Параграф 2 ГДЗ Боголюбов 5 класс (Обществознание)









Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Виноградова 5 класс, Просвещение:
§ 2. Отрочество – особая пора жизни
Чем отличается дошкольник от школьника?
Дошкольник отличается от школьника тем, что он ещё не начал систематическое обучение и больше времени проводит в играх и познании мира через игру.
Может ли маленький ребёнок обходиться без материнского ухода?
Маленький ребёнок не может обходиться без материнского ухода, так как он нуждается в заботе, защите и обучении базовым навыкам.
В чём проявляется забота взрослых?
Забота взрослых проявляется в обеспечении безопасности, питании, воспитании и эмоциональной поддержке.
Выбери высказывание, которое, по твоему мнению, характеризует подростка. Приведи примеры из собственной жизни. Сравни свой ответ с текстом учебника.
• Подростки — народ спокойный и рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему.
• Подросток — человек противоречивый, он склонен к быстрой смене настроения, любит поспорить и поупрямиться, а порой и покапризничать.
Подросток — человек противоречивый, склонный к быстрой смене настроения, любящий поспорить и поупрямиться. Например, в моей жизни были моменты, когда я спорила с родителями из-за своих желаний, а потом быстро меняла своё мнение. Это подтверждает, что подростки часто действуют импульсивно и эмоционально.
Используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких, знакомых, приведи пример, когда мечты и целеустремлённость человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов.
Мой знакомый мечтал стать программистом. Несмотря на трудности, он много учился, участвовал в конкурсах и в итоге поступил в престижный университет. Его целеустремлённость и вера в себя помогли ему достичь успеха.
Рассмотри репродукцию картины. Можно ли этого взрослого человека назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным? Предположи, какой образ жизни он ведёт. Каким он был в детстве? Серьёзно или с усмешкой назвал художник свою картину «Свежий кавалер»?
На картине изображён взрослый человек, который, судя по его виду, не выглядит дисциплинированным или аккуратным. Он, вероятно, ведёт неупорядоченный образ жизни, что видно по его позе и окружению. В детстве он, возможно, был избалованным или не приученным к порядку. Название «Свежий кавалер» звучит с усмешкой, так как художник, вероятно, иронизирует над поведением и внешним видом героя.
1. Кого называют отроком?
Возраст, в который вступил ты и твои сверстники, называется подростковым. В старину подростков называли отроками, а соответствующий период жизни — отрочеством.
2. Почему принято считать подростковый возраст переходным?
Отрочество связано с возникновением новых чувств, переживаний, с самыми разными настроениями. Почувствовав себя уже не ребёнком, подросток хочет приобщиться к миру взрослых, узнать о нём как можно больше, стать его равноправным членом.
В этот период начинаются серьёзные изменения в организме, завершается путь к биологической зрелости, т. е. готовности организма стать взрослым. Прежде всего мальчики и девочки быстро растут. Увеличивается и масса тела. Очень быстро растёт и скелет, поэтому многие подростки кажутся нескладными, угловатыми, отдельные движения их скованны.
Одна из черт людей этого возраста — резкая смена настроений. Под влиянием происходящих в организме изменений нервная система подростка не всегда правильно реагирует на поступающую информацию, что немедленно отражается на его поведении.
3. Может ли самостоятельность быть отрицательным качеством?
Среди подростков распространено мнение, что показателями взрослости являются поступки и привычки, присущие некоторым взрослым людям: курение, употребление спиртных напитков, развязность, хулиганство.
К сожалению, бывает, что подростки, считая возможным повторять дурные поступки взрослых, попадают в исправительные колонии, в тюрьму, погибают от отравления наркотиками, ножевых ран и т. п. Такая самостоятельность не приносит пользы, а часто разрушает только начавшуюся жизнь.
4. Как ты считаешь, нужно ли обучать мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать за младенцами?
Я думаю, нужно обучать мальчиков стирать, готовить еду, ухаживать за младенцами, так как им это поможет в будущей семейной жизни, они смогут помогать женам.
1. Прочитай строки из стихотворения Н. Заболоцкого «Метаморфозы»:
Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной, —
Не я один. Нас много. Я — живой.
Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и чем отличается этот возраст от других периодов жизни человека?
Подростковый возраст характеризуется быстрыми изменениями в физическом и эмоциональном состоянии. Подростки часто испытывают противоречивые чувства, стремятся к самостоятельности, но при этом нуждаются в поддержке. Этот период отличается от других тем, что в нём формируется личность, происходит поиск себя и своего места в мире.
2*. Древнегреческий учёный Пифагор выделял такие периоды жизни человека:
• период становления – до 20 лет (весна)
• молодой человек – 20-40 лет (лето)
• человек в расцвете сил – 40-60 лет (осень)
• старый и угасающий человек – 60-80 лет (зима)
Выскажи своё мнение, почему Пифагор сравнивал периоды жизни человека с временами года.
Пифагор сравнивал периоды жизни с временами года, чтобы показать естественный цикл развития человека. Весна (до 20 лет) символизирует рост и становление, лето (20-40 лет) — расцвет сил, осень (40-60 лет) — зрелость и мудрость, а зима (60-80 лет) — угасание и завершение жизненного пути.
3. Сравни свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками. Какие советы ты можешь дать ребятам?
Марина часто ссорится с сестрой, обижается на маму, но обида быстро проходит; первая на мир не пойдёт, но и сердиться долго не умеет. Хочет скорее стать взрослой, поэтому любит наряжаться в мамины платья, играть в принцесс и модных девушек. Олег спокойный и рассудительный, но часто проявляет упрямство и непослушание. Всегда хочет всё сделать по-своему, самостоятельно принимать решения, поэтому часто спорит со взрослыми и сверстниками. Любимое его выражение «Я — не маленький».
Марине можно посоветовать учиться находить компромиссы с сестрой и мамой, а также ценить моменты детства, не спеша взрослеть. Олегу стоит помнить, что самостоятельность — это хорошо, но важно прислушиваться к советам взрослых, чтобы избежать ошибок.
4. Запиши на листе бумаги всё, о чём ты мечтаешь. Оцени свои мечты: посмотри, чего в списке больше — желаний приобрести модные вещи, ценности, отдыхать и путешествовать или желаний, связанных с учёбой, будущей профессией, общением с друзьями и интересными взрослыми людьми.
Записав свои мечты, я заметила, что многие из них связаны с учёбой, будущей профессией и общением с интересными людьми. Это показывает, что я стремлюсь к развитию и самореализации, хотя есть и желания, связанные с отдыхом и путешествиями.
5. Прочитай стихотворение Агнии Барто «Рыцари»:
В коридоре, в классе ли —
Всюду стены красили,
Тёрли краску, тёрли мел,
Каждый делал, что умел.
Труд делили поровну
Мальчики и девочки.
Шкаф тащили в сторону
Девочки, девочки.
Шкаф тяжёлый с книгами,
С книгами
Три девчонки двигали,
Двигали.
А два парня-крепыша
Стул тащили не спеша.
Отдыхали девочки,
Отдыхали мальчики:
Девочки — на лавочке,
Парни — на диванчике.
Как ты считаешь, можно ли назвать поведение мальчиков, о которых говорится в стихотворении, достойным, рыцарским? Доводилось ли тебе быть участником или свидетелем подобной ситуации? Выскажи своё мнение, в чём может быть причина такого поведения.
Поведение мальчиков в стихотворении нельзя назвать достойным, так как они не помогли девочкам с тяжёлым шкафом, а сами отдыхали. Возможно, причина такого поведения в стереотипах или недостатке воспитания. Я была свидетелем подобной ситуации, когда мальчики не хотели помогать девочкам, что вызвало недовольство.
6*. Прочитай текст рубрики «Учимся общаться». Свойственны ли тебе описанные особенности?
Да, я считаю, что мне свойственны описанные особенности. Я всегда стараюсь уважительное и деликатно общаться с разными людьми.
Составьте в парах памятку — советы «Как всегда чувствовать себя хорошо».
• Хорошо высыпайтесь
• Хорошо питайтесь
• Старайтесь заниматься спортом и проводить больше времени на свежем воздухе
• Найдите хобби
• Отдыхайте с семьей и друзьями
Рассмотри рисунки на с. 24. Как ты думаешь, в каком случае человек проявляет доброжелательность и терпение? Как ведёт себя человек в другом случае? Какое чувство остаётся у собеседника?
На рисунках Херлуфа Видсгрупа можно увидеть два разных типа поведения. В первом случае человек проявляет доброжелательность и терпение: он внимательно слушает, улыбается и старается понять собеседника. Это создаёт атмосферу доверия и комфорта, оставляя у собеседника чувство благодарности и удовлетворения. Во втором случае человек ведёт себя грубо, перебивает или игнорирует собеседника, что вызывает раздражение и обиду. Такое поведение оставляет у собеседника негативные эмоции и ощущение, что его не ценят.
1. Подросток сидит развалившись на переднем сиденье автобуса. Входит пожилой человек, встаёт рядом. Подросток закрывает глаза и делает вид, что спит. Как ты охарактеризуешь поведение подростка? Можно ли его назвать бесчеловечным? бескультурным?
Поведение подростка можно охарактеризовать как бескультурное и неуважительное. Он игнорирует потребности пожилого человека, демонстрируя отсутствие заботы и вежливости. Хотя его поступок нельзя назвать бесчеловечным, он определённо показывает недостаток воспитания и уважения к старшим.
2. Представь, что тебя угощают кушаньем, которое ты не любишь. Найди ответ, который не обидит повара.
- Я это терпеть не могу.
- Спасибо, но я это не ем.
- Благодарю, но я не голоден. Я с удовольствием попробую это в следующий раз.
Благодарю, но я не голоден. Я с удовольствием попробую это в следующий раз. Этот ответ вежлив и не содержит негативных эмоций, что позволяет избежать обиды.
3. Тебе подарили вещь, которая у тебя уже есть. Найди ответ, который не обидит дарящего.
- Ой, у меня это уже есть.
- Вот хорошо, теперь я это могу подарить кому-нибудь.
- Спасибо, мне очень нравится.
Самый подходящий ответ: «Спасибо, мне очень нравится». Это выражение благодарности, которое не акцентирует внимание на том, что вещь уже есть, и не обижает дарящего.
4. Ты не согласен с товарищем. Что ты ему скажешь?
- Ты всегда говоришь чушь.
- Я с тобой не согласен и не хочу с тобой разговаривать.
- Позволь мне тебе объяснить, что я думаю об этом.
Лучше всего сказать: «Позволь мне тебе объяснить, что я думаю об этом». Этот ответ позволяет выразить своё мнение, не переходя на личности и не создавая конфликта.
Похожие решебники
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением