Упр.1 ГДЗ Гусарова 11 класс (Русский язык)
Решение #1








Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 11 класс, Просвещение:
1. Внимательно прочитайте текст.
Родилось утро — в белой сорочке румя(н,нн)ое утро. Молочными крыльями забилось в окна. И тогда щёлкнула задвижка и окно распахнулось. Танюша, щурясь, столкнулась с утром, и холодок залился за рубашку. На цыпочках, вприпрыжку, отбежала обратно к постели — ещё понежиться, счастливая, что день будет сегодня хороший.
Ра(н,нн)им утром, при окне открытом, — какие думы у девушки в шестнадцать лет? Первая — день хороший, вторая — сегодня воскресенье. Вместо третьей думы — беспричи(н,нн)ая улыбка. Затем заботы: позвонить Леночке, чтобы вечером непременно пришла. И понежиться в постели хорошо, и облиться холодной водой тянет. Напившись кофе, разобрать новые ноты.
Внучка деда своего, «птичьего профессора», — сразу заметила, что пр...летели ласточки. Непр...менно сказать дедушке. Вчера их ещё (н...) было, значит, сегодня первый день настоящей весны.
Колокола, колокола, шум проснувшейся улицы и ласточкино «чирр». Жизнь впереди дли(н,нн)ая-пр...дли(н,нн)ая. И тонкими пальцами (ногти обреза(н,нн)ы низко, как у музыкантши) погладила круглеющий скат плеча, с которого упала рубашка.4 Потом сразу — ноги на коврик — и побежала к зеркалу, посмотреть на лицо. «Вовсе я (н...) безобразная!»
В шестнадцать лет девушка знает свои глаза и делает пр...зрительную гримаску, но зеркало ещё (н...) говорит ей о тайне голого плечика.
Будить дедушку — привилегия Танюши. Она стучит в дверь:
— Дедушка, вставайте! Чудесный день и новость: пр...летел и ласточки.
— Алло, Танюша, встаю, встаю...
— Как вы спали?
— Хорошо, ты как?
— Тоже хорошо. Ах, дедушка, какой день! Я велю подавать кофе.
В этот день во многих домах московских распахнулись2 утром окна, и выглянули из них лица молодые, старые, заспа(н,нн)ые, свежие, щурились, слушали колокольный воскресный перезвон. Сыпалась старая затвердевшая1 замазка с пр...липшей к ней ватой, вынимались и выливались стаканчики кислоты, подметался подокон,нн)ик, и крошки сора падали за окно. В верхние этажи солнце, воздух и колокола влетали полновесными клубами и дробились о стены, о печку, о мебель. У верующих было на душе пасхально, (н...) верующим весна пр...-несла животную радость.
(По М. Осоргину)
1. Выпишите из текста слова с пропусками и скобками, группируя их по видам орфограмм.
н/нн в разных частях речи:
- румяное (в суффиксе –ян- пишется одна н)
- ранним (образовано от основы на согласный н с помощью суффикса -н-: рано + -н-)
- беспричинная (образовано от основы на согласный н с помощью суффикса -н-: причин-а + -н-)
- длинная-предлинная (образовано от основы на согласный н с помощью суффикса -н-: длин-а + -н-; приставка пре- имеет значение «очень»)
- обрезаны (в суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна н)
- заспанные (в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн)
- подоконник (образовано от основы на согласный н с помощью суффикса -н-: окн-о + -н-)
правописание пре-/при-:
- непременно (словарное слово)
- прилетели (приставка при- имеет значение «приближение»)
- презрительную (словарное слово)
- привилегия (словарное слово)
- прилипшей (приставка при- имеет значение «присоединение»)
- принесла (приставка при- имеет значение «приближение»)
правописание не с разными частями речи:
- не было (частица не с глаголами пишется раздельно; выражает отрицание)
- вовсе не (есть усилительное слово; частица не выражает отрицание признака, обозначенного исходным словом) безобразная
- не говорит (частица не с глаголами пишется раздельно; выражает отрицание)
- неверующим (можно заменить синонимом: атеистам; частица не выражает отрицание признака, названного исходным словом)
2. Составьте сводную таблицу частей речи; заполните её примерами из текста. Объясните особенности авторской пунктуации в тексте.
3. Назовите части речи, к которым принадлежат выделенные слова.
- Танюша (кто?) – имя существительное
- первая (которая по счёту?) – имя числительное
- напившись (что сделав?) – деепричастие
- своего (чьего?) – притяжательное местоимение
- птичьего (какого?) – имя прилагательное
- чирр – звукоподражательное слово
- круглеющий (какой?) – причастие
- хорошо (как?) – слово категории состояния
- ах - междометие
- многих (каких?) – местоимение
- слушали (что делали?) – глагол
- верующих (кого?) – имя существительное
4. Назовите способ образования слова полновесными.
- полновесными < полный вес (сложение основ с соединительной гласной и суффиксацией)
5. Выпишите из текста по три словосочетания с разными видами подчинительной связи: согласованием, управлением, примыканием.
Согласование:
- птичьего профессора
- третьей думы
- затвердевшая замазка
Управление:
- столкнулась с утром
- в шестнадцать лет
- облиться водой
Примыкание:
- непременно пришла
- ещё не говорит
- вчера не было
6. Объясните особенности авторской пунктуации в тексте.
Объясните особенности авторской пунктуации в тексте:
Родилось утро – в белой сорочке румяное утро. (тире в данном предложении выделяет уточняющее предложение, подчёркивая его роль для понимания замысла автора)
Ранним утром, при открытом окне, - какие думы у девушки в шестнадцать лет? (тире акцентирует внимание на том, что данное высказывание является риторическим)
Внучка деда своего, «птичьего профессора», - сразу заметила, что прилетели ласточки. (тире подчёркивает причинное значение второго предложения)
Потом сразу – ноги на коврик – (тире подчёркивает быструю смену событий) и побежала к зеркалу, (запятая разделяет два глагола, которые не являются однородными, для того чтобы подчеркнуть их самостоятельность) посмотреть на лицо.
Синтаксический анализ предложения:
И [тонкими пальцами (ногти обрезаны низко, как у музыкантши) погладила круглеющий скат плеча]1, (с которого упала рубашка)2.
(1-я часть: она (что сделала?) погладила; погладила (чем?) пальцами; пальцами (какими?) тонкими; погладила (что?) скат плеча; скат плеча (какой?) круглеющий;
2-я часть: (что?) рубашка; рубашка (что сделала?) упала; упала (с чего?) с которого).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, состоящее из двух частей, соединённых при помощи союзного слова с которого. Придаточное (2) является придаточным определительным.
1-я часть: простое, двусоставное, распространённое, осложнено вставной конструкцией, неполное (опущено подлежащее она).
2-я часть: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
И [=]1, (с которого = -)2.
Морфемный и словообразовательный анализ слова:
Распахнулись
- распахнулись
Распахнулись – распахнуться < распахнуть (постфиксальный способ образования)
Фонетический анализ слова:
Затвердевшая
1. Затвердевшая – за-твер-де-вша-я (5 слогов; 3-й слог ударный).
2. Затвердевшая – [зътв’иэрд’эфшъй’ь]
3. В слове 12 букв: 5 гласных и 7 согласных.
4. Звукобуквенный анализ:
з – [з]: согласный, звонкий парный, шумный, твёрдый парный
а – [ъ]: гласный, безударный
т – [т]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный
в – [в’]: согласный, звонкий парный, мягкий парный
е – [иэ]: гласный, безударный
р – [р]: согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный
д – [д’]: согласный, звонкий парный, мягкий парный
е – [э]: гласный, ударный
в – [ф]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный
ш – [ш]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый непарный, шипящий
а – [ъ]: гласный, безударный
я – [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный
[ь]: гласный, безударный
5. В слове 13 звуков: 5 гласных и 8 согласных.
Гласная я после другого гласного образует два звука.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением