Контрольные вопросы и задания ГДЗ Ладыженская 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 1. Чем различаются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения?         Сложносочиненными предложениями называются такие, в которых два простых предложения...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ладыженская, Тростенцова 9 класс, Просвещение:
1. Чем различаются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения?
Сложносочиненными предложениями называются такие, в которых два простых предложения равноправны (нет главного и зависимого). Сложноподчиненными предложениями называются такие, в которых одно простое предложение главное, другое – зависимое (придаточное). От главного к придаточному можно задать вопрос.
2. Какие средства связи в сложноподчинённом предложении вы знаете? Что между ними общего и чем они различаются?
В сложноподчинённом предложении простые предложения связываются с помощью подчинительных союзов, союзных слов, указательных слов, а также интонации. Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения. Их функция – быть средством связи между частями СПП. Союзные слова – это относительные местоимения и наречия, т. е. самостоятельные части речи, использующиеся в функции подчинительных союзов. В отличие от союзов они не только связывают придаточную часть с главной, но и являются членами придаточного предложения.
3. Какова роль указательных слов в сложноподчинённом предложении?
В главном предложении в составе сложноподчинённого часто используются указательные слова, в качестве которых выступают местоимения или наречия. Эти слова указывают на то, что ситуация действительности отражена в главном предложении неполно и что за главным предложением следует придаточное.
4. Какое место по отношению к главному предложению в сложноподчинённом предложении могут занимать придаточные?
Придаточное предложение, как правило, может занимать любое по отношению к главному: стоять перед главным, после него или в середине главного.
5. Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчинённых предложениях в зависимости от их строения?
В сложноподчиненном предложении подчинительная связь между главной и зависимой частью выражается с помощью синтаксического вопроса, задаваемого к зависимому предложению, и подчинительного союза. Между частями сложноподчиненного предложения существуют определительные, изъяснительные, пространственно-временные, причинно-следственные, уступительные, сравнительные и другие отношения.
6. Расскажите о видах сложноподчинённых предложений, приведите примеры.
Различают следующие виды сложноподчиненных предложений: с придаточными определительными, с придаточные изъяснительными, с придаточными обстоятельственными.
Придаточное определительное предложение поясняет слово с предметным значением в составе главного предложения и отвечает на вопросы какой? каков? чей?: Мне сложно припомнить тот момент в жизни (какой?), когда мы с друзьями стали встречаться всё реже и реже.
Придаточная изъяснительная часть относится в главном предложении к словам со значением речи, мысли, чувства и отвечает на падежные вопросы: Маленькие дети уверены (в чём? - П. п.), что в Новый Год им под ёлку подарки приносит Дед Мороз.
Придаточные обстоятельственные делятся на:
– придаточные времени обозначают время, в которое происходит действие в главной части и отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?: Солнце выглянет (когда?), когда закончится дождь.
– придаточные места обозначают место события, происходящего в главной части, и отвечают на вопрос где? куда? откуда?: Кошка ложится спать там (где?), где теплее всего.
– придаточные причины содержат в себе объяснение, почему происходят те или иные действия в главной части и отвечают на вопросы отчего? почему? по какой причине?: Лес стоял тихий и молчаливый (почему?), потому что главные певцы улетели.
– придаточные следствия содержат в себе значение результата, который вытекают из содержания главной части и отвечают на вопрос что из этого следует?: К зиме по вечерам рано смеркается (что из этого следует?), так что вечерние прогулки придётся отменить.
?
– придаточные условия содержат в себе условие, при котором возможно совершение действий, о которых идёт речь в главной части и отвечают на вопрос при каком условии?: Ты должен посвятить отечеству свой век (при каком условии?), коль хочешь навсегда быть честный человек.
– придаточные цели содержат в себе цель того, о чём идёт речь в главном предложении и отвечает на вопросы зачем? для чего? с какой целью?: Туристы должны уметь пользоваться компасом затем (зачем?), чтобы из любой чащобы найти выход.
– придаточные уступки содержат в себе условия, несмотря на совершение которых события в главной части всё равно происходят и отвечают на вопросы вопреки чему? несмотря на что?: Несмотря на то что на улице хорошая погода, дети отказались от прогулки (несмотря на что?).
– придаточные сравнения содержат сравнение с главной частью и отвечают на вопросы как? насколько?: Жизнь теченье своё изменила (как?), как река изменяет русло.
– придаточные образа действия, меры и степени говорят об образе, способе действия, а также о мере и степени, о которых идёт речь в главном предложении и отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? до какой степени?: Он посмотрел на неё так (как?), как смотрят только влюблённые.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением