Упр.195 ГДЗ Гусарова 11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 195. Внимательно прочитайте текст и выполните задания.КолокольняКто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотоплен-ную Россию — не упустите посмотреть на...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 11 класс, Просвещение:
195. Внимательно прочитайте текст и выполните задания.
Колокольня
Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотоплен-ную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню.
Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскудились на неё. И сегодня, стань на прибрежной грани, — даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины.
Но осталась от утопленного города — высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего — а колокольню почему-то не доспели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И — вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отмостку присыпали к ней для сохранности низа, — стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквожёнными пролётами, а дальше луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, — шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют пассажиры.
Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить — здесь.
И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить...
(По А. Солженицыну)
1. Какое высказывание наиболее точно отражает содержание текста?
1) Пассажиры волжских пароходов с грустью смотрят на стоящую в воде колокольню с уцелевшим на ней крестом.
2) В древнем русском городе Калязине власти бережно сохраняют памятники истории и архитектуры: для поддержания устойчивости шестиярусной колокольни сделана отмостка у нижних ярусов, находящихся в воде.
3) Древний город, пережив нашествие татар, поляков, строительство водохранилища, гордо стоит на берегу Волги, сверкая на солнце маковками куполов.
4) Калязинская колокольня — символ людской надежды на возрождение духовности и веры в то, что страна не погибнет по воле «самодурных властителей».
Какое высказывание наиболее точно отражает содержание текста?
4) Калязинская колокольня – символ людской надежды на возрождение духовности и веры в то, что страна не погибнет по воле «самодурных властителей».
2. Назовите четыре средства выразительности речи данного текста.
1) анафора
2) эпитет
3) литота
4) эпифора
5) аллитерация
6) синекдоха
7) ряды однородных членов
8) сравнительный оборот
9) восклицательные предложения
Назовите четыре средства выразительности речи данного текста:
1) анафора (и для них тут, и для всех...; как наша надежда. Как наша молитва)
2) эпитет (самодурные властители, высокостройная колокольня, грустные улочки, фальшивая набережная)
7) ряды однородных членов (полузамёрзший, переломленный, недобитый)
9) восклицательные предложения (ведь стоит колокольня!)
3. Выясните лексическое значение выделенных слов.
Выясните лексическое значение выделенных слов:
Окоём (поэт.) – пространство, которое можно окинуть взглядом, горизонт.
Сажень (устар.) – русская мера длины, применявшаяся до введения метрической системы мер, с 1835 года была приравнена к 7 английским футам или трём аршинам, то есть 2,1336 м.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением