Ответы на вопросы на стр.11-12 Часть 1 ГДЗ Кубасова 4 класс (Литературное чтение)

Изображение • Определи вид календарной (обрядовой) песни.* * *Широкорожая Масленица,Мы тобою хвалимся,На горах катаемся,Блинами объедаемся1.Песня «Широкорожая Масленица»...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Кубасова 4 класс, Просвещение:
• Определи вид календарной (обрядовой) песни.
* * *
Широкорожая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся1.
Песня «Широкорожая Масленица» – относится к масленичным обрядовым песням. Она исполнялась на Масленицу.
1. Что делает выразительным поэтический образ Масленицы?
Поэтичным образ Масленицы в песне «Широкорожая Масленица» делает использование фольклорного эпитета «широкорожая».
Он не указывает на внешние особенности масленичного чучела, а, скорее всего, является видоизменением другого традиционного и повсеместно известного эпитета Масленицы – «широкая».
2. Чем объясняется выбор такого эпитета?
Выбор эпитета «широкорожая» в песне «Широкорожая Масленица» объясняется широким диаметром самого блина, который является любимым масленичным блюдом. По народным поверьям, круглые румяные блины символизируют образ солнца, тепла и жизни.
1. Какие виды народных песен названы в учебном пособии?
В учебном пособии названы такие виды народных песен:
• колыбельные (с её помощью убаюкивают малыша, укладывают его спать);
• лирические (раскрывают внутренний мир человека, его переживания);
• трудовые (помогают работать);
• солдатские (облегчают воинскую службу);
• обрядовые (исполняются во время обряда);
• исторические (рассказывают об историческом лице или событии);
• календарные песни: колядки, масленичные, троицкие (соотносятся с народным календарём, с явлениями природ и трудом крестьян в разные времена года, например, весной пели веснянки, закликая весну и прогоняя зиму).
Календарные песни являются частью обрядовых песен.
2. Выполни любую творческую работу:
• спой народную песню (можно не из учебного пособия);
• сочини свою музыку к любому тексту народной песни;
• сочини свою песню.
Исполнение народной песни «Во поле берёза стояла»:
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла,
Люли, люли, стояла.
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли, заломати,
Люли, люли, заломати.
Я ж пойду погуляю,
Белую березу заломаю,
Люли, люли, заломаю,
Люли, люли, заломаю.
Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю из них я три гудочка,
Люли, люли, три гудочка,
Люли, люли, три гудочка.
Четвертую балалайку,
Четвертую балалайку,
Люли, люли, балалайку,
Люли, люли, балалайку.
Пойду на новые на сени,
Стану в балалаечку играти,
Люли, люли, играти,
Люли, люли, играти.
3. Вместе с одноклассниками «оживите» народные обряды. Подготовьте и проведите фольклорный праздник с песнями, хороводами. Фантазируйте, играйте, творите.
ОСЕНИНЫ
Сценарий фольклорного праздника
Сцена/зал оформлен в стиле русской избы:
• стол с самоваром, лавки, каравай;
• сноп пшеницы/ржи;
• стол с заготовками для засолки капусты (капуста, морковь, терка, нож, доски разделочные, миски);
• атрибуты для ярмарки.
Все участник праздника одеты в русские народные одежды.
Хозяйка: Здравствуйте, гости наши званые, гости наши желанные!
Хозяин: Здравствуйте, здравствуйте! Доброму гостю хозяин рад!
Хозяйка: А пригласили мы вас сегодня, гостюшки дорогие, на осенние посиделки.
Осенины – праздник урожая, когда люд честной благодарит землю-матушку за ее дары.
Хозяин: От осени к лету – повороту нету! В эту пору прощались с привольным летом и солнечным теплом, встречали осень.
Осень: Ну, вот и настала моя пора, узнали меня, детвора? Пришла я вас позабавить да урожаем порадовать!
Хозяйка: Ну, здравствуй, Осень!
Хозяин: Все лето мы трудились, урожай растили.
Осень: А теперь собирайте, не ленитесь, а после - пойте, веселитесь!
(Хороводная игра «Мак-маковистый».
Дети водят хоровод, поют песню, показывают действие.)
Мак-маковистый,
Тонкий волокнистый
Как сеют мак,
Как сеют мак?
Припев:
А вот этак и вот так
А вот этак и вот так
Так сеют мак,
Так сеют мак.
Мак-маковистый,
Тонкий волокнистый
Как полют мак,
Как полют мак?
Припев:
А вот этак и вот так
А вот этак и вот так
Так полют мак,
Так полют мак.
Мак-маковистый,
Тонкий волокнистый
Как растёт мак,
Как растёт мак?
Припев:
А вот этак и вот так
А вот этак и вот так
Так растёт мак,
Так растёт мак.
Мак-маковистый,
Тонкий волокнистый
Как цветёт мак,
Как цветёт мак?
Припев:
А вот этак и вот так
А вот этак и вот так
Так цветёт мак,
Так цветёт мак.
Мак-маковистый,
Тонкий волокнистый
Как рвут мак,
Как рвут мак?
Припев:
А вот этак и вот так
А вот этак и вот так
Так рвут мак,
Так рвут мак.
Мак-маковистый,
Тонкий волокнистый
Как едят мак,
Как едят мак?
Припев:
А вот этак и вот так
А вот этак и вот так
Так едят мак,
Так едят мак.
Мак-маковистый,
Тонкий волокнистый.
А где же мак?
Дети съели мак!
Осень: Что посеешь, то смолотишь, что смолотишь, то в амбар положишь.
Хозяйка: Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,
Что дают нам колоски.
Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека. (Лаврова Т.)
Хозяин: Хлеб – самый главный кормилец русского человека. Хлеб – всегда почитали на Руси. Первый сноп хлеба украшали лентами и цветами, несли в дом с песнями и ставили в красный угол.
(2-3 девочки исполняют действие, пока хозяин говорит).
Хозяйка: Ну вот, пораскрывали двери, мух-комаров напустили!
(Хозяйка гоняет платком мух по избе)
Осень: Ну, знать-то, пришло время нашему потешному обычаю: давайте устроим похороны мух, комаров и прочих насекомых!
Хозяин: А знаете ли вы, что, убьешь муху до Семёна-дня – народится семь мух; убьешь после Семёна-дня – умрет семь мух.
(Исполняется песенка «Сел комарик на дубочек»)
Сел комарик на дубочек,
На зелёненький листочек,
Ой, люли, люли, люли,
На зелёненький листочек.
Он сидит и напевает,
Чёрных мушек забавляет,
Ой, люли, люли, люли,
Чёрных мушек забавляет.
Буря с неба налетела,
Грозным громом загремела,
Ой, люли, люли, люли,
Грозным громом загремела.
Тут две мушки подлетали,
Комара под ручки брали,
Ой, люли, люли, люли,
Комара под ручки брали.
Комара под ручки брали,
В дом вели, в постельку клали,
Ой, люли, люли, люли,
В дом вели, в постельку клали.
(Выгоняют мух, рушниками)
3 девочки исполняют действие со словами:
1-я: Муха по мухе, летите мух хоронить.
2-я: Мухи, вы, мухи, комаровы подруги, пора умирать.
3-я: Муха муху ешь, а последняя себя съешь.
Хозяйка: Ну вот и хорошо! А то от комара и в две руки не отмашешься!
Хозяин: Вот уже и дни становятся короче, на улице холодно. Наступает пора осенних вечерок-капустниц.
Осень: На Руси капусту очень любили, на зиму запасали не килограммами, а бочками. Такие припасы трудно было сделать в одиночку. Поэтому капусту солили сообща, всей деревней, переходя из одного дома в другой.
Соседки (4 девочки)
1-я: Здравствуй хозяюшка! Пришли мы тебе помочь!
2-я: Капустку порубить да посолить!
3-я: Ты глянь, капуста-то на славу уродилась!
4-я: Будем ее резать, солить, мять, да в бочку толкать!
Хозяйка: Проходите-проходите, кумушки-голубушки! Уж я без вашей помощи никак!
(Начинают все вместе резать заранее приготовленную капусту, тереть морковь, и складывать в деревянные ведра.
Тем временем группа ребят исполняет частушки про капусту)
1) Выходи скорей, подружка,
Мы на публике блеснём
И задорные частушки
Про капусту пропоём!
2) У капусты много шубок
Прячется от холода.
С ней не будет дома пусто,
И не будет голодно.
3) В огороде на гряде?
Выращу капустку,
Засолю её к зиме
Деду на закуску.
4) Нарастёт капуста мне
Белая, кочанная.
Для салатов на столе
Самая желанная.
5) Кочаны капусты зреют
Круглые на грядке.
Будет осень холоднее –
Засолю их в кадке.
6) Было мне чего-то грустно,
Я наквасила капусты.
Пока резала взбодрилась,
От капусты исцелилась!
7) Можем мы капусту квасить,
От безделья не грустим.
Приходите все к нам в гости,
Мы капустой угостим!
8) Улыбнулись? – Хорошо!
Чаще улыбайтесь…
Кто захочет вдруг капусты,
Ко мне обращайтесь!
Хозяин: Вот молодцы-работники, справились, управились и повеселили и капустки на зиму засолили!
Хозяйка: Спасибо, вам, кумушки-голубушки, за помощь вашу!
Осень: Ну а как собрали весь урожай, да впрок наготовили, начиналось время ярмарок.
Хозяин: ярмарка – это праздник, бойкая торговля, балаганы, карусели, музыка. И шел народ на ярмарку за весельем, на других посмотреть, да себя показать!
(Выходят зазывалы)
1-й: Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
2-й: Торопись честной народ
Тебя ярмарка зовет!
1-й: На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
2-й: Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
1-й: К нам сюда скорее просим,
Подходи, честной народ.
2-й: Веселиться начинайте.
Всех нас ярмарка зовет!
1-й: Подходите, граждане,
Угодим каждому!
(Выходят продавцы с товаром)
1-й: Люди! Подходите!
Платки поглядите.
Один красный,
Другой синий,
А уж третий-то хорош,
Покупай-ка на свой грош!
2-й: Продаю пирожки-булыжники!
Нет на земле пирожков полезней:
Излечивают зубы от любых болезней!
Куснешь разок такой пирожище –
Не то что болезней – зубов не сыщешь!
3-й: Сейчас начнется торговля бойкая:
Продаются тетради с двойками, с тройками,
С записью классного руководителя,
С вызовом в школу ваших родителей.
Кто купит – тот сможет, уже сидя дома,
Отметки иметь по предмету любому!
4-й: Набегайте, друзья-сударики!
Продаются лопнувшие воздушные шарики!
Купив, не раскаетесь – это точно –
Гарантируется абсолютная прочность!
Хоть иголкой коли, хоть жги огнем,
Они не лопнут уже нипочем!
Осень: А как отгуляли ярмарки, так зима уже недалече. Вот и настало время нам с вами прощаться!
Хозяйка: То-то я гляжу, за солнышком дождик собирается, зябко становится, знать-то пора нам, гостюшки дорогие, по домам расходиться!
Хозяин: До следующего года! До следующей осени! До следующих осенин!
4. Объясни, как ты понимаешь следующие пословицы.
ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ.
ГДЕ ПЕСНЯ ЛЬЁТСЯ, ТАМ ЛЕГЧЕ ЖИВЁТСЯ.
С ПЕСНЕЙ И ТРУД СПОРИТСЯ.
КТО ПОЁТ, ТОГО БЕДА НЕ БЕРЁТ.
Из песни слова не выкинешь. – Из чего-либо цельного нельзя убрать какую-то часть или изменить это, не испортив. Также так говорят, когда не удаётся исправить то, что уже сделано, или когда приходится говорить всю правду, обычно неприятную.
Где песня льётся, там легче живётся. – Это значит, что песня может поддержать, порадовать и утешить
С песней и труд спорится. – Смысл в том, что с песней и жить веселее и трудиться приятнее.
Кто поёт, того беда не берёт. – Смысл в том, что когда поёшь песни, настроение становится лучше, на душе легче.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением