Упр.54 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение Ответьте на вопросы так, чтобы получился связный рассказ. Для иллюстрации используйте текст упр. 53.1. Сколько грамматических основ в простом предложении и сколько их...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #2 (Учебник 2018)

Изображение Ответьте на вопросы так, чтобы получился связный рассказ. Для иллюстрации используйте текст упр. 53.1. Сколько грамматических основ в простом предложении и сколько их...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
Выполните анализ типовых фрагментов текста из упр. 47.
I Повествование
1. Сначала прочитайте целиком повествовательную часть, исключив из текста описательные фрагменты и рассуждение.
2. Найдите в каждом предложении «данное» (кто?) и «новое» (что делает?) и рассмотрите способы выражения того и другого:
Какая часть речи используется для выражения «данного»?
Каким образом автор уходит от слишком частого и потому нежелательного повторения одного и того же слова в «данном»?
Какие глагольные формы используются в «новом»? Укажите вид и время глагола и объясните, чем вызвано употребление каждой формы.
Найдите в составе «нового» наречия, деепричастия и другие языковые средства, которые показывают, как протекало действие. Объясните их стилистическую роль.
Оцените выразительность глагольной лексики, найдите глаголы-синонимы.
Найдите предложения с однородными сказуемыми, бессоюзные сложные предложения и объясните их стилистическую функцию.
Описание состояния человека
1. Выделите из текста фрагменты с описанием состояния человека.
2. Найдите слова, выражения, синтаксические конструкции, в которых раскрывается состояние героя произведения. (Напоминаем, что «новое» в этом типовом фрагменте отвечает на вопрос каково ему?)
3. Воспользуйтесь порядком разбора повествовательной части (см. с. 31).
Рассуждение-размышление
1 Прочитайте фрагмент со значением рассуждения-размышления.
2 Найдите в нём две части:
информативную, где прямо сообщается, что понял герой;
изобразительную, где показывается ход его мыслей.
Какие синтаксические конструкции используются в 1-й части и какие — во 2-й?
Оцените стилистическую роль сложноподчинённого предложения, с одной стороны, и цепи простых вопросительных предложений — с другой.
Описание состояния окружающей среды
1. Покажите, как развивается основная мысль текста, проходя через все три разобранных выше фрагмента и связывая их в цельный текст.
2. Определите роль в этом отрывке 4-го фрагмента со значением описания состояния окружающей среды:
Связан ли он с основной мыслью текста? Если связан, то как?
Оцените изобразительную силу использованных в нём языковых средств: слов, употреблённых в переносном значении, причастного и деепричастного оборотов.
ПЛАН ТИПОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА
1. Прочитайте текст, определите его тему, основную мысль, стиль речи.
2. Найдите в нём типовые фрагменты, составьте схему типологического строения текста, отметив в ней число типовых фрагментов, их значение и характер соединения друг с другом (один фрагмент включается в другой или «приставлен» к другому).
3. Установите роль каждого фрагмента в развитии основной мысли целого текста, в передаче особенностей его стиля.
4. С этих позиций проанализируйте языковые средства отдельно в каждом типовом фрагменте. Для этого найдите «данное» и «новое» и укажите, чем они выражены.
5. Отметьте выразительные средства языка, изобразительные приёмы.

Ответьте на вопросы так, чтобы получился связный рассказ. Для иллюстрации используйте текст упр. 53.
1. Сколько грамматических основ в простом предложении и сколько их может быть в сложном?
2. В каких предложениях (простых или сложных) информация о событиях более богатая?
3. Какая связь (союзная? бессоюзная?) наблюдается между частями сложного предложения?
4. Найдите в тексте части сложных предложений, которые связаны сочинительной связью. Подчиняются ли эти части одна другой или они являются равноправными?
Затем найдите части сложных предложений, которые связаны подчинительной связью, как в словосочетании. Эти части равноправны или одна из них является главной, а другая — зависимой?
Аргументируйте свои ответы.
5. Прочитайте сложные предложения и определите: интонация завершённости свойственна этим предложениям в целом или она есть в конце каждой отдельной части, входящей в состав сложного предложения?
6. Какие знаки препинания употреблены между частями сложного предложения?

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением