Готовимся к экзамену Глава 2 ГДЗ Боголюбов 9 класс (Обществознание)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова, Матвеев 9 класс, Просвещение:
Готовимся к экзамену
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей человека. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека.
Различаем факты и мнения
1. В §9 проанализируйте информацию в рубриках «Факты» и «Мнения». Можно ли поспорить с этими суждениями, привести другие точки зрения по рассматриваемым вопросам? С учётом вашего ответа сформулируйте основное различие между фактом и мнением.
Другую точку зрения можно привести лишь на высказывание философа, так как это его мнение. Оспорить факт нельзя, так как это зафиксировано. Таким образом, ключевое отличие факта от мнения заключается в том, что факт оспорить нельзя, а мнение - можно.
2. Прочитайте рубрику «Мнения» §14. Подумайте, в связи с какими фактами могло быть высказано подобное мнение. Почему это мнение сохраняет свою актуальность в современном обществе?
Подобное мнение могло быть высказано в соответствии с фактами, когда суд присяжных оправдывал подсудимого. Это мнение сохраняет свою актуальность в современном обществе, потому что в современном обществе существует суд присяжных, а также ведутся активные дебаты.
3. Какие из приведённых ниже положений следует отнести к фактам, а какие - к мнениям?
1) Конституция РСФСР (1978 г.) действовала до октября 1993 г.
2) Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
3) Любая конституция всегда рассчитана на перспективу, даёт направления развития.
4) Главными в системе прав человека являются его экономические права и свободы.
Ответ:
факты - 1, 2
Мнения - 3, 4
4. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) С начала XXI в. в стране К. проводится реформа государственной власти. (Б) По данным статистических исследований, доля граждан, в полной мере реализующих свои политические права и свободы, увеличилась вдвое. (В) Результаты преобразований, скорее всего, совпали с надеждами реформаторов.
Определите, какое(ие) положение(я) текста:
1) отражает(ют) факты
2) выражает(ют) мнения
Запишите в таблицу цифру, обозначающую характер соответствующего положения.
Ответ:
А - 1
Б - 1
В - 2
Анализируем и оцениваем суждения
1. Перечитайте §9 «Основы конституционного строя РФ». Сформулируйте на его основе определение понятия «конституционный строй». Составьте собственные суждения (предложения):
a) о суверенитете;
б) о форме государства РФ;
в) о правовом государстве;
г) о светском государстве;
д) о социальном государстве.
Конституционный строй - это закреплённая в Конституции организация государственной и общественной жизни. Основы конституционного строя составляют особые принципы, содержащиеся в общей форме в первой главе Конституции.
а) Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
б) Форма государственного устройства РФ - федеративная.
в) В РФ развивается правовое государство, которое строится на верховенстве закона.
г) Россия - светское государство, в ней нет государственной религии.
д) РФ - социальное государство. Человек и его права признаются высшей ценностью.
2. Перечитайте подраздел «Суды Российской Федерации» в §14. Какие утверждения являются верными?
1) Конституционные суды субъектов РФ рассматривают дела о соответствии нормативных правовых актов субъектов Федерации их конституциям (уставам).
2) Суды общей юрисдикции рассматривают только судебные споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
3) Высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам является Конституционный Суд РФ.
4) В суд общей юрисдикции направляют исковые заявления для рассмотрения дел, в которых одной из сторон является гражданин.
5) Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.
Ответ: 15
3. Верны ли следующие суждения об организации государственной власти в РФ?
A. Правительство РФ принимает законы.
Б. Федеральное Собрание РФ - высший орган исполнительной власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 4
4. Верны ли следующие суждения об организации государственной власти в РФ?
A. Государственная Дума РФ осуществляет управление федеральной собственностью.
Б. Президент РФ осуществляет помилование.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 2
5. Верны ли следующие суждения о федеративном устройстве РФ?
A. Субъекты РФ имеют равные права.
Б. Вопросы войны и мира находятся в исключительном ведении федерального центра.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 3
Проводим сравнение и классификацию
1. Заполните таблицу (запишите номера, под которыми указаны характеристики, в соответствующий столбец).
Общие
характеристики Различия
Полиция Прокуратура Адвокатура Нотариат
5 4, 6 1, 3, 8 2 7, 9
Характеристики:
1) обеспечение прав и свобод человека;
2) представление интересов обвиняемого;
3) осуществление надзора за соблюдением закона;
4) охрана общественного порядка;
5) деятельность на основании закона и в соответствии с ним;
6) борьба с преступностью;
7) удостоверение всевозможных сделок (договоров);
8) поддержание государственного обвинения в суде;
9) оформление наследственных прав.
2. Заполните пропуски в схеме.
3. В приведённом списке указаны черты сходства и различия прокуратуры и адвокатуры. Выберите и запишите в таблицу порядковые номера черт сходства и черт различия.
Прокуратура и адвокатура
1) обеспечение прав и свобод человека
2) отсутствие права применять властные полномочия к лицам, допустившим нарушение закона
3) представление интересов обвиняемого
4) деятельность на основании закона и в соответствии с ним
Ответ:
Черты сходства - 2, 4
Черты различия - 1, 3
4. Установите соответствие между примерами и элементами статуса гражданина РФ: к каждой позиции в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры
A) Уплата налогов
Б) Охрана природы
B) Охрана здоровья
Г) Выбор места жительства
Д) Обращение в государственные органы
Элементы статуса гражданина РФ
1) Права
2) Обязанности
Ответ:
А - 2
Б - 2
В - 1
Г - 1
Д - 1
5. Установите соответствие между полномочиями и органами государственной власти РФ, которые ими наделены: к каждому элементу в первом столбце подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Полномочия
A) Объявление амнистии
Б) Утверждение изменения границ между субъектами РФ
B) Назначение на должность Председателя Центрального банка
Г) Реализация внешней политики РФ
Д) Управление федеральной собственностью
Органы государственной власти РФ
1) Правительство РФ
2) Федеральное Собрание РФ
Ответ:
А - 2
Б - 2
В - 2
Г - 1
Д - 1
6. В §10-11 в подразделе «Права и свободы человека и гражданина РФ» приведена классификация прав и свобод человека в соответствии с основными сферами жизни общества. Проиллюстрируйте каждую из четырёх групп прав конкретным примером.
Политические права: в России в 2018 году проходили выборы президента РФ. Каждый гражданин, достигший 18 лет, имел право голосовать.
Социальные права: гражданин А. сломал ногу, когда упал на улице. Он имеет право на бесплатную медицинскую помощь, поэтому он обратился в травмпункт.
Экономические права: гражданин Б. хочет купить квартиру в Москве. Он имеет право на частную собственность.
Культурные права: гражданин К. исповедует буддизм. Он имеет право ходить в храм, свободно исповедовать свою религию.
Анализируем статистический материал
В 2006 г. в стране Л. начали проводить реформы правоохранительной системы. В 2006 и 2016 гг. учёные проводили опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Доверяете ли вы правоохранительным органам?»
Результаты опроса (в %) представлены в таблице.
Выберите из приведённых ниже выводов те, которые можно сделать на основе статистических данных, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В 2016 г. четверть опрошенных доверяли правоохранительным органам, так как они защищают права и законные интересы граждан.
2) Доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, потому что они защищают права и законные интересы граждан, к 2016 г. сократилась вдвое.
3) Доля тех, кто доверяет правоохранительным органам, так как там работают настоящие профессионалы, увеличилась в 2016 г. в сравнении с 2006 г.
4) Доля тех, кто не доверяет правоохранительным органам, к 2016 г. сократилась вдвое.
5) В 2016 г. доля тех, кто объясняет своё отношение к правоохранительным органам тем, что там работают настоящие профессионалы, меньше доли тех, кто видит причину доверия в том, что правоохранительные органы защищают права и законные интересы граждан.
Ответ: 134
Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) За годы реформ удалось повысить профессионализм сотрудников правоохранительных органов.
2) В стране Л. соблюдаются права и свободы человека.
3) Граждане страны Л. не имеют доступа к информации о деятельности правоохранительных органов.
4) В стране Л. формируется гражданское общество.
5) Доверие к правоохранительным органам со стороны населения возросло.
Ответ: 15
Сделайте общий вывод о характере изменений в отношении к правоохранительным органам. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите предположения о причинах подобного изменения.
Отношение к правоохранительным органам изменилось в положительную сторону за 10 лет. Люди стали больше доверять правоохранительным органам. Я думаю, это связано с реформами правоохранительных органов. Также это может быть связано с работой с населением (образ правоохранительных органов в СМИ, Интернете стал преподноситься с положительной стороны).
Составляем план текста
1. Девятиклассники получили задание составить развёрнутый план подраздела «Юридические гарантии и система защиты прав человека» §10-11 учебника. Нужно было выделить не менее трёх пунктов и два из них конкретизировать в подпунктах.
У одного из школьников получился такой план:
План
1. Государство гарантирует защиту прав и свобод человека в РФ.
2. Президент - гарант наших прав и свобод:
1) деятельность Совета по содействию развитию институтов гражданского общества;
2) Правительство РФ;
3) Уполномоченный по правам человека.
3. Судебная защита:
1) вид государственной защиты;
2) Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.
Оцените этот план. Составьте свой вариант плана.
Данный план не раскрывает тему.
1. В 2 главе Конституции закреплены основные юридические гарантии
a. защита прав через суд
b. получение квалифицированной юридической помощи
c. возмещение вреда государством
2. Президент РФ - главный гарант свобод
a. При Президенте создан Совет по со-
b. действию развитию институтов гражданского общества и правам человека.
c. одной из главных задач Правительства РФ также является осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан
3. Должность Уполномоченного по правам человека
2. Прочитайте §13 «Россия - федеративное государство» и составьте план. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
1. Правовой статус субъектов РФ
2. Принципы федеративного устройства России
3. Равноправие субъектов РФ
4. Разграничение полномочий между субъектами
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением