Упр.79 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2023)
Решение #3 (Учебник 2018)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
1. Сначала объясните, как вы будете определять тип предложения: а) сложное или простое; б) сложносочинённое или сложноподчинённое. Затем спишите примеры, восстанавливая пропущенные
знаки препинания. Выделите сочинительные союзы, соединяющие части сложных предложений. В скобках укажите разряд союза и значение, которое он передаёт.
1) Хоть и ярче светит солнышко да мороз не боится этого мизерного нагрева. 2) Ещё и холоден и сыр февральский воздух но над садом уж смотрит небо ясным взглядом и молодеет божий мир. (И. Бунин) 3) Прозрачно-бледный как весною слезится снег недавней стужи а с неба на кусты и лужи ложится отблеск голубой. (И. Бунин) 4) Воздух лёгок и чист и замёрзла река. (И. Никитин) 5) Небо голубое весело глядит и село большое беззаботно спит. (И. Никитин) 6) Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. (А. Пушкин) 7) В небе тают облака и лучистая на зное в искрах катится река словно зеркало стальное... (Ф. Тютчев) 8) Солнце ещё садилось за Иртышом а чистый серп месяца уже выплыл из-за облачка и удивлённо глядел на своего двойника упавшего в лужу. (М. Тихомиров) 9) Через два дня Васютка как заправский провожатый шагал по берегу речки вверх а бригада рыбаков на лодках поднималась следом за ним. (В. Астафьев) 10) Мне следовало набрать лапника но я был не в силах пошевелить хотя бы пальцем. (О. Волков) 11) Молоко кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное и чай от него делался прекрасным. (М. Пришвин) 12) Ширина Стеклянной пади [падь — горная долина] то суживается метров до ста то расширяется более чем на километр. (В. Арсеньев) 13) Мы подолгу беседовали и подолгу молчали или же она играла мне па рояле. (А. Чехов)
а) В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном – две и более грамматических основ.
б) Части сложносочинённого предложения равноправны по смыслу и соединяются с помощью сочинительных союзов.
В сложноподчинённом предложении есть главная и зависимая (придаточная) части, которые соединяются с помощью подчинительных союзов ил союзных слов.
1) Хоть и ярче светит солнышко, да (противительный, противопоставление) мороз не боится этого мизерного нагрева.
2) Ещё и холоден и сыр февральский воздух, но (противительный, противопоставление) над садом уж смотрит небо ясным взглядом, и (сочинительный, последовательность событий) молодеет божий мир. (И. Бунин) [ = и = – ], но [ = – ], и [ = – ].
3) Прозрачно-бледный, как весною, слезится снег недавней стужи, а (противительный, противопоставление) с неба на кусты и лужи ложится отблеск голубой. (И. Бунин)
4) Воздух лёгок и чист, и (соединительный, одновременность событий) замёрзла река. (И. Никитин)
5) Небо голубое весело глядит, и (соединительный, одновременность событий) село большое беззаботно спит. (И. Никитин) [ – = ], и [ – = ].
6) Прозрачный лес один чернеет, и (соединительный, одновременность событий) ель сквозь иней зеленеет, и (соединительный, одновременность событий) речка подо льдом блестит. (А. Пушкин)
7) В небе тают облака, и (соединительный, одновременность событий) лучистая на зное, в искрах катится река, словно зеркало стальное… (Ф. Тютчев)
8) Солнце ещё садилось за Иртышом, а (противительный, сопоставление) чистый серп месяца уже выплыл из-за облачка и удивлённо глядел на своего двойника, упавшего в лужу. (М Тихомиров)
9) Через два дня Васютка, как заправский провожатый, шагал по берегу речки вверх, а (противительный, сопоставление) бригада рыбаков на лодках поднималась следом за ним. (В. Астафьев)
10) Мне следовало набрать лапника, но (противительный, противопоставление) я был не в силах пошевелить хотя бы пальцем. (О. Волков) [ = ], но [ – = ].
11) Молоко кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой, (противительный, сопоставление) а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и (соединительный, последовательность событий) чай от него делался прекрасным. (М. Пришвин)
12) Ширина Стеклянной пади [падь – горная долина] то суживается метров до ста, то расширяется более чем на километр. (В. Арсеньев)
[ – то =, то = ].
13) Мы подолгу беседовали и подолгу молчали, или (разделительный, чередование событий) же она играла на рояле. (А. Чехов)
2. Составьте схемы второго, пятого, десятого и двенадцатого предложений.
См. задание 1.
3. Объясните: может ли обстоятельство над садом (второе предложение) являться общим членом для второй и третьей частей данного сложносочинённого предложения, то есть можно ли сказать, что божий мир молодеет над садом. Своё мнение обоснуйте. Объясните также, нужна ли запятая перед союзом и.
Думаю, что обстоятельство «над садом» не является общим второстепенным членом для второй и третьей частей сложносочинённого предложения, а относится только ко второй части. Нельзя сказать, что «божий мир молодеет над садом». По-моему, речь идёт о всём мире. Вот почему перед союзом «и» нужна запятая.
4. Разберите по членам третье, шестое и восьмое предложения. Что общего в этих предложениях? Объясните постановку в них знаков препинания.
3) Прозрачно-бледный, как весною, слезится снег недавней стужи, (запятая отделяет части сложносочинённого предложения) а с неба на кусты и лужи ложится отблеск голубой. (точка в конце повеств. невоскл. предлож.)
6) Прозрачный лес один чернеет, (запятая отделяет части сложносочинённого предложения) и ель сквозь иней зеленеет, (запятая отделяет части сложносочинённого предложения) и речка подо льдом блестит. (точка в конце повеств. невоскл. предлож.)
8) Солнце ещё садилось за Иртышом, (запятая отделяет части сложносочинённого предложения) а чистый серп месяца уже выплыл из-за облачка и удивлённо глядел на своего двойника, (запятая выделяет причастный оборот) упавшего в лужу. (точка в конце повеств. невоскл. предлож.)
5. Обозначьте звуки на месте выделенных букв в словах божий, ложится, блестит, молоко, (от) него.
бо[жы]й, ложи[ца], бл[иэ]стит, м[ъ]локо, (от) н[иэ]го
1. Напишите диктакт (см. раздел «Сложносочинённое предложение» электронного приложения), организуя работу так, как предлагается в задании к упр. 58.
2. Выделите грамматические основы в сложносочинённых предложениях и составьте их схемы.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением