Упр.127 ГДЗ Гусарова 11 класс (Русский язык)
Решение #1





Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 11 класс, Просвещение:
127. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы на месте пропусков.
Как хорошо весе(н,нн)ее утро в л...су! Вот из-за син...ватой зубчатой полосой...ки дал...кого леса вык...тилось пр...огромное красн...-ватое со...нце. В луч...х угре(н,нн)его света плам...неют вершины могуч...х сосен что выс...тся над крутым обрывом у самой реч...нки. Реч...ка ещё (н...) проснулась и лопасн...некая пойма об...ята ноч...-ной дремотой. Но вот солнеч...ные луч...ки пронзили пелену густого тумана и он заклубился (золотисто) сирен...ватым пр...чудл...вым обл...ч...ком постепенно раста...л и...чез и пр...открыл водную гла...ь. (В) глубь речушк... загляд...вают горд...ливые чуть заноси...вые сосны. На одной из них проснулась крох...тная шиш...ч...ка. В первую свою весну она была ещё так мала что (н...) видела вокруг себя (н...) чего. И вот сейчас когда ей и...полнился ровно год перед шиш...ч...кой раскрылись замани...вые картины. Малютка смотр...т на широкие...пр...-широкие поля пятн...шки пр...хотливо ра...броса(н,нн)ых лугов и пас...-бищ... вид...т стройные ел... с пуш...стыми ветвям... вдыха...т аромат лё...кого весе(н,нн)его воздуха слуша...т заливч...тое радос...ное пение птиц. Вместе с ней радуют...ся1 весне и другие крош...ч...ные ши-шеч...ки...сёстры впервые увид...вшие этот пр...красный мир.
(По М. Рудяковой и Ю. Ганшиной)
Как хорошо весеннее (образовано от основы на согласный н с помощью суффикса –н-: весн-а + -н-) утро в лесу! (проверочное слово: лес) Вот из-за синеватой (суффикс –еват- после мягкого согласного) зубчатой (неизменяемый суффикс –чат-) полосочки (сочетание чк пишется без мягкого знака) далёкого (проверочное слово: далеко) леса выкатилось (проверочное слово: катит) преогромное (приставка пре- имеет значение «очень») красноватое (суффикс –оват- после твёрдого согласного) солнце. (проверочное слово: солнце) В лучах (пламенеют (в чём?) в лучах; луч – 2 склонение, множественное число, предложный падеж) утреннего (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) света пламенеют (неизменяемый суффикс разносклоняемых существительных –ен-) вершины могучих (сосен (каких?) могучих) сосен, (запятая разделяет части сложного предложения) что высятся (выситься, 2 спряжение) над крутым обрывом у самой речонки. (в суффиксах существительных после шипящих в ударной позиции пишется гласная о: речонки) Речка (сочетание чк пишется без мягкого знака) ещё не (частица не с глаголами пишется раздельно; выражает отрицание) проснулась, (запятая разделяет части сложного предложения) и лопасненская (словарное слово) пойма объята (разделительный твёрдый знак после приставки на согласный перед гласной я) ночной (сочетание чн пишется без мягкого знака) дремотой. Но вот солнечные (сочетание чн пишется без мягкого знака) лучики (лучик, при изменении формы слова гласный не выпадает) пронзили пелену густого тумана, (запятая разделяет части сложного предложения) и он заклубился золотисто-сиреневатым (сложные прилагательные со значением оттенка цвета пишутся через дефис; суффикс –еват- после мягкого согласного) причудливым (словарное слово; неизменяемый суффикс –лив-) облачком, (словарное слово; сочетание чк пишется без мягкого знака) (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) постепенно растаял, (растаять, перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и в инфинитиве (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) исчез (приставка на согласный с/з перед глухим согласным) и приоткрыл (приставка при- имеет значение «неполнота действия») водную гладь. (проверочное слово: гладить) В (заглядывают (во что?) в глубь; существительное с предлогом) глубь речушки (в глубь (чего?) речушки; речушка – 1 склонение, родительный падеж) заглядывают (заглядываю, в форме 1-го лица единственного числа суффикс не меняется; гласная ы после твёрдого согласного) горделивые, (словарное слово) (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) чуть заносчивые (неизменяемый суффикс –чив-) сосны. На одной из них проснулась крохотная (неизменяемый суффикс –от-) шишечка. (словарное слово; сочетание чк пишется без мягкого знака) В первую свою весну она была ещё так мала, (запятая разделяет части сложного предложения) что не (частица не с глаголами пишется раздельно; выражает отрицание) видела вокруг себя ничего. (частица ни с отрицательными местоимениями пишется слитно; частица ни является безударной: ничего) И вот сейчас, (запятая разделяет части сложного предложения) когда ей исполнился (приставка на согласный с/з перед глухим согласным) ровно год, (запятая разделяет части сложного предложения) перед шишечкой (словарное слово; сочетание чк пишется без мягкого знака) раскрылись заманчивые (неизменяемый суффикс –чив-) картины. Малютка смотрит (смотреть, 2 спряжение, исключение) на широкие-преширокие (сложные слова, образованные однокоренными словами, пишутся через дефис; приставка пре- имеет значение «очень») поля, (запятая между однородными дополнениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) пятнышки (суффикс –ышк- в существительном среднего рода после твёрдого согласного) прихотливо (словарное слово) разбросанных (приставка на согласный с/з перед звонким согласным; в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) лугов и пастбищ, (проверочное слово: пасти; множественное число, мягкий знак не пишется) (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) видит (видеть, 2 спряжение, исключение) стройные ели (что?) ели; ель – 3 склонение, множественное число, именительный падеж) с пушистыми (неизменяемый суффикс –ист-) ветвями, (ели (с чем?) с ветвями; творительный падеж) (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) вдыхает (вдыхать, 1 спряжение) аромат лёгкого (проверочное слово: лёгок) весеннего (образовано от основы на согласный н с помощью суффикса –н-: весн-а + -н-) воздуха, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) слушает (слушать, 1 спряжение) заливчатое (неизменяемый суффикс –чат-) радостное (проверочное слово: радость) пение птиц. Вместе с ней радуются (шишечки-сёстры (что делают?) радуются) весне и другие крошечные (неизменяемый суффикс –еч-; сочетание чн пишется без мягкого знака) шишечки-сёстры, (одиночное приложение с определяемым словом пишется через дефис; словарное слово; сочетание чк пишется без мягкого знака) впервые увидевшие (увидеть, перед суффиксом -вш- пишется та же гласная, что и в инфинитиве) этот прекрасный (словарное слово) мир.
1. Выделите суффиксы имён прилагательных.
Как хорошо весеннее утро в лесу! Вот из-за синеватой зубчатой полосочки далёкого леса выкатилось преогромное красноватое солнце. В лучах утреннего света пламенеют вершины могучих сосен, что высятся над крутым обрывом у самой речонки. Речка ещё не проснулась, и лопасненская пойма объята ночной дремотой. Но вот солнечные лучики пронзили пелену густого тумана, и он заклубился золотисто-сиреневатым причудливым облачком, постепенно растаял, исчез и приоткрыл водную гладь. В глубь речушки заглядывают горделивые, чуть заносчивый сосны. На одной из них проснулась крохотная шишечка. В первую свою весну она была ещё так мала, что не видела вокруг себя ничего. И вот сейчас, когда ей исполнился ровно год, перед шишечкой раскрылись заманчивые картины. Малютка смотрит на широкие-преширокие поля, пятнышки прихотливо разбросанных лугов и пастбищ, видит стройные ели с пушистыми ветвями, вдыхает аромат лёгкого весеннего воздуха, слушает заливчатое радостное пение птиц. Вместе с ней радуются весне и другие крошечные шишечки-сёстры, впервые увидевшие этот прекрасный мир.
2. Выпишите из текста по одному имени прилагательному, образованному: а) приставочным способом; б) суффиксальным способом; в) способом сложения.
Выпишите из текста по одному имени прилагательному, образованному:
а) приставочным способом:
- преогромное < огромное
б) суффиксальным способом:
- весеннее < весна
- красноватое < красный
- радостное < радость
в) способом сложения:
- золотисто-сиреневатым < золотистый и сиреневатый
Фонетический анализ слова:
Радуются
1. Радуются – ра-ду-ю-тся (4 слога; 1-й слог ударный)
2. Радуются – [радуй’уц:ъ]
3. В слове 8 букв: 4 гласных и 4 согласных.
4. Звукобуквенный анализ:
р – [р]: согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный
а – [а]: гласный, ударный
д – [д]: согласный, звонкий парный, шумный, твёрдый парный
у – [у]: гласный, безударный
ю – [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный
[у]: гласный, безударный
т – [ц:]: согласный, глухой непарный, твёрдый непарный, долгий
с – не образует звука
а – [ъ]: гласный, безударный
5. В слове 8 звуков: 4 гласных и 4 согласных.
Гласная буква ю после другого гласного образует два звука.
Согласная буква с не образует звука.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением