Параграф 19-20 ГДЗ Мединский Чубарьян 11 класс (История)

Изображение Глава IV. Наука и культура во второй половине XX — начале XXI в.В чём на ваш взгляд, состоят важнейшие особенности культуры второй половины ХХ — начала ХХI...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Чубарьян 11 класс, Просвещение:
Глава IV. Наука и культура во второй половине XX — начале XXI в.
В чём на ваш взгляд, состоят важнейшие особенности культуры второй половины ХХ — начала ХХI в.?
Постмодернизм привёл к смешению стилей и жанров, отказу от единых культурных канонов. Культура стала более интернациональной, стирая границы между национальными традициями. Цифровые технологии и интернет радикально изменили способы создания и потребления искусства. Искусство стало отражать и комментировать актуальные политические и социальные проблемы, включая права человека, экологию, борьбу за равенство.
§ 19-20. Наука и культура во второй половине XX — начале XXI в.
Какие изменения в жизни общества во второй половине XX — начале XXI в. непосредственно связаны с развитием науки и культуры?
Исследования в области физики, химии, биологии позволили кардинально изменить многие стороны промышленного и сельскохозяйственного производства, дали толчок к дальнейшему развитию транспорта.
Так, овладение секретом атома привело к рождению атомной энергетики. Огромный рывок вперёд совершила радиоэлектроника, что стало основой массового производства радиоаппаратуры, телевизоров, средств связи. Достижения в генетике позволили получать новые сорта сельскохозяйственных растений, повысить эффективность животноводства. Удивительные новинки техники, ставшие воплощением конструкторской мысли зарубежных и отечественных учёных, — лазеры, радары, реактивные самолёты, портативные телевизоры, телефоны — давно превратились в неотъемлемую часть современной цивилизации.
1. Какие черты характеризуют новый этап научно-технической революции?
Исследования в области физики, химии, биологии позволили кардинально изменить многие стороны промышленного и сельскохозяйственного производства, дали толчок к дальнейшему развитию транспорта.
Так, овладение секретом атома привело к рождению атомной энергетики. Огромный рывок вперёд совершила радиоэлектроника, что стало основой массового производства радиоаппаратуры, телевизоров, средств связи. Достижения в генетике позволили получать новые сорта сельскохозяйственных растений, повысить эффективность животноводства. Удивительные новинки техники, ставшие воплощением конструкторской мысли зарубежных и отечественных учёных, — лазеры, радары, реактивные самолёты, портативные телевизоры, телефоны — давно превратились в неотъемлемую часть современной цивилизации.
2. С какими науками были связаны важные научные достижения?
• Химия
• Компьютерные науки
• Биология и генетика
• Медицина
• Физика
Используя дополнительные источники, составьте справку о постройке и эксплуатации ледокола «Ленин».
Ледокол был спроектирован в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) Центральным конструкторским бюро «Айсберг». Строительство началось в 1956 году на Балтийском заводе. В 1957 году ледокол был спущен на воду, а в 1959 году прошёл испытания и был введён в эксплуатацию. На судне установили три атомных реактора, обеспечивавших его энергообеспечение.
Ледокол «Ленин» стал важным инструментом для сопровождения караванов судов через Северный морской путь, что способствовало более эффективной транспортировке грузов по арктическим маршрутам. С его помощью СССР активно развивал стратегические и экономические возможности в полярных регионах.
В 1989 году, спустя 30 лет службы, ледокол «Ленин» был списан. В 2005 году его превратили в музейное судно, стоящее в Мурманске. Экспозиция ледокола стала символом достижений СССР в освоении Арктики.
1. Какие события способствовали созданию ядерного оружия в СССР.
Исследования в сфере ядерной физики привели к строительству в 1942 г. под руководством итальянского физика-эмигранта Э. Ферми в США первого в мире ядерного реактора и осуществлению цепной ядерной реакции деления урана. Учёные сразу поняли, что получаемую при этом процессе энергию можно использовать для применения в военных целях. В том же 1942 г. под руководством американского физика Г. Оппенгеймера начались работы по созданию атомной бомбы. Они завершились в 1945 г. В июле было проведено испытание, а в августе американские атомные бомбы были сброшены на Хиросиму и Нагасаки. Это событие заставило резко активизировать работы по созданию такого оружия в СССР.
2. В каких сферах используется атомная энергия.
Наряду с созданием атомного оружия в 1940-х гг. в СССР начались исследования по мирному использованию атомной энергии. Строительство в 1954 г. первой в мире атомной электростанции (АЭС) в г. Обнинске в Калужской области положило начало развитию нового вида энергетики.
Ядерные реакторы в 1950-х гг. также научились использовать в качестве силовой установки для крупных подводных лодок (АПЛ) и ледоколов.
Атомную энергию используют и в других целях. Например, для опреснения морской воды, в медицине, биологии и т. д.
1. Почему освоение космоса было связано с советско-американской космической гонкой?
Достижения СССР дали толчок к советско-американской космической гонке. Освоение космоса было связано с советско-американской космической гонкой из-за геополитического соперничества между СССР и США в годы холодной войны. Обе сверхдержавы стремились доказать своё технологическое превосходство и укрепить международный престиж.
2. Сколько пилотируемых орбитальных станций существовало и существует в мире.
В 1970-х — первой половине 1980-х г. в СССР велись работы по созданию орбитальной станции «Мир» (выведена на орбиту в 1986 г., затоплена в 2001 г.).
В 2001 г. началось строительство Международной космической станции. В её создании и деятельности принимали участие США, Россия, страны ЕС и др. В начале ХХI в. в мире появилась третья самодостаточная космическая держава — Китайская Народная Республика. Третьей в мире пилотируемой орбитальной станцией стала китайская «Тюньгун», начавшая работу с 2021 г.
1. Какие направления появились в литературе в послевоенное время.
• Экзистенциализм
• Авангард
• Постмодернизм
• Жанр фэнтези
2. Какие проблемы поднимали писатели в своих произведениях?
На литературные процессы этого периода влияет философия экзистенциализма, с присущим ей трагизмом в осмыслении жизни (А. Камю) и проблемой выбора (Ж.-П. Сартр). Они проповедовали идеи абсурдности окружающего мира, внутренней свободы человека как возможности сделать выбор перед лицом судьбы.
В современной литературе наблюдается попытка осмыслить реальность информационной эпохи, для которой характерно многообразие мифов, сближение массового и элитарного искусства, появлением новых тенденций и направлений.
Какие факторы оказали влияние на театральное искусство во 2-й половине XX — начале XXI в.?
Театральное искусство во второй половине XX — начале XXI в. представлено многообразием направлений и течений, которые отражают особенности современного «постдраматического театра». Режиссёры во всём мире ставят как классические спектакли, так и авангардные. В настоящий период популярным становится иммерсивный театр (с эффектом погружения и присутствия).
1. Какое направление в послевоенном кинематографе было особенно популярным?
В первые послевоенные годы популярность получают итальянские фильмы, созданные в рамках неореализма. Для этих фильмов характерны натурные съёмки, показ без всяких прикрас нищенской жизни низов общества.
2. В чём заключаются причины популярности телесериалов?
С одной стороны, его популярность у зрителей всего мира обусловлена экспансией массовой, преимущественно амери-канской, культуры, попыткой уйти от тех проявлений реальности, которые не соответствует представлениям человека «эпохи потребления» об идеальной жизни, с другой — стремлением сохранить национальную идентичность, что, наряду с продукцией телекомпаний США, отражают сериалы Бразилии, Мексики, Аргентины, Южной Кореи, Франции, Бельгии, Германии, Канады, Турции, Индии, России и других стран.
Каковы были основные тенденции развития популярной музыки?
Ещё в 1950-х гг. рок-музыка развивалась по законам массовой культуры. Но наряду с адептами массовой культуры на мировой музыкальной арене стало появляться новое поколение рок-музыкантов, стремившихся произвести революцию в сознании молодого поколения.
Развитие шоу-бизнеса привело к размежеванию рок-музыки на развлекательную популярную (поп-музыку) и радикальный рок.
1. Какие новые направления появились в архитектуре?
• Интернациональный стиль
• Деконструктивизм
2. Как повлияли изменения в обществе на формирование новых тенденций в изобразительном искусстве?
Под воздействием социальных и идейных сдвигов менялась и культурная жизнь. Художники и архитекторы всё решительнее отказывались от принятых ранее норм. Модернистские направления в середине ХХ в. господствовали и в изобразительном искусстве.
Какую роль играет Олимпийское движение в развитии отношений между странами.
Среди принципов олимпийского движения важнейшее место занимало жёсткое отделение его от политики. Однако с самого начала Олимпийские игры испытывали давление со стороны различных политических сил и целых государств.
1. Какие достижения науки и техники конца XX — начала XXI в. являются, на ваш взгляд, наиболее важными?
• Изобретение компьютера и Интернета
• Исследования в сфере ДНК
• Появление новых материалов
• Микроэлектронные технологии
2. Каким образом освоение космического пространства может помочь в решении глобальных проблем современности?
Освоение космоса помогает в мониторинге изменения климата через спутники, улучшении коммуникаций, открывает возможности для новых источников энергии (солнечные фермы в космосе), а также способствует решению проблемы перенаселения и изучению ресурсов других планет.
3. Каковы особенности постмодернистской культуры. Приведите примеры.
• Смешение стилей
• Отказ от абсолютных истин: критика традиционных ценностей, взглядов и идеологий
• Игра с формой
• Отказ от единого нарратива
4. Охарактеризуйте влияние Интернета на формирование эстетических и художественных взглядов.
Интернет позволил распространять искусство на глобальном уровне, ускорил развитие цифрового искусства и блогов, привёл к демократизации эстетических норм. Появились новые формы искусства: диджитал-арт, мемы, киберлитература. Интернет-культура формирует новые эстетические каноны, связанные с динамикой, визуальной многослойностью и моментальной доступностью.
5. Как вы объясните увлечение молодёжи таким литературным жанром, как фэнтези.
Фэнтези позволяет молодёжи погружаться в миры, полные магии и чудес, где возможно всё. Это даёт возможность уйти от повседневной рутины и социального давления, вдохновляет на развитие воображения и даёт ощущение героизма и борьбы между добром и злом. Авторы фэнтези часто затрагивают вечные темы дружбы, чести и смелости, что откликается в молодых читателях.
6. Заполните таблицу «Основные достижения в науке и технике во 2-й половине XX — начале XXI в.»
Расположите в хронологическом порядке следующие события:
• изобретение транзисторов – 1947 г
• расшифровка ДНК – 1953 г
• начало работы первой в мире АЭС – 1954 г
• запуск первого искусственного спутника Земли – 1957 г
• проведение Олимпийских игр в Москве – 1980 г
• создание сети Интернет – 1987 г
• рождение овцы Долли – 1996 г
• начало работы МКС – 2001 г
Используя словари, объясните смысл понятия «постмодернизм».
Постмодернизм — это философское и культурное направление, возникшее во второй половине XX века, которое отрицает существование абсолютных истин и фиксированных смыслов.
Приведите примеры произведений, испытавших влияние постмодернизма.
"Игра в классики" (1963) Хулио Кортасара: роман, предлагающий нелинейную структуру и приглашение читателю самому решать, как читать текст.
"Имя розы" (1980) Умберто Эко: детективный роман, который сочетает в себе историческую загадку и сложные философские размышления о языке и истине.
Фильмы Квентина Тарантино (например, "Криминальное чтиво", 1994): повествование с нелинейной структурой, цитирование других фильмов, ирония и смесь жанров.
Сформулируйте ответ на главный вопрос урока, указав 2—3 изменения.
Исследования в области физики, химии, биологии позволили кардинально изменить многие стороны промышленного и сельскохозяйственного производства, дали толчок к дальнейшему развитию транспорта.
Так, овладение секретом атома привело к рождению атомной энергетики. Огромный рывок вперёд совершила радиоэлектроника, что стало основой массового производства радиоаппаратуры, телевизоров, средств связи. Достижения в генетике позволили получать новые сорта сельскохозяйственных растений, повысить эффективность животноводства. Удивительные новинки техники, ставшие воплощением конструкторской мысли зарубежных и отечественных учёных, — лазеры, радары, реактивные самолёты, портативные телевизоры, телефоны — давно превратились в неотъемлемую часть современной цивилизации.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением