Параграф 1 ГДЗ Мединский Торкунов 10 класс (История)

Изображение Глава I. Россия в годы Первой мировой войны и Великой русской революцииПочему произошла Российская революция?•	Недовольство населения войной и усталость от...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 10 класс, Просвещение:
Глава I. Россия в годы Первой мировой войны и Великой русской революции
Почему произошла Российская революция?
• Недовольство населения войной и усталость от войны
• Ухудшение уровня жизни
• Недовольство политикой и лично Николаем II
• Социально-экономический кризис
• Очереди и дефицит товаров
• Нерешенный земельный вопрос
Какие последствия она имела для страны и для мира?
• Распад Российской империи
• Установление республики в России
• Установление власти большевиков
• Появление новых республик (например, Белорусская)
• Начало Гражданской войны
§ 1. Россия и мир накануне Первой мировой войны
Почему началась Первая мировая война?
• Формирование военно-политических блоков
• Рост территориальной экспансии
• Предвоенные кризисы и столкновения интересов стран
• Появления новых видов вооружений
Почему в начале ХХ в. наблюдался кризис международных отношений?
• Разные темпы экономического развития стран
• Индустриальный рост
• Усиление территориальной экспансии
• Активность Германии в Османской империи и ситуация вокруг Багдадской железной дороги
1. Какие военно-политические блоки противоборствовали в конце XIX – начале ХХ века? Какие страны в них входили?
В данный период времени противоборствовали Антанта (Россия, Англия и Франция) и Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия).
2. Чем можно объяснить их противостояние?
Их противостояние в первую очередь объясняется усилением Германии. Разные экономические модели и стратегии развития государств приводили к конкуренции за рынки сбыта и ресурсы. Каждая из сторон пыталась расширить свои колониальные владения, что вызывало конфликты и споры.
Подготовьте краткое сообщение (презентацию) о любом новом виде военной техники конца XIX – начала ХХ в. Особо отметьте его роль в годы Первой мировой войны.
Одним из значимых видов новой военной техники конца XIX – начала XX века был танк. Его разработка началась в ответ на тупиковую позиционную войну, когда обе стороны Первой мировой войны оказались в окопах, защищённых колючей проволокой и пулемётными гнёздами. Пехота несла огромные потери при попытках прорваться через такие оборонительные позиции.
Первый танк, "Марк I", был создан в Великобритании в 1916 году. Это была тяжелая машина с гусеничным движением, способная преодолевать окопы, разрушать заграждения и оказывать поддержку пехоте. Его броня защищала экипаж от пуль, а вооружение включало пулемёты и лёгкие орудия.
Танки сыграли важную роль в сражении при Сомме в 1916 году и в более крупных операциях в 1917 и 1918 годах. Их появление на поле боя оказало психологическое давление на противника и изменило тактику ведения боевых действий. Хотя на начальном этапе танки были медленными и ненадёжными, они продемонстрировали потенциал для революции в войнах. В дальнейшем танки стали основой наземных войск многих армий мира.
1. Какие новые виды военной техники были изобретены в конце XIX – начале ХХ в.?
В 1884 г. американцем Х. Максимом было изобретено скорострельное оружие – пулемёт. В ряде стран началось строительство подводного флота. В 1908 г. прошла испытание первая в мире подводная лодка с дизельным двигателем – созданная в России «Минога».
В 1903 г. совершил успешный полёт первый самолёт - «Флайер» братьев Райт (США). В 1910 г. состоялись полёты русских самолётов трёх различных конструкций. Одну из них разработал молодой авиаконструктор Игорь Сикорский. В 1913 г. он создал первый и самый большой в мире на тот момент самолёт-бомбардировщик «Илья Муромец».
В 1868 г. в США была изобретена колючая проволока.
Началась разработка химического оружия – первого вида оружия массового поражения.
2. Какие факты свидетельствуют о подготовке стран Европы к войне?
Страны Антанты и Тройственного союза реализовывали программы перевооружения своих армий.
В 1912 г. Россия приняла долгосрочную программу усиления Балтийского и Черноморского флотов. Европейские страны активно модернизировали и наращивали сухопутные силы, проводили перевооружение. Значительное внимание уделялось развитию артиллерии – главной ударной силы армии. К началу войны военные программы Франции и России ещё не были завершены, в то время как Германия уже осуществила реорганизацию своей армии и программу её перевооружения.
О чем свидетельствует данное заявление?
Данное заявление свидетельствует о резком обострении русско-германских отношений. Упоминание Босфора указывает на стратегическое значение проливов для Российской империи и на стремление Германии усилить своё влияние в регионе.
Фраза «Русско-прусские отношения умерли раз и навсегда!» подчёркивает разрыв бывшего союза между Россией и Германией, что также можно связать с крахом прежней системы союзов в Европе, подготовившей почву для начала глобального конфликта.
Составьте хронику международных кризисов начала ХХ в.
Предвоенные международные кризисы. Угроза войны в начале ХХ в. неуклонно возрастала. Два марокканских кризиса (1905-1911) едва не привели к франко-германской войне. Аннексия Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины спровоцировала Боснийский кризис (1908-1909). В 1911 г. Италия объявила войну Турции. В этом конфликте Германии пришлось выбирать между двумя своими союзниками. Предпочтение было отдано Турции, где интересы Германии носили стратегический характер. Это привело к началу распада Тройственного союза.
Обнаружившаяся в ходе итало-турецкой войны слабость турецкой армии подтвердилась в ходе Первой Балканской войны (1912-1913), закончившейся поражением Турции и утратой почти всех её европейских территорий в пользу стран Балканского союза (Болгарии, Греции, Сербии, Черногории). В ходе Второй Балканской войны (1913) Болгария потерпела поражение от объединённых сил Турции, Сербии, Румынии и Греции. Это привело к росту в Болгарии реваншистских настроений, которые способствовали сближению Болгарии и Тройственного союза.
Почему Первую мировую в России назвали «Второй Отечественной»?
Первую мировую войну в России назвали «Второй Отечественной» по аналогии с Отечественной войной 1812 года, когда российский народ объединился для защиты страны от внешнего врага. В 1914 году, когда Германия напала на Россию, возникла идея снова вести войну за «защиту Отечества».
Как вы думаете, почему впоследствии эта война оказалась забытой?
Октябрьская революция 1917 года кардинально изменила политику страны. Большевики, пришедшие к власти, относились к Первой мировой войне как к империалистической, ненужной войне, и её память не вписывалась в новую советскую идеологию.
1. Что послужило поводом к началу Первой мировой войны?
Поводом к началу войны стали трагические события в г. Сараево (на территории Боснии, аннексированной Австро-Венгрией в 1908 г.). Здесь 28 июня 1914 г. был убит наследник австрийского престола Франц Фердинанд. При поддержке Германии Австро-Венгрия обвинила в происшедшем Сербию и 23 июля 1914 г. выдвинула ей ультиматум.
2. Что заставило Россию поддержать Сербию?
Россия считала себя защитницей всех славянских народов, особенно православных. Сербия, как славянская и православная страна, рассматривалась Россией как естественный союзник.
Австро-Венгрия после убийства эрцгерцога Франца Фердинанда предъявила Сербии ультиматум, за которым стояла явная угроза вторжения. Россия видела в Австро-Венгрии и её союзнике — Германии — главных противников на Балканах и в Европе. Защищая Сербию, Россия стремилась ослабить позиции Австро-Венгрии и не допустить дальнейшего расширения её влияния.
Балканы были стратегически важным регионом для России. Контроль над Балканами давал бы доступ к ключевым проливам — Босфору и Дарданеллам, что позволяло бы контролировать выход в Средиземное море. В случае поражения Сербии Россия рисковала потерять своё влияние в этом важном регионе.
3. Какая памятная дата отмечается ежегодно в России 1 августа?
1 августа 1914 г Германия объявила войну России. Ежегодно в России в этот день отмечается день памяти российских воинов, отдавших свою жизнь в годы Первой мировой войны.
1. Рассмотрите приведённый в начале параграфа плакат. Почему страны Антанты изображены в виде женщин?
Женщины олицетворяли идеи правосудия, морали и высокой цели. Антанта позиционировалась как союз, ведущий борьбу за правое дело — свободу народов, защиту от агрессии, мир и порядок в Европе. Женский образ, связанный с идеалами праведности и справедливости, помогал подчеркнуть эти аспекты.
2. Была ли Россия заинтересована в начале Первой мировой войны?
Россия не была напрямую заинтересована в начале Первой мировой войны, так как война несла угрозу её внутренней стабильности и экономическому развитию. Основной интерес России заключался в защите своих геополитических позиций, особенно на Балканах, где её влияние оспаривала Австро-Венгрия. Славянские народы, особенно Сербия, рассматривались как естественные союзники России.
Могла ли она её предотвратить или отсрочить? Объясните свою позицию.
Россия могла попытаться предотвратить или отсрочить войну через дипломатические усилия, но в реальности её возможности для этого были ограничены. Начало войны было связано с цепью событий. Политика Николая II и его окружения была ориентирована на сохранение статуса великой державы, что привело к мобилизации и, в конечном итоге, к войне.
3. Сформулируйте не менее трёх причин (предпосылок) вступления России в Первую мировую войну.
• Поддержка Сербии против Австро-Венгрии рассматривалась как важный стратегический шаг для сохранения влияния в регионе и защиты славянского единства.
• Россия вела борьбу за влияние в Восточной Европе и на Балканах с Австро-Венгрией и Германией. Вступление России в войну можно рассматривать как попытку сдержать усиление этих держав
• Россия, как великая держава, стремилась укрепить свои международные позиции
4. Можно ли утверждать, что русская армия была готова к войне? Аргументируйте свою точку зрения.
Я думаю, Россия не была до конца готова к войне. Страны Антанты и Тройственного союза реализовывали программы перевооружения своих армий. В 1912 г. Россия приняла долгосрочную программу усиления Балтийского и Черноморского флотов. К началу войны военные программы Франции и России ещё не были завершены, в то время как Германия уже осуществила реорганизацию своей армии и программу её перевооружения.
5. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию) о любом международном кризисе, который был прологом к Первой мировой войне.
Одним из ключевых международных кризисов, ставших прологом к Первой мировой войне, был Марокканский кризис (также известный как Первый Марокканский кризис) 1905-1906 гг.
Этот кризис возник из-за столкновения интересов Франции и Германии по поводу контроля над Марокко. Франция стремилась укрепить своё влияние в Северной Африке, однако Германия, опасаясь усиления Франции, решительно выступила против её претензий на Марокко. В 1905 году германский кайзер Вильгельм II совершил демонстративный визит в Танжер, где заявил о поддержке независимости Марокко, что стало прямым вызовом Франции.
Напряжённость между державами привела к международной конференции в испанском городе Альхесирас в 1906 году, где были проведены переговоры между главными европейскими державами. Конференция закончилась компромиссом: Франция получила определённые экономические привилегии в Марокко, однако страна формально оставалась независимой.
Марокканский кризис продемонстрировал резкое обострение международных отношений и рост напряжённости между крупнейшими державами Европы. Германия, пытавшаяся ослабить позиции Франции, оказалась изолирована на дипломатической арене, а кризис стал одной из причин укрепления союза Антанты между Францией, Великобританией и Россией. Этот конфликт способствовал дальнейшему росту недоверия и враждебности, что в конечном итоге привело к Первой мировой войне.
Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) Боснийский кризис; – 1908-1909 гг
2) объявление Германией войны России; – 1 августа 1914 г
3) русско-английское соглашение и завершение оформления Антанты; – 1907 г
4) начало Первой мировой войны; – 15 (28) июля 1914 г
5) создание самолёта «Илья Муромец». – 1913 г
Ответ: 3, 1, 5, 2, 4
Раскройте смысл понятия «Антанта».
Антанта — это военный и политический союз, сформированный в начале XX века между Францией, Россией и Великобританией в противовес Тройственному союзу (Германия, Австро-Венгрия и Италия).
Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России.
В 1891 году Франция и Россия заключили политический и военный союз против Германии и Австро-Венгрии. Это стало основой для формирования Антанты в 1907 году, когда к союзу присоединилась Великобритания.
Участие России в Первой мировой войне — Россия, будучи одной из ключевых стран Антанты, вступила в войну после того, как Австро-Венгрия объявила войну Сербии, союзнику России.
Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.
1. Когда был издан приведённый манифест?
Манифест Николая II, отрывок из которого приведён, был издан в августе 1914 года, после того как Германия и Австро-Венгрия объявили войну России.
Какие государства именуются в документе «доблестными союзниками»?
В документе «доблестными союзниками» именуются страны Антанты — Франция и Великобритания, которые вместе с Россией сражались против Центральных держав.
2. Почему Австро-Венгрия названа в манифесте «первой зачинщицей мировой смуты»? Действительно ли это так? Своё мнение аргументируйте.
Австро-Венгрия названа в манифесте «первой зачинщицей мировой смуты» из-за её агрессивных действий против Сербии, которые стали непосредственным поводом к началу Первой мировой войны.
Действительно, Австро-Венгрия сыграла важную роль в начале конфликта, но её действия были частью более широкой системы альянсов и напряжённостей, которые складывались в Европе на протяжении десятилетий. Таким образом, хотя Австро-Венгрия и стала инициатором конфликта с Сербией, другие великие державы, включая Германию, Францию, Великобританию и Россию, уже были вовлечены в сложную дипломатическую игру, что привело к глобальной войне.
Прочитайте отрывок из работы историка О. Айрапетова. Выполните задание и ответьте на вопросы.
1. Охарактеризуйте обстоятельства, сделавшие неизбежным вступление России в Первую мировую войну.
Россия была частью Антанты, и союз с Францией и Великобританией обязывал её поддержать их в случае войны с Германией и Австро-Венгрией.
Россия считала себя защитницей славянских народов, в частности Сербии, которая была атакована Австро-Венгрией после убийства эрцгерцога Франца Фердинанда.
Россия стремилась укрепить своё влияние на Балканах и в Черноморском регионе, где столкнулась с конкуренцией со стороны Австро-Венгрии и Германии.
2. Какие цели участия в войне могло преследовать российское правительство?
• Защита славянских народов
• Контроль над проливами Босфор и Дарданеллы
• Укрепление международного авторитета
3. Насколько эти цели соответствовали интересам России?
Как отметил историк О. Айрапетов, у России не было ясной цели, принимаемой всеми слоями общества. Хотя элиты могли видеть выгоду в усилении влияния на Балканах и доступе к проливам, эти задачи были не так понятны и привлекательны для масс.
Цели соответствовали геополитическим интересам, но их достижение оказалось крайне сложным, и война привела к истощению экономики и социальной нестабильности, что в итоге закончилось революцией.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2-3 аргументами.
• Формирование военно-политических блоков – мировые державы объединились в 2 противоборствующих блока, что вело к их прямому столкновению
• Рост территориальной экспансии – мировые державы столкнулись с противоречиями по поводу своих колониальных владений. Разные страны претендовали на колониальные территории, что привело к столкновению интересов
• Предвоенные кризисы и столкновения интересов стран
• Появления новых видов вооружений
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением