Ответы на вопросы на стр.149-151 Часть 2 ГДЗ Кубасова 4 класс (Литературное чтение)

Изображение 1. Как ты думаешь, почему жизнь Прошки была такой безрадостной?Жизнь Прошки была безрадостной по нескольким причинам. Во-первых, его жизнь с раннего возраста была...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Кубасова 4 класс, Просвещение:
1. Как ты думаешь, почему жизнь Прошки была такой безрадостной?
Жизнь Прошки была безрадостной по нескольким причинам. Во-первых, его жизнь с раннего возраста была связана с тяжелым физическим трудом, который он выполнял без отдыха. Во-вторых, над ним практически никто не заботился по-настоящему: его хозяин Алексей Иванович видел в нем лишь рабочего и не обращал внимания на его детские нужды и эмоции. В-третьих, социальная несправедливость и отсутствие выбора заставили его работать в мастерской с самого детства. Кроме того, даже те, кто мог бы помочь, как Анна Ивановна, ограничивались лишь поверхностной жалостью, не понимая, как улучшить его жизнь.
2. С кем автор сравнивает Прошку? Как ты думаешь — почему?
Автор сравнивает Прошку с птицей, привязанной к колесу. Это сравнение метафорично: как птица, которая должна быть свободной, но вынуждена вращать колесо, так и Прошка лишен свободы. Ему хотелось бы жить свободно, наслаждаться детством, но он вынужден постоянно работать и выполнять взрослую, тяжелую работу. Такое сравнение подчеркивает его несчастное положение, недоступность радости и отсутствие возможностей для изменений.
3. Составь рассказ о Прошке:
• как он выглядит;
• какую работу выполняет;
• о чём мечтает, рассуждает;
• как к нему относятся окружающие.
Рассказ о Прошке
Прошка был мальчиком лет 12, но его внешний вид выдавал множество пережитых трудностей. Он выглядел меньше своего возраста — худощавый, с бледным лицом, измождённый от постоянной работы и недоедания. Его одежда была всегда грязной и ветхой, не защищая от холода и пыли в мастерской. Глаза Прошки были печальными, они отражали тоску по нормальной жизни, детству, которого у него не было.
Каждый день Прошка трудился в тесной, пыльной мастерской под руководством жадного хозяина Алексея Ивановича. Его работа заключалась в шлифовке и полировке драгоценных камней, которые казались мальчику тяжёлыми, словно камни давили не только на его маленькие руки, но и на всю его жизнь. Прошка начинал день с раннего утра и заканчивал поздним вечером, не зная ни отдыха, ни развлечений.
Мальчик часто мечтал о свободе. В минуты затишья он представлял себе зелёный лес, простор, где он бегает по мягкой траве, дышит свежим воздухом и чувствует себя счастливым. Его мечты были как глоток воздуха в удушающей реальности. Он думал: «Когда я вырасту большим и сильным, я обязательно убегу отсюда, уйду в лес, и никто меня не найдёт».
Окружающие относились к Прошке по-разному. Хозяин мастерской видел в нём только рабочую силу, не замечая, что мальчику тяжело. Ермилыч, старший работник мастерской, жалел Прошку, но не мог помочь ему, сам будучи зависимым от работы. Барыня, появившаяся однажды в мастерской, проявила сочувствие, но её внимание оказалось временным. Прошку все жалели, но никто не смог вырвать его из этого замкнутого круга бедности и труда.
Всю свою короткую жизнь мальчик прожил в тяжёлых условиях, мечтая о лучшем будущем, которое ему так и не довелось увидеть.
4. Что ты думаешь о других персонажах: об Анне Ивановне, о хозяине мастерской?
Анна Ивановна
Анна Ивановна — добрый и чуткий человек. Она проявляет интерес к судьбе Прошки, пытается понять, как он живёт, и даже находит способ послать Володу в мастерскую, чтобы тот увидел, как работают бедные дети. Однако её доброта остаётся на уровне сочувствия: она не предпринимает активных действий, чтобы изменить жизнь мальчика. Её образ вызывает противоречивые чувства: она неравнодушна, но недостаточно смела или решительна, чтобы по-настоящему помочь.
Алексей Иванович
Хозяин мастерской представлен как бездушный человек, которому важен только результат работы. Он не задумывается о здоровье и будущем своих работников, особенно детей. Его заботят исключительно деньги и выгода, что делает его жестоким и равнодушным. Он не видит Прошку как личность, воспринимая его лишь как инструмент для выполнения тяжёлой работы.
5. Найди и прочитай:
• что говорил о своей мастерской хозяин;
• какой увидела её барыня;
• как описал мастерскую автор.
Как ты думаешь, с какой целью автор так подробно описал мастерскую, где целыми днями трудились рабочие?
Что говорил о своей мастерской хозяин:
Алексей Иванович описывал мастерскую как место, где труд — это норма, а сложные условия труда он считал неизбежными. Его слова оправдывали грязь и пыль, которые вредили здоровью рабочих. Он говорил, что мастерская — это не место для удобства, а место для работы.
Какой увидела её барыня:
Барыня увидела в мастерской грязь, пыль и нищету. Она была удивлена тем, что в таких условиях создаются драгоценные камни. Её шокировало отсутствие заботы о рабочих, особенно о детях. Её реакция выражала неподдельное сочувствие, но за этим не последовало реальной помощи.
Как описал мастерскую автор:
Автор описывает мастерскую как тёмное, запылённое помещение, где рабочие трудятся в ужасных условиях. Она становится символом несправедливости и равнодушия общества, где человеческий труд обесценивается ради получения прибыли.
Автор хотел показать контраст между красотой драгоценных камней и нечеловеческими условиями, в которых они создаются. Это подчёркивает социальную несправедливость и равнодушие общества к людям, вынужденным жертвовать своим здоровьем ради выживания.
6. Почему рабочие рано теряли зрение и начинали кашлять?
Как ты думаешь, почему же они терпели такую тяжёлую жизнь?
Рабочие теряли зрение и здоровье из-за пыли, которая оседала в мастерской при шлифовке камней. Вдыхание этой пыли вызывало кашель и болезни лёгких, а постоянное напряжение глаз ухудшало зрение. Отсутствие вентиляции и антисанитарные условия усугубляли их состояние.
Рабочие терпели тяжёлую жизнь из-за бедности и отсутствия альтернатив. У них не было другого выбора, так как работа в мастерской была их единственным источником дохода. Боязнь остаться без средств к существованию заставляла их мириться с трудностями.
7. Как ты полагаешь, что могло побудить писателя к созданию этого рассказа?
Писатель, вероятно, хотел привлечь внимание к социальной несправедливости, особенно к тяжёлому положению детей, вынужденных работать в невыносимых условиях. Через историю Прошки он показывает не только реальность труда, но и безразличие общества, заставляя читателей задуматься о необходимости перемен.
8. Придумай и запиши счастливый конец для этой истории.
Барыня, видя состояние Прошки, забирает его из мастерской и устраивает в своей усадьбе. Она даёт ему возможность учиться, играть, а главное — жить в нормальных условиях. Прошка становится сильным и образованным молодым человеком. Спустя годы он открывает свою мастерскую, где создаются драгоценные камни, но работа происходит в комфортных условиях. Прошка помогает другим детям, чтобы никто больше не испытывал того, что пришлось пережить ему самому.
9. Как ты думаешь, какие эпизоды этого рассказа можно прочитать по ролям? Почему?
Сцена в мастерской с барыней
Эта сцена показывает контраст между миром богатства и бедности. Эмоции барыни, её удивление и попытка понять жизнь Прошки делают эпизод насыщенным драматизмом.
Монолог Прошки о лесной свободе
Этот монолог можно разыграть, чтобы раскрыть внутренние переживания героя, его мечты и тоску по лучшей жизни. Это добавляет эмоциональной глубины.
Разговоры Алексея Ивановича с работниками
Эти сцены хорошо показывают характер хозяина, его отношение к подчинённым и отсутствие сочувствия.
10. игра
радиотеатр
Радиопостановка "Вертел" (по рассказу Д. Н. Мамина-Сибиряка)
Вступление
(Спокойная, мелодичная музыка. Звучит голос рассказчика.)
Рассказчик:
"В маленькой мастерской, затянутой пылью и погружённой в шум вращающегося вертела, трудился мальчик Прошка. Ему было всего двенадцать лет, но жизнь давно лишила его детства. Это история о мечтах, боли и надежде..."
Сцена 1: Утро в мастерской
(Звуки скрипящего вертела, шум работы, кашель рабочих.)
Ермилыч:
— Прошка, держи крепче камень, не расслабляйся! Если разобьёшь — Алексей Иванович голову открутит!
Прошка (подавленно):
— Да, Ермилыч, держу...
(Слышны кашель мальчика и шум вертела.)
Прошка (про себя):
— Как тяжело... И зачем эти камни такие тяжёлые? Как хочется в лес, на свободу. Трава зелёная, птицы поют, а я здесь… в пыли и грязи...
Сцена 2: Визит барыни
(Звук входной двери. Голоса стихли, слышны шаги.)
Барыня (с удивлением):
— Боже мой! Какой ужас... Так здесь у вас работают дети?
Алексей Иванович (поспешно):
— У нас тут всё как надо, сударыня. Вот, поглядите на камни — красота, не правда ли?
Барыня:
— А мальчик? Он же совсем ребёнок!
Прошка (тихо, с робкой улыбкой):
— Всё нормально, сударыня... Я справляюсь.
Барыня:
— Бедный ребёнок... А как тебя зовут?
Прошка:
— Прошка...
Барыня (сочувственно):
— Ты не болеешь? Ты выглядишь очень худым.
Алексей Иванович (перебивает):
— У нас всё под контролем, сударыня. Мальчик работает хорошо, не жалуется.
Сцена 3: Прошка мечтает о свободе
(Тихая, мечтательная музыка. Звучит голос Прошки.)
Прошка (про себя):
— Когда я вырасту большим, я уйду отсюда. Уйду в лес. Там травы высокие, солнце тёплое. Я построю себе дом, как у птицы гнездо, и буду жить свободным... Как бы я хотел жить в лесу, а не вертеть это колесо!
Сцена 4: Прошка заболел
(Тихий шум в мастерской. Слышны тяжёлые вздохи.)
Ермилыч:
— Прошка, ты что, плохо тебе?
Прошка (хрипло):
— Ничего, Ермилыч... Просто устал...
(Звук падения. Ермилыч вскрикивает.)
Ермилыч:
— Алексей Иванович! Прошка упал!
(Шум голосов. Спешные шаги.)
Алексей Иванович:
— Что опять случилось?! Да, слабак. Ермилыч, отнеси его в угол. Пусть отдохнёт.
Сцена 5: Барыня забирает Прошку
(Звук дверного колокольчика. Голос барыни.)
Барыня:
— Алексей Иванович, я не могу оставить этого мальчика здесь. Он погибнет у вас!
Алексей Иванович (возмущённо):
— Сударыня, он работает, как все. Мы здесь не игрушки делаем, а серьёзное дело!
Барыня:
— Это не работа для ребёнка! Я забираю его с собой.
(Шаги. Барыня берёт Прошку за руку.)
Прошка (тихо):
— Правда? Вы заберёте меня?
Барыня:
— Конечно, мальчик. Ты будешь жить у меня дома, учиться, играть. Ты заслуживаешь лучшей жизни.
Заключение
(Спокойная, светлая музыка. Голос рассказчика.)
Рассказчик:
"Барыня выполнила своё обещание. Прошка начал новую жизнь, полную света, радости и надежды. Его мечта о свободе сбылась. Эта история напоминает нам, что даже в самых тяжёлых условиях есть место состраданию и человечности".
(Музыка затихает.)
Конец постановки
11. Что объединяет два последних рассказа?
Оба рассказа посвящены тяжелой жизни детей, которые, несмотря на свой возраст, вынуждены трудиться или терпеть лишения. Их объединяет тема детства, омрачённого бедностью, недосмотром взрослых и несправедливостью. Однако, несмотря на сложные обстоятельства, в героях сохраняется внутренний свет, надежда на лучшее.
В рассказах поднимаются важные вопросы: как взрослые должны относиться к детям, как воспитывать ответственность и сострадание в обществе. Они также заставляют задуматься о ценности помощи и поддержки. Через описания труда и страданий детей читателю показывают, насколько они уязвимы, но при этом способны на сильные переживания и мечты.
12. Репродукции каких картин в конце учебного пособия отражают ту же тему, что и два последних произведения?
Картины, которые отражают схожие темы:
1. «Свидание» (В. Е. Маковский). Картина показывает мальчика и пожилую женщину (возможно, бабушку), беседующих в бедной комнате. Это сцена прощания или редкой встречи, наполненная теплом и грустью. Эта картина, как и рассказы, передаёт уязвимость детства и отсутствие полноценного детского счастья.
2. «Тройка» (В. Г. Перов). Изображены дети, которые в суровую зиму тащат телегу с тяжёлым грузом. Картина ярко иллюстрирует тяжёлый труд, который ложится на плечи детей, и их лишённую радости жизнь.
3. «Сестрица» (М. И. Самсонов). На полотне изображена девушка, спасаюшая раненого солдата (предположительно, её брата) во время войны. Это подчёркивает самоотверженность и жертвенность, свойственные даже юным героям, которые берут на себя ответственность в трудных обстоятельствах.
Эти картины, как и рассказы, показывают суровые жизненные испытания, выпадающие на долю детей, и затрагивают вопросы сострадания и человечности.
13. Подготовь рассказ по одной из этих картин.
Рассказ по картине «Свидание» (В. Е. Маковский)
Комната была тёмной и холодной. В углу стоял маленький стол, а на нём лежал кусок чёрствого хлеба. Везде царила бедность, но в центре этой убогой обстановки, напротив друг друга, сидели бабушка и её внук.
Мальчик, босой и худой, держал в руках ломоть хлеба. Его пальцы дрожали от холода, но глаза светились радостью. Он что-то тихо рассказывал, а бабушка, кутаясь в старую, изношенную шаль, внимательно слушала. Лицо её было строгим, но добрым. Она время от времени улыбалась и вытирала слёзы, которые выступали на глазах.
— Ты только не забывай меня, внучек, — прошептала бабушка, и её голос задрожал. — Помни, что я всегда жду тебя.
Мальчик кивнул и вздохнул, словно понимая, что сказать больше нечего. Это был их редкий момент близости, наполненный теплом, которое не могла дать ни одежда, ни еда.
Комната снова погрузилась в тишину, и только звук дыхания бабушки и её внука наполнял это маленькое пространство. На мгновение им обоим казалось, что в мире нет ни бедности, ни горя.
14. Какие трудности возникли при составлении рассказа по картине? Что помогло тебе их преодолеть?
Трудности:
1. Передача эмоций героев: картина фиксирует мгновение, но не даёт прямых указаний на чувства и переживания персонажей. Это требовало глубокого анализа их поз, взглядов и деталей обстановки.
2. Создание контекста: сложно было представить историю, которая привела к изображённой сцене. Потребовалась фантазия и ассоциации с похожими произведениями.
3. Выбор слов: чтобы передать атмосферу бедности, эмоции героев и тепло их общения, потребовалось подобрать правильные, выразительные фразы.
Что помогло преодолеть трудности:
• Анализ деталей картины: выражения лиц, позы героев, обстановка комнаты.
• Использование опыта анализа текстов, схожих по тематике.
• Личный эмоциональный отклик на изображение, который помог лучше понять настроение героев и их связь друг с другом.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением