Ответы на вопросы на стр.157-159 Часть 1 ГДЗ Кубасова 4 класс (Литературное чтение)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Кубасова 4 класс, Просвещение:
1. Чем тебе понравилась эта сказка?
Сказка Линдгрен мне понравилась тем, что маленький Бертиль, который днём всегда оставался один, нашёл себе друга. Бертиль оказался добрым и заботливым мальчиком и всячески помогал своему новому другу, Крошке Нильсу.
2. Как ты думаешь, семья Бертиля живёт богато, средне или бедно? Почему ты так считаешь?
Я думаю, что семья Бертиля живёт бедно. У них есть еда. Узнав, что Нильс голоден, Бертиль принёс ему хлеб с маслом, котлетку и две изюминки. Есть кукольный домик, который стоит в комнате покойной сестры. Но родителям приходится целыми днями работать, они не могут позволить нанять няню, в доме мало книжек, а печку топят только утром и мало, к обеду всё тепло уже уходит.
3. Кто в начале этой истории вызывает сочувствие? Поясни своё мнение.
В начале сказки сочувствие вызывает главный герой, мальчик Бертиль. Ему нечем заняться, на улице холодно – не погулять, пообщаться не с кем, дома неуютно.
4. Что ты можешь сказать о Бертиле?
Бертилю шесть лет. Он ещё не умеет читать, поэтому только рассматривает картинки. Бертиль – добрый, заботливый, ответственный мальчик. Он помогает своему новому другу обустроить его маленькую комнатку, приносит дров для печки, приносит еду.
5. Почему Бертилю приходилось целыми днями сидеть дома одному? Какие чувства он при этом испытывал?
Бертилю приходилось целыми днями сидеть дома одному, потому что родители каждый день ходили на фабрику работать. Мальчику было ужасно скучно. Он ходил по квартире. На улицу выйти было нельзя – было холодно. Поговорить ему было не с кем. его сестра внезапно заболела и умерла. И ему приходилось в одиночестве коротать время.
6. Каким ты представляешь Крошку Нильса Карлсона? Опиши его словами.
Крошку Нильса я представляю маленьким, не больше мизинца, весёлым и неунывающим. У него светлые волосы, серые лучистые глаза, на щеках появлялись ямочки, когда он улыбался. Голосок чистый и звонкий. Одет он в тонкую синюю рубашку с длинным рукавом и серые штаны.
Нильс сумел развеселить Бертиля, скрасить его одиночество.
7. Что спасло Бертиля от одиночества?
От одиночества Бертиля спасло появление нового друга – крошечного мальчика Нильса Карлсона.
Нильс научил Бертиля волшебным словам, которые превращали обычного мальчика в такого же крошечного, как он сам. Теперь Бертилю было совсем не скучно сидеть дома без родителей, потому что у него появился хороший друг, с которым можно было придумать множество приключений.
Чтобы проявить заботу о Нильсе, Бертиль, например, помог ему растопить печь, натаскав в норку спичек, подарил кукольную мебель умершей сестрёнки, организовал купание, кормил его хлебом, котлеткой и сыром.
8. Как ты думаешь, почему Крошка Нильс Карлсон и Бертиль так быстро нашли общий язык?
Мальчики быстро нашли общий язык, потому что были примерно одного возраста, были похожи по одиночеству. Им не хватало общения и теплоты близких.
Нильс, едва познакомившись с Бертилем, приглашает его в гости, потому что видит в нём родственную душу: ему также холодно, скучно и одиноко.
9. Как отнёсся Бертиль к Нильсу? (Ссылайся на текст.)
Увидев под кроватью «что-то маленькое и чудное», похожее «на обыкновенного мальчика» «не больше мизинца», который поздоровался с: «Привет!», Бертиль сначала смутился, а потом начал расспрашивать незнакомца: кто он, что он здесь делает. И очень удивился, узнав, что малыш уже «несколько дней» живёт в крысиной норке под кроватью. Оказалось, что малыш целыми днями ничего не делает, скучает и замерзает в своей норке.
Когда Нильс пригласил Бертиля к себе в гости, научил его волшебным словам, чтобы становиться маленьким, а потом опять большим, Бертиль понял, что «с ним приключилось что-то увлекательное и диковинное». «Он просто сгорал от любопытства». Он узнал много любопытного
Когда Бертиль спустился в норку, которую Нильс недорого снимал у крысы, то увидел пустую холодную комнатку. Совсем не было мебели. Совсем нечем было топить печь. Мальчику стало очень жаль крошку Нильса. И поэтому он побежал домой, наломал спичек и принёс в качестве дров Нильсу. Также принёс еды, кукольную мебель. Он проявил заботу о маленьком друге.
10. Какой стала комнатка Крошки Нильса благодаря стараниям Бертиля? (Опиши словами или нарисуй.)
После того, как Бертиль заботился о Нильсе, комнатка Нильса преобразилась. В ней стало тепло, чисто и уютно.
Бертиль принёс Нильсу дрова (ими служили спички), еду, мебель, помог сделать уборку. Например, он поставил в углу шкаф, посреди комнаты – стол с креслицами, а возле печки – две скамеечки. Также Бертиль расстелил на полу полосатый коврик из лоскутков, который взял в кукольном шкафу своей сестры Мэрты.
Нильс был рад всем появившимся вещам и подумал, что в его комнатке теперь можно хорошо устроиться.
11. Дополни план этого произведения подпунктами, и у тебя получится подробный план, который называют сложным планом. Можешь пользоваться текстом.
1. Бертилю одиноко.
2. Знакомство с Крошкой Нильсом Карлсоном.
3. В гостях у Нильса.
4. Бертиль заботится о друге.
а)
б)
В)
5. Второй день знакомства.
а)
б)
в)
6. Заманчивое предложение.
7. Приятный семейный обед.
План
1) Бертилю одиноко.
2) Знакомство с Крошкой Нильсом Карлсоном.
3) В гостях у Нильса.
4) Бертиль заботится о друге:
а) дрова;
б) еда;
в) кровать.
5) Второй день знакомства.
а) мытьё полов;
б) мебель;
в) ванна.
6) Заманчивое предложение.
7) Приятный семейный обед.
12. Составь диафильм на основе плана, опираясь на памятку.
1. Определи характер будущего диафильма (юмористический, серьёзный, грустный, весёлый и т. д.1).
2. Найди в первой части текста самые важные предложения для титров (подписей).
3. Представь картинку первого кадра и устно «нарисуй» её.
4. Изобрази кадр карандашами или фломастерами (выполняется по желанию).
5. На основании найденных в тексте предложений (пункт 2) составь титры к кадру
(устно или письменно).
6. Проверь соответствие рисунка и титров.
7. Проделай работу, указанную в пунктах 2-6, с каждой частью текста.
Диафильм
1) Бертиль смотрел в окно. Начинало смеркаться, на улице было холодно, туманно и неуютно.
Бертиль ждал папу и маму.
Было ужасно скучно расхаживать целые дни по квартире одному, когда не с кем словом пере-молвиться.
Ох, как медленно тяну-лось время!
Было так ужасно грустно, что он решил лечь в кровать и немножко по-думать о том, как все на свете грустно.
2) И как раз в этот миг он услыхал… Он услыхал мелкие, семенящие шажки под кроватью. «Неужто у нас водятся привидения?» подумал Бертиль и свесился через край кровати, чтобы посмотреть.
И тут он увидел, что под кроватью кто-то стоит… да… Этот «кто-то» был точь-в-точь обыкновенный маленький мальчик. Только мальчик этот был совсем малыш не больше мизинца.
3) «Меня зовут Крошка Нильс Карлсон, – ответил малыш. –Я живу здесь. Ну, конечно, не прямо под твоей кроватью, а этажом ниже. Войти ко мне можно вон в том углу!»
«Хочешь спуститься ко мне вниз на минутку?» – предложил малыш.
Ниссе отворил дверь и повернул другой выключатель. Бертиль вошел в комнату.
«Здесь не очень-то уютно», – извинился Ниссе.
Бертиль огляделся. Комнатка была маленькая, холодная, с одним окошком и кафельной печью, выкрашенной в голубой цвет.
4) И тут Бертилю пришла в голову удачная мысль. Уж дрова-то я могу для тебя раздобыть!
«Ниссе, помоги мне перенести вниз дрова!»
Ниссе прибежал впри-прыжку, и они с трудом, помогая друг другу, стащили дрова вниз по лестнице и сложили их в комнате у печки.
Ниссе прямо-таки пры-гал от радости.
5) Они отнесли все припасы вниз. Глаза Ниссе горели, словно звездочки. Бертиль почувствовал, что он тоже голоден.
«Начнем с котлетки!» –предложил он.
Котлетка была не меньше головы Ниссе. Они начали есть ее с двух сторон, чтобы посмотреть, кто быс-трее дойдет до сере-дины. Первым был Ниссе.
Потом они принялись за хлеб с сыром.
6) «…в такой рубашке тепло, –возразил ему Ниссе и погладил рукой кукольную ночную рубашку. –Я никогда еще не спал в настоящей кровати, – сказал он, – так и хочется сразу же пойти и лечь».
Ниссе быстро стащил с себя свою одежку, напялил кукольную ночную рубашку, прыгнул в постель, укутался простынкой и натянул на себя фланелевое одеяльце.
7) И они начали мыть пол. Бертиль мыл, а Ниссе вытирал пол тряпкой. Вода в чашечке совсем почернела. Зато пол вскоре стал почти чистым.
8) Сначала они расстелили коврик. Он закрыл почти весь пол.
«Ой, до чего уютно!» – воскликнул Ниссе.
Но стало еще уютней, когда шкаф занял свое место в углу, стол с креслицами поставили посреди комнаты, а обе скамеечки возле печки.
«Подумать только, как хорошо можно устроиться!» – вздохнул Ниссе.
Бертиль тоже подумал, что здесь хорошо, даже гораздо лучше, чем наверху, в его, собственной квартире.
Они уселись в креслица и стали беседовать.
9) «Да не мешает и себя привести немного в порядок, – сказал Ниссе. – А то я такой ужасно грязный». … Бертиль и Ниссе быстро сбросили одежку, залезли в лоханку. Вот здорово!
«Потри мне спину», –попросил Ниссе.
Бертиль сделал это с удовольствием. Потом Ниссе потер спину Бертилю, а потом они начали плескаться водой и пролили воду на пол.
10) «Вот было бы здорово, если бы ты поднялся со мной наверх, – размечтался Бертиль. – Ты бы мог спрятаться у меня под рубашкой, и мама с папой тебя бы не заметили».
Это предложение показалось Ниссе необыкновенно заманчивым…
…Вся семья сидела за столом и обедала.
…Бертиль почувствовал, как под рубашкой у него что-то зашевелилось. Что-то теплое, очень-очень теплое…
И, сунув указательный палец под рубашку, он осторожно погладил Крошку Нильса Карлсона.
13. Расскажи о том, как познакомились Бертиль и Нильс, от лица одного из них (на выбор).
Как я познакомился с Нильсом
(рассказ от лица Бертиля)
Я смотрел в окно. Начинало смеркаться, на улице было холодно, туманно и неуютно
Я нетерпеливо ждал папу и маму. Они уже должны были показаться около уличного фонаря. Обычно мама приходила немного раньше папы, как только заканчивалась работа на фабрике.
Папа и мама каждый день ходили на фабрику, а я целый день сидел дома один. Мама оставляла мне еду, а когда мама возвращалась, мы садились обедать.
Было ужасно скучно расхаживать целые дни по квартире одному, когда не с кем словом перемолвиться. И во двор поиграть не выйдешь. Осень. Погода стояла скверная и на улице никого из ребят не было видно.
Ох, как медленно тянулось время!
В комнате было холодно. Папа топил печь по утрам, но к обеду почти все тепло уходило. Было так ужасно грустно, что я решил лечь в кровать и немножко подумать о том, как все на свете грустно.
А ведь раньше у меня была сестра, и звали ее Мэрта. Но однажды Мэрта вернулась из школы больной. Она проболела целую неделю, а потом умерла. И когда я подумал о том, что теперь совсем один, слезы покатились у меня по щекам.
И как раз в этот миг я услыхал…
Услыхал мелкие, семенящие шажки под кроватью. «Неужто у нас водятся привидения?» – подумал я и свесился через край кровати, чтобы посмотреть.
И тут я увидел, что под кроватью кто-то стоит… да… Этот «кто-то» был точь-в-точь обыкновенный маленький мальчик. Только мальчик этот был совсем малыш не больше мизинца.
– Привет! – сказал малыш.
–Привет! – ответил я.
–Ты кто такой? –спросил я. –И что ты делаешь под моей кроватью?
–Меня зовут Крошка Нильс Карлсон, – ответил малыш. –Я живу здесь. Ну, конечно, не прямо под твоей кроватью, а этажом ниже. Войти ко мне можно вон в том углу! –
И он указал на крысиную норку под моей кроватью.
–И давно ты здесь живешь? – удивился я.
–Нет, всего лишь несколько дней, – ответил малыш,
Вот так мы познакомились с Нильсом, а потом стали друзьями.
Популярные решебники 4 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением