Параграф 1 ГДЗ Боголюбов 5 класс (Обществознание)

Изображение Глава I. Человек§ 1. Загадка человекаЧем человек отличается от других живых существ? Человек отличается развитым абстрактным мышлением, способностью к сложной...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Виноградова 5 класс, Просвещение:
Глава I. Человек
§ 1. Загадка человека
Чем человек отличается от других живых существ?
Человек отличается развитым абстрактным мышлением, способностью к сложной речи, творчеству и созданию культуры.
Может ли животное мыслить, владеет ли оно речью, занимается ли творческой деятельностью?
Животные не могут мыслить, их интеллект ограничен инстинктами. Речь животных, в отличие от человеческой, не обладает сложной структурой и символическим значением. Творческая деятельность, такая как искусство или наука, также уникальна для человека.
Что необходимо ребёнку, чтобы он рос и развивался? Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нём?
Для полноценного развития ребёнку недостаточно только физического ухода (еда, одежда, забота). Ему также необходимы эмоциональная поддержка, общение, образование, возможность играть и исследовать мир. Важны любовь, внимание и создание условий для развития интеллектуальных, социальных и творческих способностей.
Рассмотри схему и проверь правильность своих выводов об отличиях человека от животного. Допустил ли ты ошибки? Чем ты можешь их объяснить?
(Подсказка: забыл, был невнимательным, не знал этого.)
Рассмотрев схему, можно подтвердить, что человек отличается от животных способностью к речи, творчеству, прямохождению, планированию действий, производству орудий труда, развитым мозгом, самосознанием и фантазией.
Выскажи свои предположения: зачем человек рождается?
Человек рождается для того, чтобы развиваться, учиться, создавать, вносить вклад в общество и находить смысл в жизни.
Каковы ценности человеческой жизни? Сверь свои высказывания с текстом.
Ценности человеческой жизни включают стремление к знаниям, любовь, творчество, помощь другим и сохранение окружающего мира. Эти ценности помогают человеку не только выживать, но и создавать культуру, развивать науку и искусство, а также строить гармоничные отношения с другими людьми и природой.
Сверяя эти высказывания с текстом, можно увидеть, что они согласуются с перечисленными на схеме уникальными способностями человека, такими как творчество, самосознание и фантазия, которые подчёркивают его особую роль в мире.
Как ты понимаешь слова писателей?
Эти слова подчёркивают важность альтруизма и самоотдачи. Человек, который больше отдаёт другим и меньше требует для себя, проявляет заботу, щедрость и ответственность перед обществом.
Какая ответственность лежит на человеке?
На человеке лежит ответственность за то, чтобы вносить вклад в общее благо, помогать другим и стремиться к гармонии в отношениях с окружающими. Это делает его лучше как личность.
Как ты думаешь: правильно ли высказывание «Человек рождается как «чистый лист»? Сверь свои ответы с текстом.
Это высказывание частично верно. Человек рождается с определёнными задатками и потенциалом, но его личность формируется под влиянием окружения, воспитания и собственных усилий. «Чистый лист» — это метафора, которая подчёркивает, что человек способен развиваться и меняться, но его врождённые качества и гены также играют важную роль.
Какие качества помогли О. И. Скороходовой проявить свои способности? Какую роль в её жизни сыграла помощь других людей? Свой ответ поясни.
Ольге Скороходовой помогли проявить свои способности такие качества, как сила воли, упорство, трудолюбие и желание преодолевать трудности. Её история показывает, что даже в самых сложных условиях можно достичь успеха. Помощь других людей, особенно педагогов и воспитателей, сыграла ключевую роль в её жизни. Они научили её адаптироваться к миру, развивать свои способности и находить радость в жизни, несмотря на ограничения. Это пример того, как поддержка окружающих может вдохновить человека на великие достижения.
1. Чем человек отличается от животных?
Наследуемые людьми биологические признаки отличают их от представителей всех других живых организмов: особенности строения коры головного мозга, способность к прямохождению, абстрактному мышлению, творчеству и др.
2. Что такое наследственность?
Наследственность – это получение от своих родителей (предков) определенных биологических признаков (свойств).
Какие биологические признаки наследует человек?
Желание пить, есть, спать, возможность передвигаться, выполнять различные движения и многие другие биологические свойства организма наследуются человеком. Из поколения в поколение передаётся способность человека воспринимать окружающий мир, мыслить, говорить. От родителей человек при рождении получает и особенности своих эмоций: один — спокойный и рассудительный, другой — активный и эмоциональный.
3. Докажи, что человек не только биологическое, но и социальное существо.
Человек должен научиться: как познавать мир, как относиться к другим людям и к себе; узнать, что такое хорошо и что такое плохо и многое другое. Поэтому и говорят, что человек, родившись среди себе подобных, должен ещё научиться быть человеком. Все это характеризуем человека как социальное существо.
4. Можно ли влиять на наследственность?
Рассмотрим один пример. Учёные доказали, что у многих преступников есть в наследственном аппарате лишняя хромосома — это та часть ядра клетки организма, в которой заключена наследственная информация. Поэтому такие люди больше склонны к преступному поведению. Вместе с тем и у других наблюдается такая же хромосома, но они вполне порядочные граждане. Есть также и преступники, у которых нет такой хромосомы. О чём это говорит? Многое зависит не только от наследственности, но и от условий жизни человека, его воспитания, культуры, образования, нравственных ценностей.
1. Объединитесь (по желанию) в группы. Каждая группа выбирает текст, обсуждает его и готовит коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?» Значение слова «инстинкт» найдите в справочной литературе.
Тексты для обсуждения.
• Пчёлы с помощью движений передают друг другу различные сигналы: об опасности, удачной охоте за нектаром ит. п. Кажется, будто пчёлы говорят друг с другом при помощи разных танцевальных движений. Пчёлы-«разведчицы», вылетая из улья, ищут новые источники корма. Обнаружив их и набрав корм, они возвращаются в улей и с помощью «танцев» передают информацию о том, в каком направлении нужно лететь, каково расстояние до источника корма и каков его запах. Все летят за «танцовщицей».
• Что помогает птенцу кукушки остаться живым и невредимым в чужом гнезде? Как ни удивительно, но он появляется из яйца первым, раньше, чем все другие «законные» птенцы этого гнезда. Как только начинают вылупляться другие птенцы, кукушонок проявляет свою «невоспитанность»: он подлезает под одного птенца, закидывает его на спину, несёт на край гнезда и выкидывает вон. Затем пятится задом, подлезает под другого птенца, и операция повторяется. Так делают все кукушата, появившиеся на свет в чужом гнезде.
Инстинкты — это врождённые формы поведения, которые помогают животным выживать и адаптироваться к окружающей среде. В тексте о пчёлах видно, как инстинкты управляют их поведением: пчёлы-разведчицы используют «танцы» для передачи информации о корме, что является примером сложного инстинктивного поведения. В случае с кукушонком его инстинкты заставляют его избавляться от других птенцов, чтобы выжить. Это показывает, как инстинкты могут быть как полезными, так и жестокими, но всегда направлены на сохранение вида.
2. Прочитай отрывок из книги Р. Киплинга «Маугли».
«Кусты в чаще слегка зашуршали, и Отец Волк присел на задние лапы, готовясь к прыжку...
— Человек! — огрызнулся Отец Волк. — Человечий детёныш! Смотри!
— Какой маленький! Совсем голый, а какой смелый! — ласково сказала Мать Волчица. (Ребёнок протискивался среди волчат поближе к тёплому боку.) — Ой! Он сосёт вместе с другими! Так вот он какой, человечий детёныш!..»
Выскажи своё мнение, что в этой истории можно считать правдой, а что — вымыслом.
В этой истории вымысел заключается в том, что волки принимают человеческого детёныша в свою стаю и воспитывают его как своего. В реальности такое поведение волков маловероятно. Однако правдой можно считать описание инстинктов животных: волки заботятся о своём потомстве и защищают свою территорию. Ласковое отношение Матери Волчицы к детёнышу также может быть правдоподобным, так как животные иногда проявляют заботу к чужим детёнышам.
3. Герои известного фильма «Приключения Электроника» мальчик Серёжа Сыроежкин и робот Электроник внешне были абсолютно одинаковыми. Что нужно знать про героев, чтобы определить, кто из них кто?
Чтобы отличить Серёжу Сыроежкина от робота Электроника, нужно обратить внимание на их поведение и эмоции. Серёжа — живой мальчик, который может испытывать страх, радость, сомнения и другие человеческие чувства. Электроник, будучи роботом, действует логично и рационально, не проявляя эмоций. Также важно знать, что Электроник был создан как точная копия Серёжи, но его действия всегда направлены на помощь и выполнение задач, что отличает его от обычного ребёнка.
4*. Подготовь проект по теме «Кто на кого похож». Подбери фотографии внешне похожих людей (свои, своих друзей и одноклассников, знаменитых людей) и оформи выставку. Если есть возможность, используй ресурсы Интернета.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением