Упр.17 Часть 1 ГДЗ Репкин Восторгова 4 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Репкин, Восторгова, Некрасова 4 класс, Бином:
17. Как вы думаете, могут ли нарушать закон письма буквы в других морфемах, например в приставках?
Буквы в других морфемах могут нарушать закон письма, например в приставках: без-, воз- (вз-), из-, низ-, раз-, чрез- (через-)
Ответьте на этот вопрос с помощью орфографического справочника. Найдите в нём список приставок. Какие приставки на -з-/-с- есть в этом списке? Прочитайте их. Относится ли к этим приставкам приставка с-? Почему?
Выпишите из списка приставок слова с приставкой без-. Можете ли вы сказать, какая фонема в конце этой приставки? А какими буквами она обозначена? Обе ли эти буквы соответствуют закону письма?
Выпишите из списка слова с приставкой из- и проверьте, нет ли в ней такого же нарушителя.
Можно ли в приставках на -з-/-с- проверять орфограмму по общему орфографическому правилу? Почему? С помощью справочника объясните, когда в этих приставках пишется буква -с-. А какая буква пишется в остальных случаях?
Приставка «с-» не относится к этим приставкам, так как всегда пишется одинаково.
Безводный ( < з > ) – бесклассовый ( < з > ), беззаветный ( < з > )– бессовестный ( < з > ).
В конце приставки «раз-» фонема < з > , которая обозначена буквами «з/с». Буква «с» не соответствует законам письма, так как её написание соответствует произношению.
Изранить – испугать.
В слове «испугать» есть нарушитель – буква «с». Её написание не соответствует законам письма, так как её написание соответствует произношению.
Да, приставки на -з, -с можно проверять по общему орфографическому правилу.
Правописание приставок, заканчивающихся на буквы «-з» и «-з», зависит от того, с какого вида согласного, глухого или звонкого, начинается корень слова.
Если корень слова начинается с буквы, обозначающей глухие согласные звуки: «с», «т», «к», «п», «ф», «х», «ц», «ч», «щ», «ш», то в приставке необходимо писать букву «с». Во всех остальных случаях, если корень слова начинается с букв, обозначающих звонкие согласные звуки: «б», «в», «г», «д», «ж», «з», «л», «м», «н», «р» или гласные, в приставке пишется буква «з».
Проверьте пропущенные орфограммы и запишите высказывание.
Голуби ра_гуливали по крыше сарая, ра_правляли на солнце сизые перья и ворковали о чём-то.
Подумайте, годится ли это правило для приставки с-. Почему? Найдите в списке приставок эту приставку и определите её фонемный состав. Нарушает ли буква, обозначающая эту приставку, закон письма? По какому правилу она пишется?
Голуби разгуливали по крыше сарая, расправляли на солнце сизые перья и ворковали о чём-то.
Это правило не годится для приставки «с-», потому что она всегда пишется в слове, вне зависимости от того, с какого согласного начинается корень этого слова.
Спилить < c > – сбить < c > , скрестить < c > – сгрести < c > , стесать < c > – сделать < c > , сшить < c > – сжить < c > .
Буква «с», обозначающая приставку «с-» не нарушает закон письма: она всегда пишется в слове, вне зависимости от того, с какого согласного начинается корень этого слова.
Запишите пары слов, добавив вместо точек приставки с- и раз- (рас-).
...шить, ...жечь, ...сыпать, ...гибать, ...дёрнуть, ...садить, ...бежаться, ...говорчивый, ...жать, ...тереть, ...ехаться
Сшить – расшить, сжечь – разжечь, ссыпать – рассыпать, сгибать – разгибать, сдёрнуть – раздёрнуть, ссадить – рассадить, сбежаться – разбежаться, сговорчивый – разговорчивый, сжать – разжать, стереть – растереть, съехаться – разъехаться.
Популярные решебники 4 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением