Упр.49 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2018)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
1. Используя данные сочетания слов, попробуйте записать отрывок из стихотворения, которое вы когда-то учили наизусть. Как оно называется? Кто его автор?
Прочитайте отрывок вслух выразительно.
Ныне сбирается отмстить; вещий Олег; сбирается отмстить хозарам; неразумным хозарам; обрёк их сёла и нивы; обрёк за набег; за буйный набег; обрёк мечам и пожарам; с дружиной своей; в цареградской броне; по полю едет; едет на коне; на верном коне; едет с дружиной; едет в броне.
2. В последнем предложении записанного вами отрывка подчеркните все члены предложения, указав части речи, которыми они выражены.
3. Объясните постановку знаков препинания во всех предложениях отрывка.
4. Укажите слова, которые считаются в современном русском языке устаревшими. Какой фонетический и орфографический облик они сейчас имеют?
Выполните анализ типовых фрагментов текста из упр. 47.
I Повествование
1. Сначала прочитайте целиком повествовательную часть, исключив из текста описательные фрагменты и рассуждение.
2. Найдите в каждом предложении «данное» (кто?) и «новое» (что делает?) и рассмотрите способы выражения того и другого:
Какая часть речи используется для выражения «данного»?
Каким образом автор уходит от слишком частого и потому нежелательного повторения одного и того же слова в «данном»?
Какие глагольные формы используются в «новом»? Укажите вид и время глагола и объясните, чем вызвано употребление каждой формы.
Найдите в составе «нового» наречия, деепричастия и другие языковые средства, которые показывают, как протекало действие. Объясните их стилистическую роль.
Оцените выразительность глагольной лексики, найдите глаголы-синонимы.
Найдите предложения с однородными сказуемыми, бессоюзные сложные предложения и объясните их стилистическую функцию.
Описание состояния человека
1. Выделите из текста фрагменты с описанием состояния человека.
2. Найдите слова, выражения, синтаксические конструкции, в которых раскрывается состояние героя произведения. (Напоминаем, что «новое» в этом типовом фрагменте отвечает на вопрос каково ему?)
3. Воспользуйтесь порядком разбора повествовательной части (см. с. 31).
Рассуждение-размышление
1 Прочитайте фрагмент со значением рассуждения-размышления.
2 Найдите в нём две части:
информативную, где прямо сообщается, что понял герой;
изобразительную, где показывается ход его мыслей.
Какие синтаксические конструкции используются в 1-й части и какие — во 2-й?
Оцените стилистическую роль сложноподчинённого предложения, с одной стороны, и цепи простых вопросительных предложений — с другой.
Описание состояния окружающей среды
1. Покажите, как развивается основная мысль текста, проходя через все три разобранных выше фрагмента и связывая их в цельный текст.
2. Определите роль в этом отрывке 4-го фрагмента со значением описания состояния окружающей среды:
Связан ли он с основной мыслью текста? Если связан, то как?
Оцените изобразительную силу использованных в нём языковых средств: слов, употреблённых в переносном значении, причастного и деепричастного оборотов.
ПЛАН ТИПОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА
1. Прочитайте текст, определите его тему, основную мысль, стиль речи.
2. Найдите в нём типовые фрагменты, составьте схему типологического строения текста, отметив в ней число типовых фрагментов, их значение и характер соединения друг с другом (один фрагмент включается в другой или «приставлен» к другому).
3. Установите роль каждого фрагмента в развитии основной мысли целого текста, в передаче особенностей его стиля.
4. С этих позиций проанализируйте языковые средства отдельно в каждом типовом фрагменте. Для этого найдите «данное» и «новое» и укажите, чем они выражены.
5. Отметьте выразительные средства языка, изобразительные приёмы.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением