Ответы на вопросы на стр.55-57 Часть 1 ГДЗ Кубасова 4 класс (Литературное чтение)

Изображение ОБОБЩЕНИЕ1. Какие человеческие качества ценятся в русских народных сказках? Приведи примеры из любых сказок. (Прочитай, расскажи.)В русских народных сказках...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Кубасова 4 класс, Просвещение:
ОБОБЩЕНИЕ
1. Какие человеческие качества ценятся в русских народных сказках? Приведи примеры из любых сказок. (Прочитай, расскажи.)
В русских народных сказках приветствуется доброта, скромность, трудолюбие. Например, в сказке «Василиса Прекрасная» смогла выжить и обрести счастье благодаря этим качествам.
2. Расскажи об ином (волшебном) мире русских народных сказок, в который попадает или с какой-то целью отправляется герой.
а) Кто хозяин чужого мира? (Баба-Яга, Змей Горыныч... Кто ещё?) В чём проявляются их
власть и сила?
б) Кто помогает, служит хозяевам волшебного мира в разных сказках?
в) Хозяева чудесного мира дают тем, кто заслужил, волшебные предметы, которые помогают добиться цели. Вспомни, из каких сказок эти волшебные предметы.
а) Хозяева чужого мира: Баба-Яга, Змей Горыныч, Кощей, ведьмы, кикимора, леший, водяной. Их сила и власть проявляется в колдовстве, во владении волшебством, связями с тёмными силами.
б) Хозяевам волшебного мира в разных сказках служат разные животные, например, совы, вороны, псы, гуси, коты.
в) Хозяева чудесного мира дают тем, кто заслужил, волшебные предметы, которые помогают добиться цели:
• блюдце с яблоками из сказки «Наливное яблочко – золотое блюдечко»;
• перо – «Жар-Птица и Василиса-царевна»;
• пяльцы с вышивкой – «Финист – Ясный сокол»;
• ковёр – «Ковёр-самолёт»;
• клубок – «Царевна-Лягушка»;
• веретено – «Золотое веретено»;
• гребёнка – «Морской царь и Василиса Премудрая».
3. Легко ли герою вернуться из волшебного в обычный мир? Что с ним случается по пути домой и как он избавляется от опасности? Вспомни, просмотри прочитанные сказки и приведи примеры.
Герою трудно вернуться из волшебного мира в обычный. Ему помогают волшебные предметы: ковёр-самолёт, волшебное кольцо, волшебное яблоко, шапка-невидимка, сапоги-скороходы. По пути домой герой часто погибает, а оживляет его живая вода.
4. В каких сказках при возвращении домой герой лишается жизни? Каким образом (с помощью кого или чего) он оживает?
В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» главный герой погибает, когда возвращается домой. Ивана-царевича убили братья. Разрубили спящего на кусочки, забрали коня, невесту, молодильные яблоки. Волк полил мертвой водой, чтобы кусочки срослись, потом живой водой чтобы ожил.
5. Заметь, что обычно по возвращении домой после тяжких испытаний жизнь героя (героини) становится лучше. Приведи примеры из разных сказок.
Обычно по возвращении домой после тяжких испытаний жизнь героя или героини становится лучше. Например, Василиса Прекрасная после возвращения от Бабы-Яги находит своё счастье.
В сказке «Иван-царевич и Серый Волк» герой вернулся с Еленой Прекрасной, Златогривым конем и Жар-птицей и вскоре они с Еленой играют свадьбу.
В сказке «Царевна-лягушка» в Иван-царевич отправился на поиски супруги. нашёл её у Кощея Бессмертного и освободил возлюбленную из заточения, и, благодаря помощи спасённых им зайца, медведя, селезня, щуки, добирается до Кощеевой смерти, находящейся на конце иглы. Царевич разломал ее, и освободил навсегда от заклятья Василису Премудрую, с которой благополучно вернулся домой.
6. Сочини и запиши свою волшебную сказку, в которой будут обычный и волшебный миры.
Можешь опереться на традиционный сюжет.
Герой, чтобы добиться цели, посещает волшебный мир, где встречает и помощников, и врагов. Благодаря своим достоинствам и помощи волшебных сил он благополучно возвращается в свой мир и становится счастливее, чем был раньше.
Сказка про Ваню
Жил-был на свете один мальчик по имени Ваня. Был он самым обычным мальчиком. Любил играть в футбол, кататься на велосипеде, купаться на речке. Однажды нашёл воробышка с повреждённым крылышком, принёс его домой. Кормил, поил, лечил, а потом на волю выпустил.
Вот как-то раз Ваня с друзьями пошли в лес. Они хотели подыскать себе подходящие ветки для удочек. Ходили- ходили и наконец нашли подходящее дерево с длинными гибкими ветками. Ваня протянул руку и только хотел срезать ветку, как вдруг потемнело в лесу, молнии засверкали, свист раздался. От неожиданности Ваня закрыл глаза и присел.
Всё стихло. Ваня открыл глаза. Но никакого дерева не увидел. Стоял он посреди круглой поляны. А прямо перед ним – дом, будто игрушечный. Весь в завитках разноцветных. Огляделся Ваня. Друзей не было поблизости. «Очень странно», – подумал мальчик.
Открылась дверь, и из дома вышла старушка-одуванчик. У неё на голове волосы были совершенно белые и пушистые. Увидела он Ваню и проговорила: – Явился, помощничек. Наконец-то. Заждалась я тебя.
– Здравствуйте, бабушка! А разве Вы меня ждали? – удивился Ваня.
– Ждала, милок. Ты хотел моим детушкам пальцы пообломать. Поживёшь теперь у меня. Собери-ка дров, печку растопи, обед свари, а я пока на солнышке погреюсь.
Пришлось Ване идти дрова собирать. Идёт он по лесу и вдруг видит воробышка. Летает он над его головой, едва крыльями не задевает. Говорит Ване воробышек:
– Чик-чирик, Ваня! Попал ты в большую беду, к злой ведьме. С виду она добренькая, а на самом деле злая и жестокая. Зря ты ветки ломать хотел. Если послушаешь меня, сможешь домой вернуться. А иначе навсегда тут останешься и будешь служить колдунье.
Страшно стало Ване. Не хочет он здесь навсегда оставаться. И просит:
– Помоги, воробышек миленький!
– Ты меня спас, и я тебе помогу, – отвечает воробышек. – Слушай меня внимательно. Наберёшь дров, у чёрного камня сорви сон-траву. Ты её сразу узнаешь. Она мягкая, мохнатая. Траву спрячь. Растопи печь, свари обед. В щи покроши листочек сон-травы. Но запомни: только один листочек! Иначе старуха учует её запах, тогда тебе несдобровать. Накорми её обедом, и как только она захрапит, досчитай до трёх, переведи стрелки часов назад ровно на три часа. И тогда ты окажешься дома. Но никому не рассказывай, что с тобой произошло. Иначе вернёшься к старухе-колдунье уже навсегда.
Ваня всё выполнил так, как сказал ему воробышек. И как только старуха захрапела, мальчик досчитал до трёх, перевёл часы ровно на три часа и… оказался дома.
Во дворе играли в футбол друзья. Увидев Ваню, бросились к нему с расспросами, где он был да куда пропал. Но Ваня ни о чём не рассказал, сохранил тайну.
Вдруг услышал:
– Чик-чирик! Чик-чирик!
И это прозвучало так радостно, что Ваня понял: это его спаситель.
С тех пор Ваня в лес ходить опасался. А когда ходил, то никогда веток никогда не ломал.
7. Что ты знаешь об особенностях языка русских народных сказок?
Особенности языка русских народных сказок:
• своеобразные зачины и концовки: «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили -были…», «Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Стали жить-поживать да добра наживать», «Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец»;
• присказки: «Начинает сказка сказываться», «Это присказка, а вот сказка чередом пойдет», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»;
• сказочные выражения: «близко ли, далёко ли», «долго ли, коротко ли», «сказано – сделано», «Баба-Яга, костяная нога»;
• постоянные эпитеты (красочные определения): синее море, белокаменные палаты, красна девица, ясный сокол, добрый конь, серый волк;
• повторы: чудо чудное, диво дивное, жить-поживать, путь-дороженька, горе-несчастье;
• слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: маленький, братец, петушок, солнышко, головушка:
• используются частицы -то, вот, что за, ка: вот чудо-то, пойду-ка я направо, что за чудо.
8. Когда возникли сказки? Как ты думаешь, зачем они были нужны людям в древности? Кто и как создавал сказки?
Нужны ли сказки сегодня, в век телевидения и компьютеров?
Сказки возникли в глубокой древности, когда ещё не было письменности. Сказки создавались, передавались из уст в уста, от одного человека к другому. Каждый что-то добавлял, что-то изменял. Так появлялись варианты сказок.
Сказки учили отличать добро от зла, радость от печали, правду от неправды, трудолюбие от лени, честность от обмана. Также сказки возбуждали интерес к дальним странам, к путешествиям, в них можно было узнать об особенностях каждой нации, её взглядах на жизнь, историю, явлениях природы.
И сегодня, в век компьютеров и телевизоров, сказки нужны. С их помощью мы узнаём, что ценили и что осуждали наши далёкие предки, учимся честности, добру, постигаем народную мудрость. Сказка развивает воображение, учит фантазировать.
9. Ищи и читай книги с русскими народными сказками. Подготовь вопросы для викторины.
Викторина
по сказке «Василиса Прекрасная»
1. Что оставила перед смертью мать Василисе Прекрасной, чтобы та в трудную минуту обращалась к этому за советом и помощью?
а) Куколку;
б) волшебную книгу;
в) Кота Ученого.
2. Сколько дочек было у новой жены купца?
а) Одна;
б) две;
в) три.
3. За чем Василису послали к Бабе Яге?
а) За огнем;
б) за советом;
в) за целебной травой.
4. Какого цвета был всадник, встреченный Василисой первым?
а) Белого;
б) красного;
в) черного.
5. Что сказала Василисе Баба Яга?
а) Что съест ее;
б) чтоб та поработала у нее;
в) чтобы и духу ее здесь не было.
6. Что за верные слуги были у Бабы Яги?
а) Три пары рук;
в) пауки и крысы.
б) гуси-лебеди;
7. Что случилось с мачехой и дочками?
а) Они превратились в свиней;
б) они стали немыми;
в) череп, данный Бабой Ягой, сжег их в уголь.
8. Для кого Василиса соткала ткань и сшила рубашки?
а) Для отца;
б) для царя;
в) для сына Бабы Яги.
Викторина
по сказке «Журавль и цапля»
1. Какая птица летит в присказке?
а) Цапля;
б) Журавль;
в) Сова.
2. Где жили птицы – главные герои сказки?
а) В лесу;
б) на болоте;
в) в поле.
3. Что построили себе на болоте журавль и цапля?
а) Гнезда;
б) избушки;
в) дворцы.
4. Зачем журавль пришел к цапле?
а) Свататься;
а) ругаться;
а) знакомиться.
5. Согласилась ли цапля на предложение журавля?
а) Нет;
б) да;
в) обещала подумать.
6. Что не понравилось цапле в журавле?
а) Длинный хвост;
б) длинные ноги;
в) короткие крылья.
7. Согласился ли журавль на предложение цапли?
а) Да;
б) нет;
в) обещал подумать.
8. Удалось ли птицам договориться в конце сказки?
а) Да;
б) нет.
Викторина
по сказке «Лисица и налим»
1. Кого дразнила Лисица?
а) Зайца;
б) медведя;
в) налима.
2. Как решили соревноваться Лисица и Налим?
а) бегать;
б) прыгать;
в) танцевать.
3. Что подумала Лисица насчет состязания?
а) «Я быстрее прибегу, а налим нет»;
б) «Налим будет через все изгибы плыть, а я напрямую побегу»;
в) «Боюсь опередит меня налим».
4. Кого Налим попросил о помощи?
а) Других налимов;
б) птиц;
в) реку.
5. Что спрашивала Лисица, пока бежала?
а) «Налим, ты бежишь?»;
б) «Налим, ты где?»;
в) «Налим, ты плывёшь?».
6. Кто вместо Налима отвечал Лисе?
а) Зайцы;
б) другие Налимы;
в) волки.
7. Сколько Налимов было в реке?
а) Два;
б) пять;
в) много.
8. Как прозвали Лисицу с тех пор?
а) Победительница;
б) лгунья;
в) хвастунья.
10. игра радиотеатр
Игра «Радиотеатр»:
1) Раздели сказку «Василиса Прекрасная» на части.
2) Выбери часть для чтения по ролям.
3) Выясни, где чьи слова.
4) Подумай, кто каким голосом говорит.
5) Репетируй, выразительно читая слова персонажей.
6) Прочитайте сказку по ролям.
7) Постарайтесь голосом, интонацией передать авторские чувства и своё отношение к событиям.
Нужно исполнить сказку «Василиса Прекрасная» так, будто её читает артист по радио.
11. театр
Игра «Театр».
Распределение ролей. Инсценирование сказки.
12. Обсудите с одноклассниками свои выступления: определите достоинства и недостатки. Обратите внимание не только на выразительность интонации, но и на мимику (движения мышц лица, отражающие душевное состояние) и пантомимику (выразительные движения человеческого тела,
передающие внутренние переживания).
Подумайте, над чем ещё вам следует поработать.
Обсуждение с одноклассниками своих выступлений:
1) Что удалось (выразительность интонации; мимика – движение мышц лица, отражающие душевное состояние; пантомимику – выразительные движения человеческого тела, передающие внутренние переживания)?
2) Что не получилось?
3) Над чем следует ещё поработать?
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением