Ответы на вопросы на стр.128-130 Часть 1 ГДЗ Кубасова 4 класс (Литературное чтение)

Изображение 1. Поделись своими впечатлениями от этой сказки.Мне понравилась «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. Она показывает, что добро всегда побеждает...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Кубасова 4 класс, Просвещение:
1. Поделись своими впечатлениями от этой сказки.
Мне понравилась «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. Она показывает, что добро всегда побеждает зло, что нужно быть добрым, помогать в беде другим.
2. Понравилась ли тебе царевна? Чем объясняется то, что стихотворные строки о ней начинаются со слова "но"? ("Но царевна молодая...") Кому противопоставляет ее автор?
Да, мне понравилась царевна. Она была доброй, искренней, честной. Так, она не стала обманывать богатырей и сказала им, что у неё есть человек, которого она любит.
Стихотворные строки о царевне начинаются со слова «но…», потому что автор противопоставляет её царице, гордой, своенравной, считающей себя самой красивой на всём белом свете.
3. Какой ты себе представляешь молодую царевну? (Словесное рисование.)
Найди и выразительно прочитай ту часть сказки, где впервые упоминается о ней.
Я представляю молодую царевну тихой, скромной, красивой, доброй, трудолюбивой. Она отличалась кротким нравом, ни в ком не видела зла. Все ее любили за отзывчивость и нежность. Она была среднего роста, гибкая, как тростиночка. Длинная русая коса, высокий чистый лоб, чёрные брови, большие голубе глаза, нежный румянец во всю щёку. Походка у неё лёгкая. И вся она словно излучает мягкий добрый свет.
Пушкин описывает её так:
…царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
4. Какой ты себе представляешь царицу?
(Словесное рисование.)
Найди и выразительно прочитай ту часть сказки, где рассказано о внешности и характере царицы, а также передан ее разговор с зеркальцем.
Царица была настоящей красавицей: высокая, стройная, белолицая. Она умная, но у неё отвратительный характер. Она считает себя лучше всех на свете и хочет, чтобы все ею восхищались. Свое право быть первой красавицей в свете царица готова отстаивать любой ценой, даже ценой жизни другого человека. Она жестокая, завистливая, эгоистичная, своенравная, ревнивая.
Пушкин так описывает царицу:
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданное дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
5. Как выражено отношение автора к царевне? А к царице?
Отношение автора к царице в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина выражено через описание её характера: «горда, ломлива, своенравна и ревнива». За её стройностью и красотой стоят гордыня и ревность – качества далеко не приятные, по которым читатель сразу определяет героиню как отрицательного персонажа.
Отношение автора к царевне выражено через описание её характера: «Но царевна молодая, / Тихомолком расцветая, / Между тем росла, росла, / Поднялась – и расцвела, / Белолица, черноброва, / Нраву кроткого такого». Девушку украшает не только природная миловидность, но и кротость, что позволяет воспринимать её как положительного персонажа, которому на протяжении всей сказки можно сопереживать. Авторское расположение к главной героине, любовь и восхищение её нравственным совершенством переданы в определениях: «моя душа», «милая девица», «красавица – душа» и пр.
6. Сравни царицу и царевну: их внешность, привычные занятия, манеру говорить, отношение к людям, поступки, черты характера.
Сходство царевны и царицы в том, что обе были красивыми: царица «Высока, стройна, бела», царевна «Поднялась – и расцвела, || Белолица, черноброва».
Но характеры у них были совершенно разные. Царица обожала балы, постоянно советовалась с зеркальцем: «Перемолвилася с ним». Царица умеет только приказывать. Царевна, напротив, скромная, разговаривает уважительно, ласкова: «И царевна к ним сошла, / Честь хозяям отдала, / В пояс низко поклонилась; / Закрасневшись, извинилась, / Что-де в гости к ним зашла, / Хоть звана и не была».
Царица способна совершить преступление. Она притворилась монахиней, чтобы дать царевне отравленное яблоко: «Кушай яблочко». Царевна же совершала только добре поступки. Увидев под окнами старушку, она выходит, выносит ей хлебушка: «Бабушка, постой немножко, /–Ей кричит она в окошко, / – Пригрожу сама я псу / И кой-что тебе снесу».
7. Сравни главных персонажей этой сказки. Для этого выбери три качества, которые считаешь основными, и устно или письменно (не в учебном пособии) заполни таблицу «Сравнение царицы и молодой царевны».
8. Подготовь письменный рассказ о любом из персонажей. Используй образные слова и выражения из этой сказки.
Можешь пользоваться текстом и примерным планом.
1. Внешность.
2. Чем обычно занимается.
3. Какова манера говорить.
4. Как относится к людям, какие поступки совершает.
5. Какие черты характера проявляются в поступках.
6. Как к ней (к нему) относятся окружающие.
7. Твоё отношение к персонажу.
Королевич Елисей
Королевич Елисей в «Сказке о Мертвой Царевне и семи богатырях» – это жених царевны.
Королевич Елисей был смелым и добрым, сильным и мужественным, а главное – преданным человеком. Он сильно переживал, когда исчезла его невеста. Ради любви к царевне был готов преодолеть любые трудности и преграды. Королевич Елисей долго искал царевну. Он обращался за помощью даже к солнцу, месяцу и ветру. С большим уважением он просит силы природы подсказать, не видали ли они его невесту. Он был настойчивым и не терял надежды.
Когда узнал, что царевна умерла, был в отчаянии. Однако его любовь помогла вернуть к жизни невесту: он смог разбить хрустальный гроб, и царевна чудесным образом ожила.
В конце сказки королевич Елисей и царевна поженились.
Мне очень понравился королевич Елисей. Его любовь, верность и настойчивость помогли победить зло.
9. игра
радиотеатр
Прочитайте вместе с одноклассниками по ролям разговор королевича Елисея с солнцем, месяцем и ветром.
Игра «Радиотеатр».
Чтобы подготовиться к выразительному чтению по ролям разговора королевича Елисея с солнцем, месяцем и ветром, внимательно перечитайте разговор героев, чтобы хорошо понять текст. В процессе чтения обратите внимание на слова-сноски и трудные для понимания слова.
Подумайте, каким голосом и с какой интонацией прочитать слова королевича Елисея и как – слова солнца, месяца и ветра.
Репетируйте, выразительно читая слова персонажей.
Постарайтесь голосом, интонацией передать авторские чувства и своё отношение к героям и к содержанию произведений.
Не забывайте делать паузы.
10. Что оказалось сильнее смерти и оживило царевну?
Любовь и преданность королевича Елисея оказались сильнее смерти.
Когда он нашёл царевну в хрустальном гробу, то, ударив по нему, разбил его, и царевна ожила.
11. Чем это произведение напоминает русские народные сказки? Чем от них отличается?
Главное отличие сказки Пушкина от народной сказки заключается в том, что она написана стихами и имеет рифму и ритм.
Сходство ее с народной сказкой можно увидеть в следующем:
• в сказке есть зачин и концовка;
• использование волшебных чисел 3 и 7 (три раза Елисей задает свой вопрос, семь богатырей);
• обращение к силам природы (к солнцу, месяцу и ветру);
• мачеха, как носитель зла, а не ведьма или колдунья;
• использование ритмичных повторов (путь-дорога, царь-отец, красавица-девица);
• использование постоянных эпитетов (черной зависти полна, стол дубовый, в светлой горнице).
12. Совпадает ли женский идеал, воплощённый в фольклорных сказках, с образом молодой царевны из сказки А. С. Пушкина? Обоснуй своё мнение.
Да, женский идеал, воплощённый в фольклорных сказках, совпадает с образом царевны из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.
В образе главной героини поэт воплотил народный идеал, в котором гармонично объединились внешняя и духовная красота. Царевне присущи такие качества, как доброта, скромность, порядочность, трудолюбие.
13. Найди в тексте выразительные языковые средства: существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, эпитеты, сказочные повторы.
Выразительные языковые средства в тексте сказки:
• существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: братец, старушка, сестрица, уголок, пирожок, солнышко, дружок, рожок, яблочко, губкам, потихоньку, кусочек;
• эпитеты: высока, стройна, бела, белолица, черноброва; дружною толпою; чёрной зависти; красно солнце; ясный месяц, круглолицый, светлоокий; сине море; ветер буйный; за речкой тихоструйной; во тьме печальной;
• сказочные повторы: многократное обращение злой царицы к волшебному зеркальцу, например: «Свет мой, зеркальце! скажи: Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»; обращение королевича Елисея к природным явлениям: к солнцу, месяцу и ветру, например: «Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей»; два раза повторяется попытка царицы погубить царевну.
Уменьшительно-ласкательные суффиксы помогают передать ласковое отношение автора к героям и событиям сказки.
Эпитеты выделяют признаки предметов, создают образ; передают авторское отношение к героям, авторские чувства, эмоции, относящиеся к героям.
14. Подготовься к выразительному чтению наизусть наиболее понравившегося тебе фрагмента сказки.
При подготовке к выразительному чтению наизусть понравившегося фрагмента сказки прочитайте его про себя, чтобы понять текст и определить, какие средства выразительности использованы автором.
Постарайтесь голосом, интонацией передать авторские чувства и своё отношение к содержанию произведения. Не забывайте делать паузы.
15. Найди в конце учебного пособия, в книгах, в Интернете иллюстрации к этой сказке. Подумай о том, какие из них лучше передают характер произведения. Поясни своё мнение.
Сказку А.С. Пушкина иллюстрировали разные художники. Широко известны иллюстрации Т.А. Мавриной, Е.И. Пашков, Г. Буреев, А. Куркин, К. Бокарев и другие. Мне понравились иллюстрации Александра Михайловича Куркина. Они передают характер произведения, отражают характеры героев, помогают понять авторское отношение к героям и содержанию сказки.
16. Ищи и читай сказки А. С. Пушкина. Подготовься к викторине по теме «Сказки А. С. Пушкина».
Викторина
по сказкам А.С. Пушкина
1. Где царица села ждать царя?
а) У печи
б) У ворот
в) У окна
2. Как звали царевича, который нашёл царевну?
а) Елисей
б) Енисей
в) Есений
3. Какой предмет сказал царице-мачехе, что она не самая красивая?
а) Копытце
б) Солнце
в) Зеркальце
4. Кому царица доверила убить свою падчерицу?
а) Служанке Чернавке
б) Пастуху Егорке
в) Кузнецу Кузьме
5. В кого переоделась царица, чтобы убить падчерицу?
а) В старуху
б) В волка
в) В отца царевны
6. От чего умерла царица?
а) От стрелы, пущенной Елисеем
б) От утопления в море
в) От злобы и зависти
7. Что царица дала свой падчерице, чтобы убить её?
а) Заговорённое зелье
б) Проклятый свиток
в) Отравленное яблоко
8. Кто лежал рядом с мёртвой царевной?
а) Пёс
б) Кошка
в) Птица
9. В какой гроб богатыри положили царевну?
а) Золотой гроб
б) Серебряный гроб
в) Хрустальный гроб
10. Кто дал Елисею подсказку о том, где искать царевну?
а) Солнце
б) Месяц
в) Ветер
11. Сколько богатырей выходило на берег из моря?
а) Тридцать три
б) Семеро
в) Двое
12. Кого убил князь Гвидон?
а) Лебедя
б) Медведя
в) Коршуна
13. В кого не превращался князь Гвидон?
а) В комара
б) В шмеля
в) В сокола
14. Где поп повстречал своего будущего работника Балду?
а) В лесу
б) В церкви
в) На базаре
15. Какой способ оплаты предложил Балда попу?
а) Три рубля
б) Три щелчка по лбу
в) Три мешка муки
16. Почему поп согласился на оплату, предложенную Балдой?
а) Подумал, что недорого
б) Понадеялся на русский авось
в) Подумал, что это весело
17. Что предложила сделать попадья, чтобы не расплачиваться с Балдой, согласно договоренности?
а) Прогнать Балду
б) Дать Балде невыполнимую работу
в) Договориться о новых условиях оплаты
18. Что должны были платить попу черти до самой смерти?
а) Барщину
б) Дань
в) Оброк
19. Каких животных привлекал Балда, чтобы перехитрить чертей?
а) Лошадь и зайцев
б) Свинью и кошек
в) Корову и мышек
20. Что произошло с попом после третьего щелчка?
а) Подпрыгнул до потолка
б) Вышибло ум у старика
в) Лишился языка
17. Найди сведения о жизни поэта. (Используй для этого познавательную и справочную литературу, Интернет.)
Александр Сергеевич Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 года в дворянской семье в Москве. Он рос очень умным и любознательным ребёнком. До 12 лет учился дома, особые успехи проявлял в изучении французского языка. Большое влияние на своего воспитанника оказала няня Арина Родионовна. Она рассказывала ему народные сказки. Ему очень нравилось слушать их. Позже Пушкин многое взял из них для своих произведений.
В 1811 году Александр Пушкин поступил в Царскосельский лицей под Санкт-Петербургом. Там он увлёкся литературой, написал первые стихи, познакомился и подружился с такими знаменитыми в будущем людьми как Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг и многими другими. В 1814 году было опубликовано первое стихотворение тогда еще пятнадцатилетнего Пушкина «К другу стихотворцу».
После окончания лицея (в 1817 году) поэт остался жить в Санкт-Петербурге и поступил на государственную службу. Здесь он вёл активную светскую жизнь и писал стихи.
Через 3 года Пушкина отправили в ссылку: сначала на юг, а потом в село Михайловское. Только спустя 6 лет (в 1826 году) он вернулся из ссылки.
Через несколько лет он встретил Наталью Гончарову. Они поженились, и у них родилось четверо детей.
Пушкин много путешествовал по России. Он был в Крыму, на Кавказе и на Урале.
Поэт скончался 10 февраля 1837 года после ранения на дуэли с французом Дантесом.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением