Упр.74 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2018)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
1. Прочитайте фрагменты текстов. Найдите сложносочинённые предложения и составьте их схемы. Поясните, какие союзы связывают части этих предложений.
1) На посёлок опускалась ночь. Из низины тянуло изморозью, и скоро на траве выступил иней. <...> Стояли недвижные леса, и цепенел на них последний лист. Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над посёлком плыло тёмное небо с игластыми звёздами. Такие вызревш.., ещё не остывш.. от лета звёзды бывают лишь осенями.
(В. Астафьев)
2) В городе, несмотря на шум, суету, многолюдство, сквозила печаль, хотя было ясно по-осеннему и пригревало. Сергей Митрофанович шёл по тротуару и слышал, как громко стучала его деревяшка
в шумном, но в то же время будто и притихш.. городе. Шёл он медленно, старался деревяшку ставить на листья, по она всё равно стучала.
(В. Астафьев)
3) Луна то появлялась среди облаков и ярко светила, то она исчезала... (В. Арсеньев)
4) На горе то расстилался лес малахитов., оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны... (Б. Полевой)
5) До дома было ещё далеко зато лес уже кончился. (Л. Леонов)
1) Из низины тянуло изморозью, и скоро на траве выступил иней. (части сложносочинённого предложения связываются с помощью соединительного союза «и») [ = ], и [ = – ].
Стояли недвижные леса, и цепенел на них последний лист. (части сложносочинённого предложения связываются с помощью соединительного союза «и») [ = – ], и [ = – ].
Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над посёлком плыло тёмное небо с игластыми звёздами. (части сложносочинённого предложения связываются с помощью противительного союза «а») [ = – ], а [ = – ].
2) Шёл он медленно, старался деревяшку ставить на листья, но она всё равно стучала. (части сложносочинённого предложения связываются с помощью противительного союза «но»)
[ = – , = ], но [ – = ].
3) Луна то появлялась среди облаков и ярко светила, то она исчезала… (части сложносочинённого предложения связываются с помощью разделительного союза «то») [ – = и = ], то [ – = ]...
4) На горе то расстилался лес малахитового оттенка, то тянулись курчавые заросли, то блестели на солнце травянистые поляны… (части сложносочинённого предложения связываются с помощью разделительного союза «то») [ = – ], то [ = – ], то [ = – ]…
5) До дома было ещё далеко, зато лес уже кончился. (части сложносочинённого предложения связываются с помощью противительного союза «зато») [ = ], зато [ – =].
2. Устно выполните синтаксический анализ второго предложения второго текста.
1) Сергей Митрофанович шёл по тротуару и слышал, 2) как громко стучала его деревяшка в шумном, но с то же время будто притихшем городе.
1) Повествовательное, невосклицательное.
2) Две грамматических основы, значит, сложное, грам. основа 1 части двусоставная, 2 части –двусоставная.
3) С подчинительной связью.
4) [ – = и = ], (как = –).
5. Запятая разделяет 1 и 2 части, связанные подчинительной связью.
3. Объясните постановку знаков препинания во всех предложениях.
1) На посёлок опускалась ночь. (точка, так как повеств., невоскл. предл.) Из низины тянуло изморозью, (запятая отделяет части сложного предл.) и скоро на траве выступил иней. (точка, так как повеств., невоскл. предложение) <…> Стояли недвижные леса, (запятая отделяет части сложного предл.) и цепенел на них последний лист. (точка, так как повеств., невоскл. предложение) Шорохом и звоном наполнится утром лес, (запятая отделяет части сложного предл.) а пока над посёлком плыло тёмное небо с игластыми звёздами. (точка, так как повеств., невоскл. предложение) Такие вызревшие, (запятая отделяет однородные определения) ещё не остывшие от лета звёзды бывают лишь осенями. (точка, так как повеств., невоскл. предложение) (В. Астафьев)
2) В городе, (запятая выделяет обособлен. обстоятельство) несмотря на шум, (запятая отделяет однород. обстоятельства) суету, (запятая отделяет однород. обстоятельства) многолюдство, (запятая выделяет обособлен. обстоятельство) сквозила печаль, (запятая отделяет части сложного предлож.) хотя было ясно по-осеннему и пригревало. (точка, так как повеств., невоскл. предложение) Сергей Митрофанович шёл по тротуару и слышал, (запятая отделяет части сложного предлож.) как громко стучала его деревяшка в шумном, (запятая перед противит. союзом) но с то же время будто притихшем городе. (точка, так как повеств., невоскл. предложение) Шёл он медленно, (запятая отделяет однород. сказуемые) старался деревяшку ставить на листья, (запятая отделяет части слож. предлож.) но она всё равно стучала. (точка, так как повеств., невоскл. предложение) (В. Астафьев)
3) Луна то появлялась среди облаков и ярко светила, (запятая отделяет части слож. предлож.) то она исчезала… (многоточие, так как повеств., невоскл. предложение с незаконченной мыслью) (В. Арсеньев)
4) На горе то расстилался лес малахитового оттенка, (запятая отделяет части слож. предлож.) то тянулись курчавые заросли, (запятая отделяет части слож. предлож.) то блестели на солнце травянистые поляны… (многоточие, так как повеств., невоскл. предложение с незаконченной мыслью) (Б. Полевой)
5) До дома было ещё далеко, (запятая отделяет части слож. предлож.) зато лес уже кончился. (точка, так как повеств., невоскл. предложение)
4. Запишите предложения, в которых есть слова с пропущенными окончаниями. Объясните правописание этих окончаний.
Такие вызревшие (какие?), ещё не остывшие (какие?) от лета звёзды бывают лишь осенями.
Сергей Митрофанович шёл по тротуару и слышал, как громко стучала его деревяшка в шумном, но с то же время будто притихшем (каком?) городе.
На горе то расстилался лес малахитового (какого?) оттенка, то тянулись курчавые заросли, то блестели на солнце травянистые поляны…
5. Объясните правописание слова по-осеннему. Составьте предложение с сочетанием по осеннему.
по-осеннему – наречие с приставкой «по-» и суффиксом «-ему» пишется через дефис. В слове пишем две буквы Н, потому что корень слова оканчивается на «н» + суффикс -н-.
Я люблю гулять по осеннему лесу.
6. Во втором отрывке найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Приведите примеры слов, образованных по той же модели. К какой части речи они относятся?
по-осеннему < по- + осень +-ему, приставочно-суффиксальный способ
По- весеннему, по-твоему, по-волчьи, по-отечески – это наречия.
1. Спишите, расставляя знаки препинания и восстанавливая правописание слов.
Укажите вид сложносочинённых предложений. Подчеркните союзы и грамматические основы. Назовите, какие виды односоставных предложений здесь представлены.
1) Однозвучно гр..мит колокольчик
И дорога пыли(т, ть)ся слегка
И уныло по ровному полю
Разл..вае(т, ть)ся песнь ямщика.
(И. Макаров)
2) Ни солнца мне (н..) виден свет
Ни для корней моих простору нет.
(И. Крылов)
3) Утром горы (н..) обыкновенно хороши и (н..) вольно переживаешь такое бодрое и хорошее чу(?)ство... Голубое небо точно выше и дыш..(т, ть)ся так легко. (Д. Мамин-Си-биряк) 4) Сквозь тучи на небе (н..) ясно просвечивало солнце и это к..залось мне хорошим предзнаменованием. Часов в восемь на западе начала сверкать молния и послышался отделённый гром. Иногда молнии вспыхивали в одном месте и мгновенно получались электрические разряды где (нибудь) в другой стороне. (В. Арсеньев) 5) Все устали и надо было сделать привал да и погода заметно ухудшилась. 6) Проводник поставил п..латку разл..жил костёр остальные то (же) готовились к ночлегу. (В. Арсеньев)
2. Определите, какими смысловыми отношениями связаны части данных сложносочинённых предложений (одновременность событий и действий, их последовательность, значения причинно-следственного характера, присоединения).
3. Как влияет на тональность речи употребление повторяющегося союза и между частями сложносочинённого предложения (см. пример 1)?
4. Составьте схему 1-го предложения.
5. Докажите, что в состав сложных предложений 3-го примера входят безличные.
6 Составьте таблицу «Правописание гласных корня», вписывая только те орфограммы, которые в предложениях обозначены пропуском букв. Каждую графу дополните своим примером.
7. Объясните на примерах из текста, как определять написание -тся или -ться в глаголах.
8. Поясните условия слитного и раздельного написания слов тоже — то же. Приведите собственные примеры.
9. Какое имя существительное из 5-го предложения Образовано бессуффиксным способом? Докажите.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением