Упр.115 ГДЗ Гусарова 11 класс (Русский язык)
Решение #1






Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 11 класс, Просвещение:
115. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы на месте пропусков.
Будневич был экземпляр в своём роде зам...чательнейший. Он и по наружност... выд...лялся из ряда лицо его с высоким инте(л,лл)...-гентным лбом правильно очерче(н,нн)ым носом и ч...рной бородой в которой кое-где уже серебрилась седина было чрезвычайно красиво.4 Оно нэпом...нало те строгие прекрасные лики христианских отшельников которые встречают...ся на картинах стари(н,нн)ых итальянских художников. Особе(н,нн)о хороши на этом лице были глаза тёмные большие с особе(н,нн)ым загадочным взглядом и глубоко печальные. Они клали оттенок грусти на всё лицо и сообщали ему особое выражение сразу ост...навливавш...е на себе внимание наблюдателя. Чу...лось что с этим человеком тв...рит...ся что-то (н...) ладное что там где-то глубоко внутри у него засела и копошит...ся какая-то безотвязная мысль что (н...) как он её (н...) может переработать и что т...жело ему достаёт...ся эта переработка.
Будневич был молчалив часто целые вечера пров...дил он в к...м-пани... (н...) прор...нив н... единого слова сидя в углу и (н..) подвижно глядя в пространство. Иногда же в редчайших случаях на него «находило» тогда глаза его заг...рались (н...) обычайным блеском лицо ож...влялось и он произн...сил страс...ные горячие речи от которых колотилось сер...це и захват...вало дух у слушателей. Ясно сознавалось в такие минуты что это именно человек трибуны что на трибун... его настоящее место что его нервная огне(н,нн)ая речь могла бы дов...сти целые массы до экстаза.
(По Н. Вербицкому-Антиохову)
Будневич был экземпляр в своём роде замечательнейший. (проверочное слово: заметить) Он и по наружности (выделялся (по чему?) по наружности; наружность – 3 склонение, дательный падеж) выделялся (проверочное слово: разделит) из ряда: (двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением пояснения) лицо его с высоким интеллигентным (словарное слово) лбом, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) правильно очерченным (в суффиксах причастий пишется удвоенная нн) носом и чёрной (в корне слова после шипящих в ударной позиции пишется гласная ё в том случае, если можно подобрать проверочное слово: чернеть) бородой, (запятая разделяет части сложного предложения) в которой кое-где уже серебрилась седина, (запятая разделяет части сложного предложения) было чрезвычайно красиво. Оно напоминало (проверочное слово: поминки) те строгие прекрасные лики христианских отшельников, (запятая разделяет части сложного предложения) которые встречаются (которые (что делают?) встречаются) на картинах старинных (образовано от основы на согласный н с помощью суффикса –н-: старин-а + -н-) итальянских художников. Особенно (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) хороши на этом лице были глаза, (запятой выделяется одиночное определение) тёмные, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) большие, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) с особенным (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) загадочным взглядом и глубоко печальные. Они клали оттенок грусти на всё лицо и сообщали ему особое выражение, (словарное слово) (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (выражение)) сразу останавливавшее (проверочное слово: встал; выражение (какое?) останавливавшее; после шипящего пишется окончание -ее) на себе внимание наблюдателя. Чуялось, (перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в инфинитиве: чуять) (запятая разделяет части сложного предложения) что с этим человеком творится (чередование –твор-/-твар-, в безударном положении пишется гласная о; творится; что-то (что делает?) творится) что-то неладное, (можно подобрать синоним: плохое; частица не выражает отрицание признака, указанного исходным словом) (запятая разделяет части сложного предложения) что там, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) где-то глубоко внутри, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) у него засела и копошится (мысль (что делает?) копошится) какая-то безотвязная мысль, (запятая разделяет части сложного предложения) что никак (частица ни с отрицательными наречиями пишется слитно; частица ни является безударной: никак) он её не (частица не с глаголами пишется раздельно; выражает отрицание) может переработать и что тяжело (проверочное слово: тяжесть) ему достаётся (переработка (что делает?) достаётся) эта переработка.
Будневич был молчалив: (двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением пояснения) часто целые вечера проводил (проверочное слово: проводит) он в компании, (словарное слово; проводил (в чём?) в компании; существительное на –ия, предложный падеж) (запятой выделяется деепричастный оборот) не (частица не с деепричастиями пишется раздельно; выражает отрицание) проронив (проверочное слово: уронит) ни (частица ни служит для усиления отрицания) единого слова, (запятая между однородными деепричастными оборотами, соединёнными при помощи бессоюзной связи) сидя в углу и неподвижно (можно заменить синонимом: недвижно, статично; частица не выражает отрицание признака, обозначенного исходным словом) глядя в пространство. Иногда же, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) в редчайших случаях, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) на него «находило»; (точка с запятой между сильно распространёнными и осложнёнными частями) тогда глаза его загорались (чередование –гор-/-гар-, в безударном положении пишется гласная о: загорались) необычайным (слово без частицы не употреблять нельзя) блеском, (запятая разделяет части сложного предложения) лицо оживлялось, (проверочное слово: жить; после шипящих пишется гласная и) (запятая разделяет части сложного предложения) и он произносил (проверочное слово: произносит) страстные, (проверочное слово: страсть) (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) горячие речи, (запятая разделяет части сложного предложения) от которых колотилось сердце (проверочное слово: сердечный) и захватывало (захватываю, в форме 1-го лица единственного числа суффикс не меняется; гласная ы после твёрдого согласного) дух у слушателей. Ясно сознавалось (проверочное слово: сознался) в такие минуты, (запятая разделяет части сложного предложения) что это именно человек трибуны, (запятая разделяет части сложного предложения) что на трибуне (его место (на чём?) на трибуне; трибуна – 1 склонение, предложный падеж) его настоящее место, (запятая разделяет части сложного предложения) что его нервная, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) огненная (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) речь могла бы довести (проверочное слово: довёл) целые массы до экстаза.
1. Подчеркните в тексте имена прилагательные в форме превосходной степени; укажите, как они образованы.
Будневич был экземпляр в своём роде замечательнейший. (превосходная форма образована при помощи суффикса –ейш-) Он и по наружности выделялся из ряда: лицо его с высоким интеллигентным лбом, правильно очерченным носом и чёрной бородой, в которой кое-где уже серебрилась седина, было чрезвычайно красиво. Оно напоминало те строгие прекрасные лики христианских отшельников, которые встречаются на картинах старинных итальянских художников. Особенно хороши на этом лице были глаза, тёмные, большие, с особенным загадочным взглядом и глубоко печальные. Они клали оттенок грусти на всё лицо и сообщали ему особое выражение, сразу останавливавшее на себе внимание наблюдателя. Чуялось, что с этим человеком творится что-то неладное, что там, где-то глубоко внутри, у него засела и копошится какая-то безотвязная мысль, что никак он её не может переработать и что тяжело ему достаётся эта переработка.
Будневич был молчалив: часто целые вечера проводил он в компании, не проронив ни единого слова, сидя в углу и неподвижно глядя в пространство. Иногда же, в редчайших (превосходная форма образована при помощи суффикса –айш-) случаях, на него «находило»; тогда глаза его загорались необычайным блеском, лицо оживлялось, и он произносил страстные, горячие речи, от которых колотилось сердце и захватывало дух у слушателей. Ясно сознавалось в такие минуты, что это именно человек трибуны, что на трибуне его настоящее место, что его нервная, огненная речь могла бы довести целые массы до экстаза.
2. Определите в тексте ведущий тип речи.
Ведущий тип речи – описание.
Ведущий тип речи данного текста – описание, поскольку основное внимание уделяется детальному изображению внешности и характера Будневича. В тексте подробно описываются его физические черты, такие как лицо, лоб, нос, борода, глаза, а также его внутренний мир и эмоциональные состояния. Описание создаёт у читателя яркое и Детализированное представление о герое.
Основные признаки описания:
1. Детальное изображение внешности. В тексте подробно описываются черты лица Будневича, его взгляд, выражение лица, что характерно для описательного типа речи.
2. Психологические и эмоциональные характеристики. Описываются не только внешние черты, но и внутренние переживания героя, его мысли и ощущения, что помогает создать полный образ персонажа.
3. Сравнения и аналогии. Использование сравнений (например, сравнение лица с ликами христианских отшельников) усиливает описательный эффект.
4. Контраст состояний. Описание контраста между молчаливым и задумчивым поведением Будневича и редкими моментами его страстных речей также способствует созданию живого и многогранного образа.
3. Определите в первом абзаце способ(ы) и средства связи предложений в тексте.
Предложения в первом абзаце связаны при помощи:
- параллельной связи (1, 2 и последнее предложения)
- цепной связи (2-4 предложения).
Средства связи предложений в тексте:
- местоимения (он, оно, они)
- текстуальные синонимы (Будневич, этот человек, он)
- лексический повтор (лицо)
- параллелизм
Синтаксический анализ предложения:
[Он и по наружности выделялся из ряда]1: [лицо его с высоким интеллигентным лбом, правильно очерченным носом и чёрной бородой, (в которой кое-где уже серебрилась седина)3, было чрезвычайно красиво]2.
(1-я часть: (кто?) он; он (что делал?) выделялся; выделялся (как?) по наружности; выделялся (откуда?) из ряда;
2-я часть: (что?) лицо; лицо (что делало?) было красиво; лицо (чьё?) его; лицо (какое?) с высоким интеллигентным лбом, правильно очерченным носом и чёрной бородой; было красиво (в какой степени?) чрезвычайно;
3-я часть: (что?) седина; седина (что делала?) серебрилась; серебрилась (в чём?) в которой; серебрилась (где?) кое-где; серебрилась (когда?) уже).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи. Между 1-й и 2-я частями связь бессоюзная, со значением пояснения. Между 2-й и 3-й частями связь подчинительная; 3-я часть является придаточным определительным и присоединяется к главной при помощи союзного слова в которой.
1-я часть: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
2-я часть: простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными определениями, полное.
3-я часть: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
[- =]1: [- , (в которой = -)3, =]2.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением