроса к самостоятельным частям речи: имени существительному, имени прилагательному, глаголу, наречию, местоимению. Запишите их.
Вопросы к существительным: (кто?) Ассоль, увидела (где?) на камне, подойдя (к кому?) к незнакомцу.
Вопросы к прилагательным: на камне (каком?) плоском, сюрприза (какого?) лесного, собиратель (какой?) известный.
Вопросы к глаголам: Ассоль (что сделала?) увидела, человек (что делает?) сидит, неизвестный (что сделал?) погрузился.
Вопросы к наречиям: рассматривает (как?) всесторонне, успокоенная (как?) отчасти, подойдя (как?) близко.
Вопросы к местоимениям: спиной (к кому?) к ней, лицо (чьё?) его, отдай (кому?) мне.

11. Составьте план текста в форме повествовательных предложений.
План
1) Ассоль увидела человека у ручья.
2) Описание Эгля.
3) Ассоль обращается к Эглю.
4) Старик разглядывает Ассоль.

12. Напишите сжатое изложение текста.
Изложение
Ассоль увидел у ручья сидящего человека, рассматривающего сбежавшую яхту. Она сползла по обрыву, подошла к нему, ожидая, когда он поднимет голову. Но неизвестный так погрузился в созерцание лесного сюрприза, что девочка успела рассмотреть его.
Перед ней был Эгль – известный собиратель песен, преданий, легенд и сказок. Его одежда выказывала горожанина. Лицо, заросшее бородой и усами, было вяло прозрачным. На нём выделялись серые блестящие глаза с взглядом смелым и сильным.
Девочка несмело попросила Эгля отдать ей яхту, спросив при этом, как он её поймал.
От неожиданности Эгль уронил яхту. С минуту он разглядывал Ассоль. Ситцевое платье едва прикрывало до колен ноги девочки. Волосы под кружевной косынкой сбились и кас ались плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно чиста и легка. Глаза казались старше лица. Неправильный мягкий овал был овеян загаром. Полураскрытый рот блестел кроткой улыбкой.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением